ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1583/2023 от 23.09.2023 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-1583/2023

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Даниловскому муниципальному району Ярославской области в лице администрации Даниловского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>; ОГРН <***>);

Обществу с ограниченной ответственностью "Ванкорское УТТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным договора аренды земельного участка, № 14-57- 2020,

о признании образования земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 недействительным;

об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о категории земельного участка и виде разрешенного использования с кадастровым номером 76:05:055302:9001;

о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001, внесении в ЕГРН сведения о категории земельного участка «земли лесного фонда»;

об указании в решении суда, что данное решение будет являться основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 76:05:055302:9001

3-и лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, ООО "Ярлесстройпром", Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области

при участии:

от истца (онлайн) – ФИО1, по дов. от 17.01.2023,

от ответчика 1 – ФИО2, по дов. от 10.03.2023,

от ответчика 2 - ФИО3 - по дов. от 10.01.2023,

от 3-их лиц - не явились

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Даниловскому муниципальному району Ярославской области в лице администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, Обществу с ограниченной ответственностью "Ванкорское УТТ" о признании недействительным договора аренды земельного участка, № 14-57- 2020, дата государственной регистрации: 17.11.2020, номер государственной регистрации: 76:05:055302:9001-76/052/2020-3 в силу его ничтожности как противоречащий законодательству и нарушающий права третьих лиц; последствия недействительности сделки не применять; о признании образования земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 недействительным; об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о категории земельного участка и виде разрешенного использования с кадастровым номером 76:05:055302:9001; о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001, внесении в ЕГРН сведения о категории земельного участка «земли лесного фонда»; об указании в решении суда, что данное решение будет являться основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 76:05:055302:9001.

На основании пункта 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 736, в полномочия Рослесхоза входит осуществление от имени Российской Федерации защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представители ответчиков против иска возражали по доводам отзывов и дополнительных пояснений.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, ООО "Ярлесстройпром", Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области поступил отзыв.

От Департамента лесного хозяйства Ярославской области поступили отзыв и дополнения, поддерживает правовую позицию и требования истца.

От Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступил отзыв, иск полагает необоснованным, поддерживает доводы ответчиков.

Третьи лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В целях реализации Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» Федеральным агентством лесного хозяйства осуществляется сопоставление границ земель лесного фонда с границами земельных участков в составе земель иных категорий.

В результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 с границами Даниловского лесничества в Ярославской области истец установил их пересечение.

Границы Даниловского лесничества в Ярославской области установлены приказом Рослесхоза от 13.02.2020 № 129.

При сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 полностью расположен в границах земель лесного фонда, местоположением: выделы 19, 20 квартала 33 Даниловского лесничества Ярославской области.

В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с КН 76:05:055302:9001 площадью 10000 кв.м относится к категории «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешённого использования «объекты придорожного сервиса». Объекты недвижимости в границах земельного участка отсутствуют. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.07.1995. Согласно сведениям ЕГРН правообладателем земельного участка является Даниловский муниципальный район Ярославской области.

23.10.2020 в интересах Даниловского муниципального района между управлением муниципальным имуществом администрации Даниловского муниципального района и Обществом с ограниченной ответственностью «Ванкорское УТТ» был заключен договор аренды земельного участка №14_57-2020 (далее - Договор) сроком по 23.12.2023 года. По Договору Ответчику-2 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001, общей площадью 10 000 кв.м, расположенный по адресу: Ярославская область, р-н Даниловский, с/п Даниловское, д. Иваники, з.у. 4, с целью размещения объекта капитального строительства с последующей эксплуатацией автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС).

Как указал истец, земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 образован из лесного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН с кадастровым номером 76:05:000000:2. Лесной участок предоставлен в пользование ООО «Ярлесстройпром» для заготовки древесины на основании договора аренды № 66 от 06.07.2009 г. В настоящее время одна и та же площадь земной поверхности, отнесенная, согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда, учтена в ЕГРН в качестве двух категорий одновременно, что нарушает имущественные права Российской Федерации на земли лесного фонда.

Согласно письму администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 20.09.2022 № 886, земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 передан в собственность Даниловского муниципального района из собственности Ярославской области на основании постановления Правительства Ярославской области № 512-п от 17.07.2019 «О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Даниловского муниципального района Ярославской области».

