ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-16187/2021 от 21.03.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-16187/2021

16 апреля 2022 года

              Резолютивная часть решения объявлена 21 марта 2022г.

              Полный текст решения изготовлен  16 апреля 2022г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Марусина В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коуровой Я.С., помощником судьи  Чудайкиной О.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Гранит» (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью  «Горняк»

о     признании незаконным приказа от 29.06.2021 № 120,

об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Гранит»;

при участии:

от заявителя –  ФИО1, представитель по доверенности от 15.09.2021 (после перерыва),

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 29.12.2021,

от третьего лица – не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гранит» (далее по тексту также «заявитель», «Общество») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее по тексту также «ответчик»,  «Департамент») о признании незаконным приказа от 29.06.2021 № 120 «Об отмене приказа департамента и аннулировании лицензии на пользование недрами ЯРО 10029 ТЭ» и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью  «Горняк».

Представитель заявителя в судебном заседании, проведенном с перерывом, требования поддержал, представил в материалы дела дополнительные письменные пояснения по существу спора.

Представитель ответчика  требования не признал, поддержал  доводы, изложенные в ранее представленных отзыве  и дополнениях к нему.

       Третье лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило,  ранее направило в суд письменный отзыв, в котором поддержало правовую позицию и требования заявителя,  указав, что причины аннулирования переоформленной на заявителя лицензии бюрократичны и не мотивированы должным образом; существенных нарушений заявителем не допущено, при этом  Департамент  не наделен  правом произвольно, в любое время (без обращения в суд) аннулировать лицензии без каких-либо уведомлений об устранении допущенных недостатков.

         В порядке статьи 156 АПК РФ  дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

        Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Департаментом 13.10.2019  ООО «Горняк» выдана лицензия на пользование недрами ЯРО 10011 ТЭ (далее - лицензия) на разведку и добычу общераспространенных  полезных ископаемых – песчано-гравийных пород,  сроком действия  до 31.10.2030.

20 апреля 2021  года Общество обратилось в Депапртмент с заявкой на переоформление прва пользования недрами по указанной лицензии с ООО  «Горняк» на Общество в порядке абзаца 7 статьи 17.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1  "О недрах".

По результатам рассмотрения указанной заявки и приложенных к ней документов Департаментом 28.05.2021 издан приказ № 98 о переходе права пользования участком недр к Обществу.

Обществу выдана лицензия на пользование недрами № ЯРО 10029 ТЭ.

Приказом Департамента от 29.06.2021 № 120  приказ от 28.05.2021 № 98 отменен, лицензия  № ЯРО 10029 ТЭ  аннулирована на оснвоани статей 14, 17.1 Закона о недрах  в порядке самоконтроля, со ссылкой на   материлы проведенной проверки.

         Как указал ответчик  в отзыве на заявление и дополнениях к нему,  в целях соблюдения требований законодательства, в порядке самоконтроля, на основании приказа директора департамента от 24.06.2021 №119 «О проведении проверки» отделу недропользования совместно с отделом правового обеспечения и кадровой работы было поручено провести проверку лицензий на право пользования недрами, выданных в период с 01.01.2021 по 24.06.2021, на предмет соблюдения сроков рассмотрения заявок на предоставление права пользования недрами и требований действующего законодательства о недрах, с последующей подготовкой заключения по результатам проверки.

По результатам проверки установлено, что в заявке ООО «Гранит» отсутствуют документы, подтверждающие финансовые возможности заявителя, что является нарушением требований, установленных Законом о недрах, а именно:

Статья 17.1 Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) содержит основания перехода права пользования участками недр и переоформление лицензий.

Одним из оснований перехода права пользования недрами является передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством РФ, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством РФ, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий (абз.7 ст. 17.1 Закона о недрах).

Статья 14 Закона о недрах содержит основания отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона. Отказ в приеме заявки может последовать в случаях, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Согласно п. 2.1.1 Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 12.04.2012 № 310-п, предоставление права пользования участками недр по результатам аукциона осуществляется в соответствии с Порядком и условиями проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Ярославской области, утвержденными постановлением Правительства области от 12.03.2010 № 148-п "Об утверждении Порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (далее - Порядок и условия проведения аукциона).

Согласно пункту 4.1.6 Порядка и условий проведения аукциона для участия в аукционе на право пользования участком недр претендент представляет сведения о финансовых возможностях претендента, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами:

-    копии бухгалтерских балансов претендента (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, или за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;

-копия аудиторского заключения по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности претендента за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами претендент подлежит обязательному аудиту;

-справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам претендента в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки;

- копии договоров займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).

