Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
24.02.2012г
г. Ярославль Дело № А82-15948/2011
резолютивная часть решения оглашена 16.02.2012г.
Арбитражный суд в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
При ведении протокола судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Новоком» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к заместителю начальника отдела надзорной деятельности по Переславскому району Ярославской области
об оспаривании постановления №184 от 02.12.2011г. о назначении административного наказания,
при участии:
от заявителя - ФИО2- пред. по дов. , ФИО3- директор.
от ответчика – ФИО4- пред. по дов. от 18.01.2012г.
установила :
Общество с ограниченной ответственностью «Новоком» обратилось в арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Переславскому району Ярославской области №184 от 02.12.2011г. о привлечении к административной ответственности по ч.4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200000 рублей.
В судебном заседании заявитель поддержал требования. Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что административным органом не доказано событие административного правонарушения. Кроме этого полагает, что отсутствовали основания для проведения проверки.
Административный орган, заявленные требования не признал, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в форме административного штрафа в размере 200000 руб. за нарушения Правил пожарной безопасности.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, законодатель возлагает бремя ответственности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Заявителю на праве аренды переданы нежилые помещения: трехэтажное здание АБК, трансформаторная подстанция, склад ЛВЖ, здание по пожаротушению, склад (старая проходная), помещение проходной, гараж-компрессорная, здание столовой, модульный склад, расположенные по адресу : ФИО5, ул. Б.Протечная,51.
Административным органом , на основании Распоряжения № 182 от 18 ноября 2011г, проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности по адресу <...>.
В ходе проверки установлено, что помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; двери при выходе из зданий и помещений открываются не по направлению движения; стены на путях эвакуации отделаны горючими материалами; допускается запирание дверей эвакуационных выходов на ключ; чердачное помещение не оборудовано АПС
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении и по результатам его рассмотрения вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч.4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. При этом запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (статья 1 названного Закона).
Частью 2 статьи 12 и частью 4 статьи 13 Закона N 294-ФЗ предусмотрена возможность проведения выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Срок проведения проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица и не может превышать двадцать рабочих дней.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Судом установлено, что проверка в отношении заявителя проведена в соответствии с требованиями Закона № 294-ФЗ.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указывается дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или Закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Таким образом, протокол об административном правонарушении является документов фиксирующим событие административного правонарушения.
Составленный в отношении заявителя протокол об административном правонарушении не может являться доказательством, поскольку в нем отсутствует ссылка на конкретные помещения ( инвентарный номер, литер, кадастровый (или условный номер, площадь) позволяющий идентифицировать помещения, в которых выявлены нарушения норм пожарной безопасности, с теми помещениями которые переданы заявителю в аренду, то есть протокол ( как и постановление о привлечении к ответственности) не содержит данных о месте совершения правонарушения. Кроме этого, в акте проверки имеется ссылка на «производственное здание», однако в договоре аренды такого объекта нет.
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя и этот факт не оспаривает представитель отдела надзорной деятельности, по адресу ул. Б.Протечная,51, располагаются не только помещения, переданные в аренду ООО «Новоком» и не только заявитель осуществляет деятельность. Отсутствие в протоколе сведений о месте совершения правонарушения препятствует установлению того обстоятельства передавались ли данные помещения в аренду ООО «Новоком» и является ли Общество, лицом ответственным за соблюдение правил и норм пожарной безопасности. Установленные процессуальные нарушения являются существенными и влекут признание незаконным и отмену оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление отдела надзорной деятельности по Переславскому району Ярославской области №184 от 02.12.2011г. о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Новоком» (ОГРН <***>, ИНН <***>) по части 4 статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, <...>).
Судья Н.Л.Ловыгина