ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-16567/13 от 04.08.2014 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-16567/2013

09 октября 2014 года

Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2014 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Украинцевой Е.П.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тепениной Ю.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214, ОГРН 1027600691469), Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля ИНН 7604092913, ОГРН 1067604080345), Мэрии города Ярославля (ИНН 7601001234, ОГРН 1027600683824)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757),

Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН 7604071920, ОГРН 1047600432219),

с привлечениемк участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общества с ограниченной ответственностью Компания «Северный Альянс», Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля»

о признании незаконным решенияоб отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 20.11.2013 № 7600/2013/01-76937,

об обязании принять решение об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278, восстановить сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, указав кадастровую стоимость данного земельного участка равной 111 783 019,04 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка равным 7 404,32 руб./кв.м.,

при участии

от заявителей – Переверзева Н.А. (заместитель начальника отдела Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области,  доверенность от 09.01.2014 №1)

от ответчиков – не явились (извещены),

от третьих лиц – Огнева Е.А. (представитель Общества с ограниченной ответственностью Компания «Северный Альянс» по доверенности от 14.10.2013 г.), Зройчиков И.И. (генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью Компания «Северный Альянс», решение участникаот 28.03.2012 № 3),

остальные - не явились (извещены),

установил:

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее – Управление Росреестра по Ярославской области) о признании незаконным решения об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 20.11.2013 № 7600/2013/01-76937, об обязании принять решение об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278, восстановить сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, указав кадастровую стоимость данного земельного участка равной 111 783 019,04 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка равным 7 404,32 руб./кв.м.

Определениями суда от 25.02.2014 г. и от 06.03.2013 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью Компания «Северный Альянс» (далее - ООО Компания «Северный Альянс»), Муниципальное казенное учреждение «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля», Департамент архитектуры и развития территорий города Мэрии города Ярославля.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 14.04.2014г. Муниципальное казённое учреждение «Агентство по аренде земельных  участков города Ярославля» привлечено к участию в деле в качестве соистца в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании определения от 15.07.2014 г. произведена замена соистца – Муниципального казенного учреждения «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» на Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля и Мэрию города Ярославля в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ и по ходатайству Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное казенное учреждение «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Ответчики, Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля, Муниципальное казенное учреждение «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля», надлежащим образом уведомленные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области,  поддержал предъявленные требования. В обоснование предъявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемым решением при определении группы видов разрешенного использования и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278 не учтены условия  договора от 04.08.2010 №384-яс аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области и ООО Компания «Северный Альянс» (далее – договор аренды), и ошибочно выбрана 8 группа видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения).

По утверждению представителя этого органа, данный земельный участок относится к зоне Р3 (зона городских  зеленых насаждений), относится к  землям населенных пунктов,  не является местом общего пользования и предоставлен в аренду в порядке предварительного согласования места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка для строительства, процедура по которому начата до вступления в действие Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением Муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 №201, (далее - Правила землепользования и застройки города Ярославля).

Исходя из содержания проектной документации, разрешения на строительство  и условий договора аренды, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области считает, что предлагаемое использование земельного участка не имеет объектов рекреационного назначения, поэтому применение восьмой группы видов разрешенного использование не соответствует доходности земельного участка и нарушает права арендодателя.  

По мнению Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в рассматриваемом случае имеются основания для отнесения земельного участка к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).

Представители ООО Компания «Северный Альянс», возражая против удовлетворения заявленных  требований, указали, что при определении группы видов разрешенного использования следует учитывать нахождение земельного участка в зоне Р3 (зона городских  зеленых насаждений), так как это подразумевает наличие определенных ограничений по использованию земельного участка, а также учитывать назначение объектов, которые планируется построить. Представители этого третьего лица считают, что  принятое впоследствии решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 14.01.2014 №7600/2014/01-1814, которым внесены изменения сведений в кадастр и возвращена кадастровая стоимость к первоначальному виду, является незаконным, поэтому  оспариваемое решение следует признать правомерным.

            Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей, суд установил следующее.

04.08.2010 г. между Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области (ранее – Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области) и ООО Компания «Северный Альянс» был заключен договор аренды, согласно которому арендодатель (Департамент) обязался предоставить в аренду земельный участок площадью 15 097 кв.м. с кадастровым номером 76:23:021101:278, расположенный по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, ул. Маяковского, у №13б, а арендатор (общество) обязался принять указанный земельный участок, использовать его в соответствии с целевым назначением (для строительства спортивно-туристического гостиничного комплекса с инженерными коммуникациями) (том 1 л.д. 38-40). Сторонами согласовано, что срок действия договора устанавливается с 23.07.2010г. по 22.07.2013 года.

Арендатору передан земельный участок общей площадью 15 097 кв.м, расположенный по адресу: г. Ярославль, Заволжский район, ул. Маяковского, у №13б, по акту приема-передачи от 04.08.2010 года.

Государственная регистрация сделки состоялась 16.11.2010 года.

Земельный участок с кадастровым номером 76:23:021101:278 поставлен на кадастровый учет 22.04.2010 г.  с разрешенным использованием – строительство спортивно-туристического гостиничного комплекса с инженерными коммуникациями. По данным кадастрового паспорта от 22.04.2010 №7623/202/10-3654 (том 1 л.д. 41) кадастровая стоимость этого земельного участка определена в размере 94 764 775 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 6 277,06 руб. / кв.м. 

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 28.02.2012 №7600/301/2012-23221 (том 1 л.д. 45) кадастровая стоимость данного земельного участка составляет всего 111 783 019,04 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости – 7 404,32 руб. / м.

            05.06.2013 г. ООО Компания «Северный Альянс» подано в Управление Росреестра по Ярославской области заявление об  исправлении ошибки, допущенной при  определении группы видов разрешенного использования, в отношении земельного участка по адресу г. Ярославль, ул. Маяковского, у дома 13б, выделенного под строительство спортивно-туристического гостиничного комплекса с приложением письма Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля от 04.06.2013 №263/04-02-15 (том 1 л.д. 119-129).

В ответ на это обращение письмом Управления Росреестра по Ярославской области от 07.06.2013 №10-13/4569 заявителю сообщено, что при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278 допущена техническая ошибка. Ввиду того, что фактическое использование земельного участка предполагает размещение спортивных лагерей, туристических баз с кемпингами, относится к зоне Р3 (зона зеленых насаждений), уполномоченный орган указал, что он должен быть отнесен к 8 группе разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного назначения), в связи с чем в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области направлен Акт определения кадастровой стоимости по данному земельному участку от 07.06.2013 г.  для исправления технической  ошибки (том 1 л.д. 130, 110,111). По данным Управления Росреестра по Ярославской области величина кадастровой стоимости определена в размере 4 479 128,93 руб., удельного показателя кадастровой стоимости – в размере 296,63 рубля.

По результатам рассмотрения Акта определения кадастровой стоимости от 07.06.2013 г.  филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области принято решение от 14.06.2013 №7600/2013/01-38718, по которому установлена необходимость внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости  земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278 (том 2 л.д.62).

В кадастровом паспорте земельного участка от 20.06.2013 №7600/301/2013-112512 указано, что кадастровая стоимость спорного объекта составляет 4 479 128,93 руб., удельный показатель кадастровой стоимости –  296,63 рубля (том 1 л.д. 45).

Далее по обращению Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области вынесено решение от 20.11.2013 №756000/2013/01-76937 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях. При этом заявителю указано, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278 внесены на основании Акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 07.06.2013 г.  в соответствии с видом разрешенного использования (том 1 л.д. 51-52).

Данный отказ ответчиков в отнесении  арендуемого ООО Компания «Северный Альянс»  земельного участка к 7   группе видов разрешенного использования (Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), послужил основанием для обращения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области с рассматриваемыми требованиями в суд.

Одновременно в адрес Управления Росреестра по Ярославской области Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области направлено письмо от 05.12.2013 №ИХ.28-9807/13 по вопросу исправления кадастровой стоимости земельного участка, в ответ на которое уполномоченным органом сообщено, что комиссия по организации принятия решений о выявлении кадастровых и/или технических ошибок при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278, расположенного по адресу г. Ярославль, ул. Маяковского,  (у дома №13б) выявила наличие технической ошибки (том 1 л.д. 112, 118). Соответствующая позиция доведена до сведения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области письмом Управления Росреестра по Ярославской области от 31.12.2012 №10-13/10769 (том 1 л.д. 117).

В результате решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 14.01.2014 №7600/2014/01-1814 предписано внести изменения в государственный кадастр недвижимости, а именно вернуть кадастровую стоимость земельного участка к первоначальному виду.

            Из позиции Управления Росреестра по Ярославской области, изложенной в отзыве, следует, что полномочиями органа кадастрового учета по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области. В связи с тем, что решение вопроса об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости  входит в компетенцию органов кадастрового учета, Управление Росреестра по Ярославской области считает, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Вместе с тем, этот ответчик указывает, что на момент рассмотрения спора в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости  спорного земельного участка в размере  111 783 019,09 руб., поэтому предмет спора отсутствует и оснований для удовлетворения требований не имеется.

В дополнениях к отзыву Управление Росреестра по Ярославской области также считает, что первоначально группа видов разрешенного использования специалистами ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области была выбрана  правильно, поскольку вид разрешенного использования указанный в документах не соответствует видам, содержащимся в Типовом перечне,  условно вид разрешенного использования разбит на несколько и оценка проведена по наибольшему показателю. При последующих изменениях в кадастровой стоимости допущена ошибка в виду того, что не был учтен тот факт, что формирование земельного участка состоялось до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Ярославля.

Согласно пояснениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, приведенным в отзыве, кадастровая стоимость спорного земельного участка с 01.01.2012 г. внесена в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 №702-п «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области» и составила 111 783 019,04 руб., удельный показатель кадастровой стоимости 7 404,32 руб. / кв.м.

При этом указанный ответчик сообщил, что при определении кадастровой стоимости земельного участка, с учетом того, что земельный участок предназначен для строительства объекта с несколькими видами использования  (спортивным, туристическим, гостиничным), он был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования, к которой относятся, в том числе земельные участки под  объектами спорта, поскольку значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в данном кадастровом квартале  для этого вида разрешенного использования большее, чем для 6 и 8 групп. Далее, удельный показатель кадастровой стоимости был изменен на 296,69 руб. / кв.м., что соответствует 8 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения), кадастровая стоимость составила 4 479 128,93 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости, утвержденного Управлением Росреестра по Ярославской области 01.06.2013 г., решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 14.06.2013 №7600/2013/01-38718.

Также орган кадастрового учета подтвердил, что после того как по результатам рассмотрения обращения Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области была выявлена техническая ошибка в установлении кадастровой стоимости земельного участка, решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 14.01.2014 №7600/2014/01-1814 установлена кадастровая стоимость  в первоначальном размере – 111 783 019,04 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 7 404,32 руб. / кв.м. Исходя из указанных обстоятельств, ответчик считает, что спор с Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области урегулирован.

            В соответствии с отзывом Департамента архитектуры и развития территорий города Мэрии города Ярославля земельный участок по адресу г. Ярославль, ул. Маяковского, у дома №13б, был предоставлен ООО Компания «Северный Альянс» для строительства спортивно-туристического гостиничного комплекса с инженерными коммуникациями и разрешено строительство в соответствии утвержденным проектом. Исходя из содержания ч. 4 ст. 1 Правил землепользования и застройки города Ярославля, третье лицо считает, что не соответствие вида разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту, установленному по зоне Р3 (зона городских зеленых насаждений) не является препятствием для завершения строительства.

При этом по утверждению данного органа, срок действия разрешения на строительство объекта (многофункционального торгового центра) истек 10.03.2014 г. и с заявлением о продлении срока или о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию застройщик не обращался.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд исходит из следующего.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3  Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  (далее – Закон №221-ФЗ) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Предусмотренные Законом №221-ФЗ полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона №221-ФЗ, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных Законом №221-ФЗ правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона №221-ФЗ применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

В силу пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457, ведение государственного кадастра недвижимости отнесено к функциям  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Приказом Росреестра от 11.03.2010 №П/93  федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата»  по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 01.07.2010 года, с 15.09.2010 года и с 01.12.2010 года.

Таким образом, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Ярославской области -  правопреемник ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ярославской области, как лицо, которому делегированы функции по ведению государственного кадастра недвижимости, и Управление Росреестра по Ярославской области,  как уполномоченный орган исполнительной власти в области кадастрового учета, являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Правительство Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 №316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.