Решением исполкома областного Совета народных депутатов № 144 от 20.03.87 « О предоставлении земель для несельскохозяйственных нужд и организации коллективного садоводства в Даниловском, Рыбинском и Угличском районе», указанный земельный участок площадью 1 га изъят у землепользователя «Даниловский лесокомбинат» из лесных земель для передачи землепользователю «Даниловское дорожное ремонтно-строительное управление управления «Ярославльавтодор» для строительства асфальтной установки (в приложении к решению от 20.03.87 № 144) и был выдан государственный акт на право пользования землей А-1 № 35674 от 11.12.1987 для строительства асфальтной установки.

Постановлением главы администрации Даниловского района от 12.07.1995 № 424 земельный участок был передан в постоянное (бессрочное) пользование Даниловскому государственному дорожно-ремонтно-строительному предприятию для производственных целей, на основании которого возникло право собственности Ярославской области.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 администрацией Даниловского муниципального района Ярославской области передан с аукциона в аренду ООО «Ванкорское УТТ» для размещения объекта капитального строительства с последующей эксплуатацией автомобильной газонаполнительной компрессорной станции.

Истец считает указанные правоприменительные акты противоречащими действовавшему законодательству.

Правовая позиция истца основана на следующем.

Согласно Решению исполкома областного Совета народных депутатов № 144 от 20.03.87 земельный участок площадью 1 га, изъятый у землепользователя «Даниловский лесокомбинат», относился к лесам первой группы.

Ранее действовавшие Основы земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 г. в статье 16 предусматривали изъятие земель, занятых лесами первой группы, в исключительных случаях и только по постановлению Совета Министров союзной республики.

Вновь принятые Основы законодательства СССР и союзных республик о земле (далее - Основы о земле 1990) в статье 11 устанавливали, что изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускалось только в исключительных случаях в порядке, устанавливаемом законодательством союзных и автономных республик.

При этом до 30 мая 1991 г. продолжал действовать Земельный кодекс РСФСР 1970 г., где согласно статье 5 перевод земель из одной категории в другую производился "органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством СССР и РСФСР".

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 марта 1974 г. № 175 «Об упорядочении предоставления в пользование земельных участков» требовалось наличие справки о согласовании изъятия в соответствии со ст. 35 ЗК РСФСР 1970 (подп. "е" п. 14 раздела III) и заключение Министерства лесного хозяйства РСФСР.

Статья 35, а также ст. ст. 13, 85 ЗК РСФСР 1970 г. для изъятия земель, занятых лесами первой группы, однозначно требовали издания только постановления Совета Министров РСФСР.Согласно ст. 82 ЗК РСФСР 1970 г. при включении земельных участков в черту города происходило изъятие этих участков.

В соответствии с абз. 13 статьи 12 ГК РФ неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, выступает самостоятельным способом защиты права.

На основании изложенного, по мнению истца, правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 не подлежат применению судом как противоречащие законодательству.

Из статьи 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» следует, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право Российской Федерации на лесной участок является ранее возникшим в силу прямого указания закона.

Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (часть 4 статьи 6.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ). Описание местоположения лесных участков, их границы определяются исходя из материалов лесоустройства.

Факт образования спорного земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 из земель лесного фонда является основанием для обращения в суд с иском о правах на указанный земельный участок.

Сделки по передаче прав на спорный земельный участок являются ничтожными сделками, нарушающими требования законодательства и посягающими на публичные интересы.

Согласно п. 1 статьи 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.

Согласно п. 1 статьи 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с п. 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Истец, исходя из приведенных выше норм, считает, что в рассматриваемом случае имеет место заключение договора в отношении федеральной собственности неуполномоченными лицами и отчуждение лесного фонда, что нарушает требования действующего законодательства посягает на публичные интересы в виду особой важности земель лесного фонда.

Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 84 Постановления от 26.03.2015 № 25 допустимо предъявление исков и признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании сделки недействительной.

Истец не заявляет требования о применении последствий недействительности,указав, что последствия недействительности сделки в настоящем случае неприменимы, так как двусторонняя реституция не восстановит права РФ на земли лесного фонда.

Указанное явилось основанием для обращения Рослесхоза в суд с рассматриваемым иском.

Представитель Администрации и управления муниципальным имуществом ФИО2 пояснил, что в соответствии со ст.41 Устава Даниловского муниципального района администрация Даниловского муниципального района осуществляет правомочия собственника в отношении муниципального имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства в порядке, установленном решениями Земского собрания, в том числе передает муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждает, совершает иные сделки в соответствии с федеральными законами. Администрация иск полагает не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

1. В соответствии со ЕГРН правоустанавливающими и
правоудостоверяющими документами земельный участок 76:05:055302:9001
имеет категорию земель - земли промышленности. Права предыдущих правообладателей на
земельный участок возникли до 1 января 2016 года. На земельном участке
отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

2. Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» по
Республике Марий Эл от 26.08.2022 № 220/РМЭ пересечение земельного
участка 76:05:055302:9001 с землями лесного фонда (земельный участок
76:00:000000:23552, контур 12, кадастровый номер контура
76:00:000000:23552/12) выявлено 26.08.2022.

В орган регистрации прав уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок не поступило, как предусмотрено положениями части 3 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и положениями части 8 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В связи с наличием документа, подтверждающего изъятие земельного участка из земель лесного фонда, в силу положений частей 3,6 и 8 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» администрация полагает, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 должен быть отнесен исключительно к землям промышленности и иного специального назначения.

В обоснование доводов ответчиком-1 представлены:

1.Государственный акт от 11 декабря 1987 года.

2.Решение Исполнительного комитета Ярославского областного
Совета народных депутатов № 144 от 20.03.1987.

3.Постановление Главы администрации Даниловского муниципального района № 424 от 12.07.1995.

4.Постановление Правительства Ярославской области № 512-П от 17.07.2019 «О безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области в собственность Даниловского муниципального района Ярославской области».

5.Выписка из ЕГРН на земельный участок 76:05:055302:9001.

6.Договор аренды.

7.Извещение о проведении торгов.

Основываясь на положениях Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», администрация просит в иске отказать.

Представитель ООО «Ванкорское УТТ» ФИО3 подтвердила заключение договора аренды №14_57-2020 от 23.10.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001. Представитель ответчика-2, ссылаясь на статьи 606, 607 ГК РФ, п. 1 ст. 39.6, 39.11, 39.12 ЗК РФ считает, что договор аренды земельного участка заключен уполномоченным лицом при наличии соответствующих прав на земельный участок, по результатам открытого аукциона, зарегистрирован в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, является действующим и прав истца и иных лиц не нарушает. Также представитель данного ответчика сослался на следующее. Заявляя исковые требования, истец относит спорный земельный участок к лесам первой группы, однако в материалах дела отсутствуют фактические доказательства, подтверждающие это утверждение. Согласно приложению к решению исполкома областного Совета народных депутатов от 20.03.87г. №144, у Даниловского лесокомбината изъят 1 га леса, но нет указания, что этот лес относится к I группе, как, например, это указано у леса, изымаемого у Рыбинского лесокомбината - 3,37 га леса I гр. Иные документы из истории образования участка также не содержат отсылки к лесам I группы. Согласно схеме расположения земельных участков, являющейся приложением к межевому плану, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ 30.01.2018г. на земельном участке с кадастровым номером 76:05:055302:9001 четко видно, что в пределах участка нет насаждений (пустырь). Сведения о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка внесены в ЕГРН 12 июля 1995 г. Истец не мог не знать о потенциальном нарушении его прав, поскольку еще в 2004 и 2015 годах при подготовке и составлении планшетов лесоустройства должен был пользоваться сведениями кадастровых карт. Следовательно, с указанной даты истец должен был узнать о нарушении своего права. Между тем, исковое заявление направлено в Арбитражный суд Ярославской области лишь феврале 2023 г., т.е. с пропуском срока исковой давности. ООО «Ванкорское УТТ» полагает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Департамент лесного хозяйства Ярославской области в отзыве и в судебных заседаниях сообщил, что 27.05.2022 года в департамент поступило обращение Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области о согласовании размещения проезда к земельному участку. В ходе рассмотрения обращения департаментом было выявлено наложение земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 (далее - спорный участок) на земли лесного участка с кадастровым номером 76:05:000000:23552 (поставлен на кадастровый учет 20.09.2004, право собственности Российской Федерации зарегистрировано 03.02.2005), расположенного в лесном квартале 33 части лесотаксационных выделов 19, 20 Даниловского участкового лесничества Даниловского лесничества. Категория защитности - леса, выполняющие функции защитных природных и иных объектов (леса, расположенные в лесопарковых зонах). Департамент поддерживает правовую позицию Рослесхоза относительно противоречия правоустанавливающих документов на спорный участок. Департамент указал, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками с категорией «земли лесного фонда», просит иск удовлетворить.

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в отзыве сообщил следующее.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РСФСР 1970г. исполнительные комитеты областных Советов народных депутатов были наделены полномочиями по изъятию земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 указанного Кодекса.

Спорный земельный участок был образован из земельного участка, изъятого у Даниловского лесокомбината на основании решения исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 20.03.1987 № 144.

