г. Ярославль Дело № А82-15699/2008 -39
14 января 2009 года
Резолютивная часть решения от 13.01.2009г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Лесной остров»
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции ФНС №8 по Ярославской области от 05.12.2008 № 04-595
о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – Сысоева А.П.– довер. от 05.12.2007г.
от ответчика – Добросердова И.Е. – довер. от 12.01.2009г.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лесной остров» обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 04-595 от 05.12.2008г., вынесенного исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Ярославской области, о привлечении к административной ответственности по статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30000 руб.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией ФНС №8 по Ярославской области совместно с сотрудниками Мышкинского РОВД на основании поручения заместителя начальника Инспекции от 19.11.2008г. № 217 проведена проверка ООО «Лесной остров» по вопросу соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
При проведении проверки 19.11.2008г. Старшим инспектором ОБПСПР и ИАЗ ОВД по Мышкинскому муниципальному району произведена проверочная закупка услуги аренды комплекса для временного проживания «Дача» сроком на одни сутки стоимостью 4000 рублей на базе отдыха «Лесной остров», расположенной в д.Пашково Мышкинского района Ярославской области.
В ходе проверочной закупки установлено неприменение Обществом контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов.
По результатам проверки 28.11.2008г. главным госналогинспектором Инспекции ФНС №8 по Ярославской области в отношении ООО «Лесной остров» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
05.12.2008г. Исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС №8 по Ярославской области вынесено постановление о привлечении ООО «Лесной остров» к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым постановлением.
Исследовав обстоятельства дела и объективно оценив представленные административным органом доказательства, суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон) все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Продажа товаров без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники является административным правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством, которое состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела послужило выявление в ходе проведения проверочной закупки факта неприменения Обществом с ограниченной ответственностью «Лесной остров» контрольно-кассовой машины при реализации услуг.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в том числе, наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известные органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершавших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14.07.1998г. № 86-О под противоправным деянием рассматриваемый Федеральный закон подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.
Согласно статьи 2 названного Закона задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Из изложенного следует, что оперативно-розыскные мероприятия не проводятся в целях выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 16 статьи 11 Закона РФ от 18.04.2007г. № 1026-1 «О милиции» милиции предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О милиции» милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Согласно статьям 7, 9 указанного Закона милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Основными задачами милиции общественной безопасности являются, в том числе, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
В соответствии со Структурой милиции общественной безопасности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности», подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства входят в структуру милиции общественной безопасности (п.п.«ж» п.10 Структуры).
Статьей 10 Закона «О милиции» установлены обязанности милиции. В частности, согласно пунктам 1 и 7 указанной статьи милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.
Вместе с тем, ни указанный нормативный правовой акт, ни иные акты не предоставляют право должностных лиц органов внутренних дел проводить проверочные закупки с целью выявления административных правонарушений, не определяют метод и порядок их проведения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что осуществление должностным лицом БППР и ИАЗ ОВД Мышкинского муниципального района проверочной закупки при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, представленные административном органом документы свидетельствуют о том, что доказательства совершения Обществом вменяемого правонарушения добыты с существенными процессуальными нарушениями, что влечет незаконность оспариваемого постановления.
Кроме того, согласно статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Статьей 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указывается дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или Закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с требованиями части 3 указанной статьи при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Часть четвертая этой же статьи предусматривает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола.
Протокол должен быть подписан физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Таким образом, положения вышеуказанной нормы, представляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении и административный орган обязан выполнить все вышеперечисленные требования.
Как установлено судом, протокол об административном правонарушении от 28.11.2008г. № 04-595 в отношении ООО «Лесной остров» составлен в отсутствии его законного представителя.
Как пояснил в судебном заседании представитель Инспекции, определение о возбуждении дела об административном правонарушении с указанием времени и места составления протокола вместе с сопроводительным письмом от 19.11.2008г. № 14-26/24073 направлялось генеральному директору, однако почтовое уведомление о получении адресатом документов в инспекцию не возвратилось.
Таким образом, доказательств уведомления директора Общества Лешукова А.А. о составлении 28.11.2008г. протокола об административном правонарушении налоговым органом не представлено.
Доводы представителя административного органа о том, что извещение директора о составлении протокола 28.11.2008г. содержится также в акте проверки, который был вручен представителю проверенного объекта – горничной Хандовой Т.А., судом отклоняются, как противоречащие данному документу. Из акта проверки выполнения Закона РФ от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 19.11.2008г. № 009402 усматривается, что руководитель проверяемого объекта приглашался 28.11.2008г. в Инспекцию «для рассмотрения результатов проверки», что имеет более широкое и конкретно неопределенное смысловое значение.
С учетом изложенного суд полагает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 05.12.2008г. № 04-595, вынесенное исполняющим обязанности начальника Межрайонной инспекции ФНС №8 по Ярославской области, о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Лесной остров» (ИНН 76100788843, ОГРН 1087610001291, адрес местонахождения: Ярославская обл., г.Рыбинск, ул.Б.Казанская, д.26) к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в течение десяти дней со дня его принятия.