         Таким образом, при переходе права пользования участком недр по основанию абз.7 ст. 17 Закона о недрах заявитель должен представить в составе документом в том числе документы, подтверждающие что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми для эффективного и безопасного проведения работ.

         Заявитель, оспаривая приказ Департамента от 29.06.2021 № 120, полагает, что у последнего не имелось оснований для  аннулирования переоформленной лицензии.

         Так, заявитель ссылается на положения  статей 1.1, 12.1 Закона о недрах, согласно которым субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

         Заявитель указывает, что порядок оформления и переоформления лицензий установлен  постановлением Правительства ЯО от 17.11.2009 N 1105-п "Об утверждении Порядка оформления и переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения". При этом пунктами  2.7., 2.7.1., 2.7.2 данного порядка не предусмотрено предоставление в случае переоформления  лицензии  на дочернее общество предоставление документов, на отсутствие которых ссылается Департамент.

Ссылку Департамента  на Постановление Правительства ЯО от 12.03.2010 N 148-п "Об утверждении Порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"  заявитель считает необоснованной, посколькулицензия   в данном случае была получена без  проведения  аукциона.

         Таким образом, позиция заявителя сводится к тому, что при переоформлении лицензии предоставления документов, подтверждающих финансовые возможности лицензиата, не требовалось, а остальные документы, предусмотренные  постановлением  Правительства ЯО от 17.11.2009 N 1105-п, были представлены  в Департамент.

 Также заявитель, со ссылкой на положения статьи 12.1 Закона о недрах, полагает, что полномочиями на принятие решения о прекращении действия лицензии  обладает не ответчик, а   комиссия, создаваемая уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

         Оценив доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

          Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

           Из материалов дела следует, что лицензия переоформлена на заявителя в порядке абзаца 7 ст. 17.1 Закона о недрах), а именно,  путем  передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом.

         Согласно указанной норме закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2022)  такая передача права пользования участком недр  допускалась, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами:

1.Создано в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.Соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр;

3.Такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом -пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий.

          Правительством ЯО  принято постановление от 17.11.2009 N 1105-п  "Об утверждении Порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами, порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами, порядка переоформления лицензий на пользование недрами", согласно пункту 2.2. которого  при переходе права пользования участком недр в случаях, установленных статьей 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.

          Кроме того, постановлением Правительства ЯО от 12.04.2012 N 310-п утвержден  «Порядок предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи» (далее по тексту «Порядок»).

         Согласно пункту 2.7. Порядка переход права пользования участками недр производится по основаниям, указанным в статье 17.1 Закона Российской Федерации "О недрах", и оформляется приказом департамента.

         При этом пунктом 2.7.1. установлен общий обязательный перечень документов, необходимых для переоформления лицензии, а пунктом 2.7.2. – перечень дополнительных документов в  зависимости от основания  переоформления лицензии.

          Так, в пункте 2.7.1. Порядка, указанно, что  при переходе права пользования участками недр в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией,  дополнительно  предоставляются  следующие документы:

- копии документов, подтверждающих владение учредителем - владельцем лицензии долей (не менее 50 процентов) в уставном капитале заявителя на момент перехода права;

- документы, подтверждающие передачу имущества, необходимого для осуществления деятельности на участке недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка.

          Таким образом, и  постановлением Правительства ЯО   от 17.11.2009 N 1105-п, и постановлением  от 12.04.2012 N 310-п  установлено,  что переоформление  лицензии производится только в случаях  и по основаниям,  указанным в статье 17.1 Закона о недрах.

         При этом постановлением Правительства ЯО  от 12.04.2012 N 310-п   определен только перечень документов, необходимых для переоформления лицензии в том или ином случае.

         В связи с этим суд полагает, что  заявитель имел право переоформить лицензию   только при условии полного соответствия перечисленным выше требованиям, установленным  федеральным законодательством, в том числе и требованиям,  предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр, независимо от того, получена ли лицензия по итогам аукциона.

 Согласно положениям статьи 14 Закона о недрах  отказ в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения конкурса или аукциона  допускается, среди прочего,  если  заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ.