Согласно приложению к указанному решению изымаемые у Даниловского лесокомбината не относятся к лесам 1 группы.

При подготовке документов для установления границ Даниловского лесничества, несмотря на наличие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о спорном земельном участке (с 2010 года), каких-либо возражений относительно данного факта от федерального органа исполнительной власти в области лесных отношений, не возникало.

Федеральное агентство лесного хозяйства, а также его предшественники, осуществляющие полномочия в сфере лесных отношений, учитывая наличие зарегистрированного права, сведений кадастрового учета спорного земельного участка, не могли не знать о наличии пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда. Вместе с тем за защитой нарушенных прав в судебном порядке не обращались. В соответствии с положениями ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Департамент полагает, что срок исковой давности у истца истек. В соответствии со схемами расположения земельного участка на материалах дистанционного зондирования Земли, размещенных в общем доступе сети «Интернет», спорный земельный участок был свободен ранее и свободен в настоящее время от лесных насаждений. На основании изложенного департамент считает требования Федерального агентства лесного хозяйства не подлежащими удовлетворению.

Управление Росреестра по Ярославской области в отзыве сообщило, что в настоящее время ЕГРН содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001, площадью 10 000 кв.м, категории «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», с видом разрешенного использования «объекты дорожного сервиса», расположенный по адресу: Ярославская обл., Даниловский р-он, с.п. Даниловское, д.Иваники, з.у. 4 поставлен на кадастровый учет 08.09.2004.

По сведениям ЕГРН указанный выше земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001 принадлежит на праве муниципальной собственности Даниловскому муниципальному району Ярославской области (далее - ДМР ЯО) на основании Постановления Правительства Ярославской области от 17.07.2019 №512-п, о чем в ЕГРН внесена запись от 05.08.2019 №76:05:055302:9001-76/017/2019-2.

17.11.2020 осуществлена государственная регистрация договора аренды земельного участка № 14_57-2020 от 23.10.2020. В ЕГРН внесена запись о государственной регистрации договора аренды и ограничения (обременения) аренды № 76:05:055302:9001-76/052/2020-4 и № 76:05:055302:9001-76/052/2020-3, соответственно.

29.03.2023 осуществлена государственная регистрация Дополнительного соглашения № 1 к договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Даниловского муниципального района Ярославской области №14_57-2020 от 23.10.2020 от 22.03.2023, заключенного ДМР ЯО и ООО «Ванкорское УТТ» о продлении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 до 23.12.2026, о чем в ЕГРН внесена запись №76:05:055302:9001-76/060/2023-5.

Управление Росреестра ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие и принятие решения на усмотрение суда.

Исследовав представленные доказательства и доводы сторон и третьих лиц, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на следующие категории: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3); земли лесного фонда (подпункт 5).

Согласно статье 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается Земельным кодексом и лесным законодательством.

В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).

Как следует из материалов дела, Решением Ярославского областного Совета народных депутатов от 20.03.1987 № 144 произведено изъятие земельных участков от землепользователей Даниловского и Рыбинского районов и отвод их предприятиям для несельскохозяйственных нужд. Список землепользователей приведен в приложении к Решению. Согласно указанному Списку, у Данловского лесокомбината изъято и передано Даниловскому дорожному ремонто-строительному управлению «Ярославльавтодор» 1,0 га леса. Сопоставив текст решения (п.1) и сведения о площади передаваемых земель (приложение) следует, что передаваемые леса не относятся к лесам 1 группы. Решение представлено к отзыву администрации от 10.03.2023 (в КАД зарегистрировано 11.03.2023).

Из представленного 10.04.2023 ПАО «Роскадастр» дела правоустанавливающих документов (ДПД от 10.04.2023, файл 76 05 055302 9001 -1, представлен в эл. виде в КАД) следует, что постановлением Главы Администрации Даниловского района от 12.07.1995 №424 был закреплен в постоянное /бессрочное/ пользование Даниловского государственно-ремонтно-строительного предприятия земельный участок для производственных целей. Утвержден план границ земельного участка общей площадью 1,0 га. Выдан государственный акт на право пользования землей. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.07.1995 с разрешенным использованием - для производственных целей.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РСФСР 1970г. исполнительные комитеты областных Советов народных депутатов были наделены полномочиями по изъятию земельных участков из земель и в пределах, указанных в статье 13 указанного Кодекса.

Согласно положений ст. 13 Земельного кодекса РСФСР 1970г. исполнительные комитеты областных Советов народных депутатов наделены правом предоставления земельных участков из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов - общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов - до 25 гектаров, из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров - в районах с лесистостью ниже 50 процентов.

