ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-16155/12 от 01.03.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,

http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело №А82-16155/2012

01 марта 2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг"   (ИНН 7604216781, ОГРН 1117604021039)

к Межрегиональному Управлению Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу   (ИНН 7708208337, ОГРН 1037700177195)

об оспаривании постановления № 07-12/164/129ПДЛ1 от 19.11.2012г. о назначении административного наказания

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Байтек Лизинг» (далее - ООО «Байтек Лизинг», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу (далее – административный орган, Управление) от 19.11.2012 № 07-12/164/129ПДЛ1 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.

Административный орган представил письменный отзыв, согласно которому считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Межрегиональным управлением Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу на основании приказа руководителя от 23.10.2012 № 22-01-16/9377 проведена проверка соблюдения ООО «Байтек Лизинг» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.12.2011 по 23.10.2012.

Проверкой установлено, что ООО «Байтек Лизинг» осуществляет деятельность в области финансовой аренды (лизинга) в связи с чем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.

В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

- в нарушение пункта 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ ООО «Байтек Лизинг» не состояло на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу;

- в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона Обществом не разработаны правила внутреннего контроля, не назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля, не проведено надлежащее обучение сотрудников в нарушение Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203;

- в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона Обществом не проводится идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;

- в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона Обществом не представлены в установленный срок в уполномоченный орган сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Усмотрев в действиях (бездействии) ООО «Байтек Лизинг» признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, специалистом отдела надзорной деятельности Управления в отношении Общества 08.11.2012 составлен протокол об административном правонарушении 07-12/164ПЮЛ1, по результатам рассмотрения которого 19.11.2012 заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 07-12/164/129ПЮЛ1 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Заявитель указывает, что правила внутреннего контроля Обществом были разработаны и утверждены, идентификация клиентов осуществлялась в соответствии с требованиями Закона. В остальной части указывает, что выявленные нарушения были устранены. Считает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.

Оценивая законность привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 29.08.2001 № 115-ФЗ, данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

Статьей 3 Закона установлено, что организацией внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе лизинговые компании.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (уполномоченным органом) является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808).

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания)доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма,разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования кподготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с дeнeжными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 ООО рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 ООО рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом. . ^

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 115-ФЗ к операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), если сумма таких операций равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, подлежат обязательному контролю.

Операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляются на основании передаточного документа. В целях Федерального закона № 115-ФЗ, операцией, подлежащей обязательному контролю по договору финансовой аренды (лизинга), является передача (получение) предмета лизинга на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей или превышающей ее.

Основанием для предоставления или получения имущества в лизинг является договор финансовой аренды (лизинга). Документом, подтверждающим факт предоставления имущества, является передаточный документ.

Следовательно, обязанность по представлению соответствующей информации в уполномоченный орган возникает с даты, указанной в передаточном документе, и должна быть исполнена не позднее трех рабочих дней, следующих за указанной датой.

В ходе проверки административным органом установлено, что на момент проведения проверки ООО «Байтек Лизинг» не состояло на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу; не разработало правила внутреннего контроля; не назначило специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; не провело надлежащее обучение сотрудников; не проводило идентификацию клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей.

Кроме того, установлено, что Общество допустило представление сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, с нарушением установленного срока.

Так, в ходе проверки представленных ООО «Байтек Лизинг» документов, административным органом выявлена операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному в проверяемом периоде, стоимость предмета лизинга по которому превышает 600 000 руб., сведения по которой в уполномоченный орган представлены с нарушением установленного законодательством срока, а именно: по договору лизинга № 0511/01л, заключенному 11.05.2012 с ООО ЛМ «Сервис» на сумму 2 650 000 руб., сведения в Росфинмониторинг представлены Обществом 31.10.2012, при этом акт передачи имущества в лизинг подписан сторонами договора 17.05.2012.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению установленных требований заявителем не представлено.  Непринятие своевременных и достаточных мер по выполнению указанных требований свидетельствует о наличии вины Общества в совершении правонарушения.

С учетом изложенного суд полагает, что в действиях (бездействии) ООО «Байтек Лизинг» имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Доводы Общества судом не принимаются, поскольку правила внутреннего контроля были разработаны и утверждены только 23.10.2012, тогда как проверка проводилась за период деятельности Общества с 01.12.2011 по 23.10.2012. Устранение данного нарушения, так же как и иных выявленных в ходе проверки нарушений не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения.

Заявитель также считает, что совершенное правонарушение возможно признать малозначительным.

Суд не может согласиться с такой позицией заявителя.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Нарушение Обществом требований Федерального закона N 115-ФЗ характеризует пренебрежительное отношение заявителя к установленным правовым требованиям и предписаниям и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Совершенное правонарушение посягает на правоотношения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Выполнение установленных правовых требований необходимо в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При изложенных обстоятельствах суд, с учетом особой значимости охраняемых отношений, считает, что применение положений статьи 2.9 КоАП РФ к правоотношениям по настоящему делу является недопустимым.

Не свидетельствуют о малозначительности правонарушения также устранение выявленных нарушений.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Административным органом учтены все обстоятельства, штраф применен в минимальном размере. 

С учетом изложенного, суд не усматривает правовых оснований для отмены оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

При обращении в суд с заявлением ООО «Байтек Лизинг» перечислило государственную пошлину в размере 2000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 148 от 21.12.2012. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежат возврату налогоплательщику в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг" (ИНН 7604216781, ОГРН 1117604021039) требования о признании незаконным постановления Межрегионального Управления Росфинмониторинга по Центральному Федеральному округу (ИНН 7708208337, ОГРН 1037700177195) от 19.11.2012г. № 07-12/164/129ПДЛ1 отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Байтек Лизинг" (ИНН 7604216781, ОГРН 1117604021039) из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 2000 руб., перечисленную по платежному поручению № 148 от 21.12.2012.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова