г. Ярославль Дело № А82-16338/2006-14
Резолютивная часть 06.07.2007
судьи Сурововой М.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Сурововой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Ярославской области к
Администрации Некоузского муниципального района Ярославской области
ООО «Земляне»
КУМИ администрации ФИО1
Управлению Роснедвижимости по Ярославской области
Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области
Департаменту по управлению земельным ресурсами Ярославской области
Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области
о признании недействительным постановления администрации от 05.09.2006 № 497
при участии:
от заявителя – ФИО2 – начальника отдела
от ответчика – ФИО3 – по доверенности от 29.06.2006, ФИО4 – зам.главы администрации
от третьих лиц – ФИО5 – по доверенности от 20.06.2007 ООО «Земляне»
ФИО6 – по доверенности от 02.05.2007 Департамента охраны окружающей среды
ФИО7 – по доверенности от 18.06.2007 Департамента по земельным ресурсам
установил:
Прокурор Ярославской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 № 497 «Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области». В основу заявления положено нарушение норм земельного законодательства, регулирующих оборот земель сельскохозяйственного назначения, нарушение норм водного законодательства, ограничивающих оборот земельных участков в пределах береговой полосы, и нарушение норм Федерального закона «Об оценочной деятельности», регулирующих порядок проведения оценки объектов, принадлежащих муниципальным образованиям. При обращении в суд прокурор исходил из содержания оспариваемого постановления и материалов землеустроительного дела по межеванию спорного земельного участка.
В процессе судебного спора, с учетом представленных ответчиком документов, прокурор уточнил основания своих требований, в качестве которых оставил нарушение норм земельного законодательства, регулирующих оборот сельскохозяйственных земель, и привел новое – нарушение норм Земельного кодекса, регулирующих оборот земель, ограниченных в обороте. Уточняя основания заявленных требований, прокурор исходил соответственно из содержания оспариваемого постановления и кадастрового плана земельного участка, подготовленного территориальным отделом Управления Роснедвижимости 25.01.2007.
Администрация Некоузского муниципального района требования прокурора считает не подлежащими рассмотрению в арбитражном суде и по тому основанию, что такие требования не соответствуют статье 198 АПК РФ, не находясь в сфере предпринимательских или иных экономических интересов организаций и граждан, и по тому – что оспариваемое постановление не влечет правовых последствий, не является основанием для заключения сделки купли-продажи и носит лишь распорядительный характер. По существу заявленных требований в отношении земель, ограниченных в обороте, администрация сослалась на установление правового режима таких земель после издания оспариваемого постановления, в 2007г., в отношении земель сельскохозяйственного назначения позиция ответчика в процессе рассмотрения дела существенным образом менялась. Во всех предварительных судебных заседаниях администрация настаивала на том, что спорный земельный участок относится к землям поселений и никогда к землям сельскохозяйственного назначения не относился, в подтверждение своих доводов представила кадастровых план от 25.01.2007. В судебном разбирательстве стала настаивать на том, что спорный участок предполагался к продаже именно как земли сельскохозяйственного назначения для использования в сельскохозяйственных целях. Проектно-изыскательские работы, о которых идет речь в постановлении, по заявлению администрации предполагали поиски подземных водных источников с целью последующего ведения сельскохозяйственного производства.
По ходатайству сторон к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом были привлечены: ООО «Земляне», победитель аукциона по продаже спорного участка, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некоузского муниципального района, Управление Роснедвижимости по Ярославской области в лице Территориального отдела по Некоузскому муниципальному району, Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области.
Общество с ограниченной ответственностью «Земляне», не присутствовавшее ни в одном из предварительных судебных заседаний, в судебном разбирательстве заявило, что судом рассматривается совсем не тот предмет спора, который заявлен прокурором, что уже подписан акт приема-передачи земельного участка, что за него заплачены денежные средства, что ничьи права при продаже нарушены не были, торги были проведены без нарушений, результаты торгов никем не оспариваются. В общем, просит применить статью 10 Гражданского кодекса РФ и в удовлетворении требований прокурору отказать.
КУМИ и Роснедвижимость письменных пояснений по делу не представили, в судебном разбирательстве не присутствовали.
Территориальное управление федерального агентства просило суд рассмотреть дело по имеющимся документам без своего участия.
Департаменты области считают требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по тому основанию, что спорный земельный участок находится на территории природного заказника, в собственности области и ограничен в обороте.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд в одном из предварительных судебных заседания рассмотрел вопрос о подведомственности данного спора арбитражному суду и пришел к выводу, что такой спор принят к производству и подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном деле оспаривается ненормативный правовой акт – постановление администрации муниципального образования, которым она в соответствии с предоставленными ей полномочиями по распоряжению земельными участками, не разграниченными по уровням собственности, распорядилась конкретным земельным участком, находящимся на территории этого муниципального образования. Прокурор полагает, что администрация распорядилась землей в нарушение норм земельного законодательства и тем самым нарушила интересы собственника – государства. Победителем торгов является юридическое лицо.
Суд полагает, что такой спор имеет экономическую основу и подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
Постановлением главы администрации Некоузского муниципального района от 05.09.2006 № 497 решено продать на аукционе из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006, расположенный севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области общей площадью 10,8га для проведения проектно-изыскательских работ. Определена начальная цена продажи, шаг, размер задатка. Комитету по управлению муниципальным имуществом поручено выполнить необходимые мероприятия по реализации постановления.
Торги по продаже участка были проведены, победитель определен – ООО «Земляне».
Материалы землеустроительного дела и кадастровый план земельного участка /выписка из государственного земельного кадастра/, подготовленный территориальным отделом по Некоузскому муниципальному району Управления Роснедвижимости по Ярославской области 07.09.2006 говорят о том, что земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и предназначен для строительства базы отдыха.
Настаивая на ошибочности указания в постановлении сельскохозяйственной категории земель, администрация представила в суд кадастровый план /выписку из государственного земельного кадастра/, подготовленный тем же территориальным отделом Управления Роснедвижимости 25.01.2007.
Согласно данного кадастрового плана земельный участок с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006 является землями населенных пунктов, находится в государственной собственности.
В ответ на запрос администрации территориальный отдел Роснедвижимости в письме от 28.03.2007 № 55 сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 76:08:01 08 03:0006 отнесен к категории земель населенных пунктов с 14.07.1992.
В материалах дела имеется выкопировка с карты землепользования СПК «Великово», подготовленная тем же территориальным отделом Роснедвижимости, из которого следует, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта Большое и Малое Дьяконово.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.
Учитывая изложенное, суд не считает доказательством по делу кадастровый план, подготовленный тем же отделом Роснедвижимости 07.09.2006, исходя из того, что тем же уполномоченным органом после этой даты предоставлены другие сведения, и эти другие сведения подтверждаются документами, относящимися к 2007 году.
С учетом изложенного суд не оценивает на предмет их достоверности объяснения администрации, данные ею в судебном разбирательстве, относительно соотношения использования земли для проектно-изыскательских работ и использования земли в сельскохозяйственных целях.
При этом согласно того же кадастрового плана, подготовленного 25.01.2007, спорный земельный участок имеет особый режим использования как участок, относящийся к особо охраняемой природной территории – Борковскому государственному заказнику.
В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заказники являются одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Территории государственных заказников могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
ФИО8 заказник на территории Ярославской области включен в перечень особо охраняемых природных территорий решением Малого Совета Ярославского областного СНД от 27.05.1993 № 118 как зоологический комплексный общевидовой. Решением Совета администрации области делегировано право по согласованию с органами местного самоуправления утверждать границы особо охраняемых природных территорий.
Протоколом совещания в Некоузском муниципальном округе по вопросу согласования материалов инвентаризации особо охраняемых природных территорий, проведенным 26 мая 2003 года, решено сохранить статус особо охраняемой природной территории регионального значения за Борковским заказником с категорией «ландшафтный заказник».
На основании согласованных с муниципальными органами материалов инвентаризации таких территорий Администрацией области принято постановление за № 8 от 21.01.2005 «Об особо охраняемых природных территориях Ярославской области», которым утвержден перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области с описанием границ таких территорий. Постановлением Комитету по земельным ресурсам Ярославской области рекомендовано внести соответствующие изменения и дополнения в государственную земельную кадастровую документацию, а органам местного самоуправления муниципальных образований – при обновлении карто-топографического материала населенных пунктов учесть границы таких территорий в их границах. ФИО8 ландшафтный заказник включен в утвержденный перечень.
Таким образом, с 2005 года границы Борковского ландшафтного заказника были утверждены и доведены до органов местного самоуправления муниципальных образований.
С учетом изложенного суд не принимает доводы администрации о формировании границ заказника только после утверждения Положения о государственном ландшафтном заказнике «ФИО8» и его охранной зоне постановлением администрации области от 04.04.2007 № 125. Границы заказника, описанные в постановлении администрации от 21.01.2005, полностью совпадают с границами заказника, описанными в Положении о нем /п.1.9/.
То обстоятельство, что выставленный на торги земельный участок находится на территории заказника, подтверждается, кроме названного кадастрового плана, и упомянутой выше выкопировкой с карты землепользования СПК «Великово».
Согласно пункту 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий /за исключением государственных природных заповедников и национальных парков/ ограничиваются в обороте.
Согласно пункту 2 данной статьи земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Таких случаев относительно природных заказников федеральные законы не содержат.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов.
В соответствии со статьей 18 Земельного кодекса в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Таким образом, администрация Некоузского муниципального района приняла постановление в отношении земельного участка, который находится в собственности субъекта РФ, который ограничен в обороте и право на распоряжение которым у нее отсутствует.
С учетом изложенного требования прокурора признаются судом подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.167-170,110
Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным постановление главы Некоузского муниципального района Ярославской области от 05.09.2006 № 497 «Об условиях организации и проведения торгов по продаже земельного участка, расположенного севернее д.Погорелка Веретейского сельского округа Некоузского района Ярославской области».
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд /г.Киров/ в месячный срок.
Судья М.В.Суровова