ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-16712/11 от 03.04.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-16712/2011 05 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 05 мая 2012 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Семеновой Т.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «ТНК-Ярославль»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области

об оспаривании постановления о назначении административного наказания

при участии

от заявителя  - Марусин В.А., доверенность от 01.06.2011г.

от ответчика   – Завьялов М.Ф., доверенность от 02.03.2012г.

установил  :

Открытое акционерное общество «ТНК-Ярославль» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 01 декабря 2011г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №03-07/95-11 в размере 300000 рублей на основании части 5 статьи 19.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявитель считает оспариваемое постановление незаконным и просит его отменить, в связи с тем, что Общество не имеет возможности представить истребованную информацию постольку, поскольку Обществом не ведется учет коммерческих расходов в разрезе каждого вида нефтепродуктов (такой учет ведется только по подразделениям и по видам деятельности).

Административный орган требования заявителя не признает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, полагает, что у Общества имелась возможность представления истребованной антимонопольным органом информации о структуре затрат, формирующих розничную цену на нефтепродукты.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Оспариваемым Постановлением ОАО «ТНК-Ярославль» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300000 руб. на основании части 5 статьи 19.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации) по требованию указанного органа.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006г. коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

В связи с рассмотрением дела № 03-03/121-11, возбужденного в отношении ОАО «ТНК-Ярославль», Ярославским УФАС России в адрес ОАО «ТНК-Ярославль» заказным письмом с уведомлением о вручении было направлено определение о назначении дела № 03-03/121-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.08.2011 исх. № 5574/03-03. Согласно указанному определению, ОАО «ТНК-Ярославль» необходимо было до 20.09.2011 представить в Ярославское УФАС России экономическое обоснование (развернутый подробный расчет) розничной стоимости бензинов автомобильных АИ-95, АИ-92 в период с 11 по 16 февраля 2011 года, дизельного топлива с 07 по 11 февраля 2011 года (на каждые сутки указанного периода). Определение поступило в адрес ОАО «ТНК-Ярославль» 29.08.2011 (почтовый идентификатор № 150000 41 13362 2).

ОАО «ТНК-Ярославль» письмом от 20.09.2011 №01/8-1433 пояснило, что «общество не использует метод калькуляции отпускных розничных цен, в связи с чем, не имеет возможности представить «развернутый подробный расчет» розничной стоимости» бензинов автомобильных и дизельного топлива. Далее указывалось, что «розничные цены формируются Обществом исходя из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат и получения экономически обоснованной прибыли, с учетом всех факторов, объективно влияющих на процесс ценообразования».

Запрашиваемая информация в Ярославское УФАС России не поступила, не поступил и расчет экономически обоснованных затрат, прибыли, на основании которых формируются розничные цены.

Ответственность за непредставление по требованию антимонопольного органа информации установлена частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в соответствии с которой непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Усмотрев в действиях (бездействии) ОАО «ТНК-Ярославль» по непредставлению запрашиваемой определением о назначении дела № 03-03/121-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 26.08.2011 исх. № 5574/03-03 информации, признаки нарушения части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, главный специалист-эксперт Ярославского УФАС составил протокол об административном правонарушении от 16.11.2011г., по итогам рассмотрения которого 01.12.2011г. вынесено оспариваемое постановление.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением установленной процедуры привлечения к административной ответственности.

Суд полагает, что запрос Управления ФАС по Ярославской области соответствует требованиям пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции».

Судом не принимается довод заявителя об отсутствии у ОАО «ТНК-Ярославль» возможности для предоставления запрашиваемой информации.

Заявителем в материалы дела представлены протоколы заседания ценовой комиссии ТНК-Ярославль за 09 – 17 февраля 2011г., которые свидетельствуют о ежедневном изменении розничных цен на отдельные виды продуктов. В состав ценовой комиссии входят генеральный директор, директор по розничным продажам, финансовый директор, директор по НБ и транспорту, ведущий специалист департамента оптовых продаж, начальник ПЭО, начальник юридического отдела, начальник отдела контроля договорной работы, ведущий экономист ПЭО. Кроме того, заявителем представлены распечатки оборотно-сальдовой ведомости по счету 90.4 «Коммерческие расходы» (в разрезе по видам деятельности и подразделениям).

Таким образом, Обществом ведется учет расходов, формирующих цены на нефтепродукты; розничные цены на отдельные продукты изменялись в рассматриваемый период ежедневно, решение об изменении принималось уполномоченным и компетентным органом Общества отдельно по каждому виду нефтепродуктов, в силу чего суд полагает, что данный орган (ценовая комиссия) располагала информацией об объективных или субъективных обстоятельствах, влияющих на розничные цены. Даже в условиях неприменения метода калькуляции отпускных розничных цен, Общество имело возможность и должно было в силу обязанности, установленной федеральным законом, представить в антимонопольный орган информацию о факторах, влияющих на розничные цены и формирующие их.

Обязанность по представлению хозяйствующими субъектами по запросу антимонопольного органа информации, в том числе составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, прямо предусмотрена частью 1 статьи 25 Федерального закона «О защите конкуренции», в связи с чем суд пришел к выводу, что ОАО «ТНК-Ярославль» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона (часть 2 статьи 2.1. КоАП РФ).

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований заявителя отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Е.В. Мухина