150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-1602/2016 |
10 марта 2017 года |
Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2017 года.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседание ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания № 2" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя – не явились
от ответчика – ФИО2, доверенность от 06.12.2016г.
установил:
Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания №2» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №07-07/77-15 от 28.01.2016г.
Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 650 000 руб. за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке на основании части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Рассмотрение дела приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Ярославской области от 14.02.2016г. по делу №А82-7304/2015.
Заявитель извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом в отсутствие заявителя.
Как следует из текста заявления, заявитель считает оспариваемое постановление незаконным в связи с отсутствием в действиях ОАО «ТГК-2» состава административного правонарущения, также просит снизить размер штрафа до 100 000 руб.
Ответчик требования заявителя не признает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, оснований для уменьшения размера штрафа не усматривает; ссылается на вступившие в законную силу судебные акты по делу №А82-7304/2015.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 12 февраля 2015г. принято и 24 февраля 2015г. изготовлено в полном объеме Решение по делу № 07-03/34-14, которым ОАО «ТГК-2» и ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции».
Статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Абзацем 1 части 1 статьи 10 запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (в редакции закона, действовашей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого решения).
Комиссией УФАС по Ярославской области признаки антимонопольного правонарушения установлены в бездействии ОАО «ТГК-2» в 2014 году по обеспечению поставки необходимых ресурсов добросовестным потребителям, путем перехода на резервное топливо, а также по уведомлению потребителей о введении ограничения (прекращении) поставки тепловой энергии в связи с прекращением поставки газа, что привело к ущемлению интересов добросовестных потребителей Общества.
Указанное решение антимонопольного органа послужило основанием для возбуждения дела №07-07/77-15 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31. КоАП РФ в отношении ОАО «ТГК-2» определением от 24 декабря 2015г.
Статьей 14.31. КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.
Уполномоченным должностным лицом УФАС по Ярославской области 13 января 2016г. в отношении ОАО «ТГК-2» составлен протокол об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого 28 января 2016г. заместителем руководителя УФАС по Ярославской области вынесено оспариваемое постановление в отношении ОАО «ТГК-2».
Как указано в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, признаки правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ, усмотрены административным органом в нарушении ОАО «ТГК-2» части 1 статьи 10 Федерального Закона «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии ОАО «ТГК-2» в 2014 году по обеспечению поставки необходимых ресурсов добросовестным потребителям, путем перехода на резервное топливо, а также по уведомлению потребителей о введении ограничения (прекращении) поставки тепловой энергии в связи с прекращением поставки газа, что привело к ущемлению интересов добросовестных потребителей Общества.
Решением Арбитражного суда Ярославской области по делу №А82-7304/2015 от 14 февраля 2016г. отказано в удовлетворении требований ОАО «ТГК-2» о признании недействительным решения УФАС по Ярославской области по делу № 07-03/34-14.
Постановлением Второго арбитражного апеддяционного суда от 11 июля 2016г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений, апелляционная жалоба ОАО «ТГК-2» - без удовлетворения.
Таким образом, две судебные инстанции пришли к выводу о наличии в рассматриваемых действиях (бездействии) ОАО «ТГК-2» признаков злупотребления доминирующим положением на рынке в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о том, что указанные обстоятельства не подлежат доказыванию в рамках настоящего дела.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.
Нарушений процедуры привлечения к ответственности, свидетельствующих о незаконности постановления, судом не выявлено. Штраф применен административным органом с учетом всех обстоятельств дела в размере, соответствующем санкции части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, а равно для уменьшения размера штрафа суд не усматривает, так как нарушение носило глобальный для города Ярославля характер и затронуло интересы неопределенного круга потребителей, получающих тепловую энергию от ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 в г.Ярославле, поскольку в 2014г. ОАО «ТГК-2» не осуществило переход на резервное топливо ни по одному из теплоисточников, сославшись на их неготовность к эксплуатации, а также не направило заблаговременно уведомления потребителям, в связи с чем потребители не были готовы к прекращению теплоснабжения в августе 2014г. и не смогли принять необходимые меры к минимизации последствий (ОАО «ЯШЗ», ОАО «ДСК»). Такое поведение теплоснабжающей организации свидетельствует о пренебрежительном отношении к нуждам потребителей, в том числе, добросовестно исполняющих свои обязательства перед поставщиком, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу №А82-7304/2015 (ОАО «Ярославские ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции шинный завод», ОАО «Ярославский шиноремонтный завод», ОАО «Ликероводочный завод «Ярославский», ОАО «Яргорэлектротранс», Департамент образования Ярославской области, Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля, ОАО «РЖД» и др., а также физических лиц).
Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, а требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №07-07/77-15 от 28 января 2016г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Е.В. Мухина