Таким образом, Ярославский областной Совет народных депутатов был наделен правом изъятия и предоставления земельных участков, в том числе и категории лесов. Спорный участок к исключениям не относится.

Доводы Рослесхоза о том, что спорный участок по Решению № 144 от 20.03.87 относился к лесам первой группы суд признает несостоятельными. В связи с этим в рассматриваемой ситуации не применяется приведенная Рослесхозом ст.16 Основ земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 г., касающаяся изъятия земель в исключительных случаях итолько по постановлению Совета Министров союзной республики. Также не относятся к данному случаю и последующее законодательство по изъятию земель, приведенное истцом.

Доводы истца об обратном суд отклоняет как основанные на ошибочном толковании документов по настоящему делу и норм права.

08.09.2004 в сведения ГКН внесены изменения вида разрешенного использования участка.

Постановлением Правительства Ярославской области от 17.07.2019 №512-п из собственности Ярославской области в собственность Даниловского муниципального района были переданы земельные участки по перечню, в который вошел и рассматриваемый земельный участок с КН:9001 с категорией: земли промышленности.

Земельный участок был зарегистрирован на праве собственности за Даниловским муниципальным районом Ярославской области, дата государственной регистрации: 05.08.2019, номер государственной регистрации: 76:05:055302:9001-76/017/2019-2, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.05.2020 № 99/2020/330868182.

Как указал истец в иске, в результате исследования границ земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 с границами Даниловского лесничества, установленными 13.02.2020, обнаружено их пересечение.

По приведенным доводам суд полагает, что в данном случае земельный участок с КН:9001 уполномоченным органом в 1987 году был изъят из земель лесного фонда, что требует внесения изменений в сведения лесного фонда, а не исключения из ЕГРН сведений о рассматриваемом земельном участке. Сведения о границах, виде разрешенного использования спорного земельного участка неоднократно уточнялись, о чем сообщалось в Департамент лесного хозяйства, что подтверждается материалами дела правоустанавливающих документов – межевым планом от 20.03.2017, извещением от 02.07.2017 (ДПД от 10.04.2023, файл 76 05 055302 9001 -3 стр.26-44, представлено в эл. виде в КАД).

Из представленных документов и карт следует, что спорная часть участка действительно окружена лесом, но это объясняется ранее произведенным изъятием участка из состава лесов. Спорный участок с 1980-х годов используется в производственных целях, прилегает к автодороге. На нем не произрастает растительность.

Пересечение границ возможно устранить путем внесения изменений в сведения о границах именно лесного фонда по прилегающим земельным участкам, обойдя (исключив) спорный участок, но это другие требования. Основания для внесения изменений в кадастровый учет спорного участка, а тем более по исключению из ЕГРН сведений об участке с КН:9001 отсутствуют.

Доводы участников процесса об истечении у истца срока исковой давности на подачу иска судом рассмотрены, отклонены.

На основании постановления администрации Даниловского муниципального района Ярославской области от 03.09.2020 № 0705 «О проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков», извещения о проведении торгов №070920/0226924/01, протокола № 6 заседания комиссии по рассмотрению заявок претендентов на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка от 12.10.2020, с ООО «Ванкорское УТТ» был заключен договор аренды земельного участка от 23.10.2020 №14_57-2020.

Оценивая доводы истца о ничтожности договора аренды, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 2 статьи 168 ГК РФ, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна,если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В рассматриваемом случае договор аренды заключен уполномоченным лицом путем проведения конкурентных процедур. С учетом приведенных выше выводов судом не установлено ничтожности сделки и нарушения публичных интересов.

В удовлетворении требования истца о признании недействительным договора аренды земельного участка № 14_57- 2020 от 23.10.2020 судом отказано.

По требованию истца о признании образования земельного участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 недействительным и об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о категории земельного участка и виде разрешенного использования участка с кадастровым номером 76:05:055302:9001 судом отказано. Незаконного формирования земельного участка судом не установлено. Материалы ДПД содержат межевые планы, необходимые заключения и регистрационные действия.

По приведенным выше выводам, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.ст. 65, 67, 68, 71 АПК РФ, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что требование истца о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 76:05:055302:9001, внесении в ЕГРН сведения о категории земельного участка «земли лесного фонда» и указании в решении суда, что данное решение будет являться основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 76:05:055302:9001, удовлетворению не подлежит.

От уплаты госпошлины истец освобожден.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

С.Е. Секерина