Согласно п. 2.1.1 Порядка предоставления участков недр местного значения в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, утвержденного постановлением Правительства ЯО от 12.04.2012 № 310-п, предоставление права пользования участками недр по результатам аукциона осуществляется в соответствии с Порядком и условиями проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения на территории Ярославской области, утвержденными постановлением Правительства области от 12.03.2010 № 148-п "Об утверждении Порядка и условий проведения аукционов на право пользования участками недр и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" (далее - Порядок и условия проведения аукциона).

         Согласно пункту 4.1.6 Порядка и условий проведения аукциона для участия в аукционе на право пользования участком недр претендент представляет сведения о финансовых возможностях претендента, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами:

-    копии бухгалтерских балансов претендента (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, или за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;

-копия аудиторского заключения по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности претендента за предыдущий год, если в соответствии с федеральными законами претендент подлежит обязательному аудиту;

-справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам претендента в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки;

- копии договоров займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки, с приложением доказательств выполнения заимодавцем обязательств по договору займа или доказательств наличия у кредитора необходимых финансовых средств (копии бухгалтерских балансов кредитора за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии, норматив кредитора по максимальному размеру риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков).

В связи с этим суд соглашается с доводом  Департамента о том, что при переходе права пользования участком недр  на основании абзаца 7 ст. 17 Закона о недрах заявитель должен представить в составе заявки в том числе документы, подтверждающие что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми для эффективного и безопасного проведения работ.

          В рассматриваемом случае  такие документы  в Департамент при переоформлении лицензии  заявителем представлены не были.

         При этом в ходе судебного разбирательства суд предложил заявителю представить в материалы дела документы, которые подтверждали бы его соответствие указанным выше требованиям.

         Заявителем представлены  в материалы дела следующие документы:

1.Договор займа от 18.02.2021 № 05з2-21, заключенный с ООО «НерудПром», на сумму 20 млн. рублей;

2.Бухгалтерская отчетность ООО «НерудПром» за 2019,2020 гг.;

        Ответчик по предложению суда  осуществил анализ представленных заявителем документов, по результатам чего представил в суд заключение, согласно которому:

1. Согласно представленным справкам из банков у ООО «Гранит» не имеется собственных финансовых средств для разработки месторождения;

2. Бухгалтерская отчетность за 2019-2020 гг. (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, распечатанный с сайта https://bo.nalog.ru/) ООО "Нерудпром" позволяют  сделать вывод о том, что  данное общество по итогам 2019 года получило чистую прибыль в размере 48 902,0 тыс.руб., то по итогам 2020 года получен убыток - 11 130, 0 тыс.руб. Кредиторская задолженность уменьшилась почти в два раза или на 27 894 тыс. руб.за 2020 год, но в конце 2020 года в балансе отражаются долгосрочные заемные средства в размере 23 400 тыс.руб. По итогам 2020 года все коэффициенты, рассчитанные в гоответствии с общепринятой Методикой расчетов финансово-экономических показателей, ниже нормативных значений, так абсолютная ликвидность 0,09 (при нормативе > 0,2), коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - -0,99 (при нормативе не менее 0,1), коэффициент автономии - 0,45 (при нормативе > 0,50).

3. Заявителем не представлены документы, подтверждающие получение заемных средств по договору займа от 18.02.2021 № 05з2-21.

          Указанные выводы Департамента заявителем не опровергнуты.

           При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать, что на момент переоформления лицензии заявитель отвечал требованиям,  предъявляемым к  участникам конкурсов или аукционов на право пользования  недрами.

         Частью 1 статьи 20  Закона о недрах (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) предусматривалось прекращение права пользования недрами, в том числе, в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона.

При этом Закон о недрах предполагает  различный порядок прекращения права пользования недрами: по основаниям, прямо указанным в Законе, лицензии  или Условиях пользования недрами (часть 1 статьи 20), и по решению уполномоченного органа (часть 2  той же статьи Закона).

  Учитывая изложенное  выше, суд приходит к выводу о том, что лицензия на ООО «Гранит» переоформлена с нарушением требований статьи 17.1. Закона о недрах,   в связи с чем право пользования недрами  заявителя прекратилось в силу закона.

Ссылку заявителя на положения статьи 21.1. Закона о недрах суд считает несостоятельной, поскольку данная статья сведена в действие с 01.01.2022.

Суд   также учитывает, что  заявитель не лишен возможности повторно обратиться в Департамент с заявлением о переоформлении лицензии, выданной  ООО  «Горняк», предоставив все документы, необходимые для такого переоформления.  

 При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья                                                                                                                    Марусин В.А.