На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.

Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С 01.01.2012 г. вступили в силу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 №702-п. Работы по оценке проведены по состоянию на 01.01.2010 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278, который отнесен к категории земель населенных пунктов,  первоначально определена в размере 111 783 019,04 руб., применительно к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии),  исходя из  удельного показателя кадастровой стоимости - 7 404,32 руб. / кв.м., утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 №702-п.

В соответствии с указанным актом относительно земельных участков  по 6 группе видов разрешенного использования (Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц) в соответствующем кадастровом  квартале  установлен удельный показатель кадастровой стоимость в размере 4 446,87 руб. / кв.м, а по 8 группе видов разрешенного использования (Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения) – 296,69 руб. / кв.м.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса на основные, условно разрешенные и вспомогательные. В силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Однако названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.

Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. Согласно пункту 1 статьи 615 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.

В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка (в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом) предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора. Общество как арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя по договору аренды, изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по выбору арендатора.

В данном случае предметом договора аренды является земельный участок с видом разрешенного использования «для строительства спортивно-туристического гостиничного комплекса с инженерными коммуникациями». Приняв на себя права и обязанности по указанному договору, ООО Компания «Северный Альянс» как арендатор выразила свое согласие на использование земельного участка в соответствии с этим видом разрешенного использования, тем самым реализовав свое право, предусмотренное пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ.

Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установленный в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений статьи 85 Земельного кодекса РФ противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права.

В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса  РФ условия договора определяются по усмотрению сторон. Статьи 450 и 451 Гражданского кодекса  РФ предусматривают, что договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

Следовательно, в рассматриваемом случае у арендодателя отсутствует обязанность изменять вид разрешенного использования земельного участка по требованию арендатора, в том числе в судебном порядке. Равным образом арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды. Данная правовая позиция сформирована в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 25.06.2013 №1756/13 и учитывается судом в целях единообразного толкования и  применения норм права.

В ходе рассмотрения дела судом установлено и сторонами признается, что на  земельном участке предполагалось размещение спортивно-туристического гостиничного комплекса, по которому выдано разрешение на строительство.

Поэтому, исходя из условий  договора аренды, для рассматриваемого земельного участка указанный ООО Компания «Северный Альянс» вид разрешенного использования – туризм (то есть по 8 группе видов разрешенного использования земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения)  не может быть единственным, а подлежит включению в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов использования (что допускается). Связи с этим  кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей (подпункт 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 №39). В рассматриваемом случае это будет 7 группа видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии)  с  удельным показателем кадастровой стоимости - 7 404,32 руб. / кв.м.

Кроме того, суду представляются убедительными доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о том, что принятие  Правил землепользования и застройки города Ярославля не  создает препятствия обществу для эксплуатации земельного участка в соответствии с условиями договора аренды. Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, при принятии правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное в рамках договора аренды до такого изменения,  если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов.

При отнесении рассматриваемого земельного участка  к 8 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения), и определении его кадастровой стоимости в размере  4 479 128,93 руб. на основании акта определения кадастровой стоимости, утвержденного Управлением Росреестра по Ярославской области 01.06.2013 г., решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 14.06.2013 №7600/2013/01-38718 ответчики не учли, что данной нормой прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 28 Закона N 221-ФЗ техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 14.01.2014 №7600/2014/01-1814 установлена кадастровая стоимость спорного земельного участка  в первоначальном размере – 111 783 019,04 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 7 404,32 руб. / кв.м. Тем самым ответчиками  исправлена техническая ошибка, что подтверждает факт внесения в кадастр ошибочных данных в отношении спорного земельного участка ввиду его отнесения к 8 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения). При таких обстоятельствах оспариваемое решение об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 20.11.2013 № 7600/2013/01-76937 является  незаконным.

В части требования об  обязании принять решение об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:278, восстановить сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, указав кадастровую стоимость данного земельного участка равной 111 783 019,04 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка равным 7 404,32 руб./кв.м., правовых оснований для удовлетворения не имеется, поскольку соответствующие действия фактически  совершены ответчиками.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 20.11.2013 № 7600/2013/01-76937.

В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, 3) в месячный срок.

Судья

Украинцева Е.П.