ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-16942/15 от 06.04.2016 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль     

Дело № А82-16942/2015

30 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена  в присутствии представителей сторон  –  06 апреля 2016 г. в  15 часов 30 минут

Полный текст решения изготовлен  –  30 апреля 2016г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клименко Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

Ярославской областной общественной организации "Центр защиты прав потребителей" (ИНН  -  <***>,  ОГРН   - <***>)

об оспаривании постановления

Административной комиссии Кировского района г.Ярославля

от 18.11.2015 №820

третье лицо:  Прокуратура Ярославского района Ярославской области

при участии

от заявителя:  ФИО1  -  предст. по протоколу;
от административного органа:  Скидан М.П., ФИО2 – предст. по пост. дов.;

от  третьего лица:  ФИО3 – предст. по удост.  (до перерыва)

установил:
      Ярославская  областная  общественная  организация "Центр защиты прав потребителей" (ИНН  -  <***>,  ОГРН   - <***>)  (далее по тексту – заявитель,   Центр)   обратилась  в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления  от 18.11.2015 №820, вынесенного Административной комиссией Кировского района г. Ярославля,  о  привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб. на основании  части 1  статьи  9 Закона Ярославской области  «Об административных правонарушениях» № 100-з.

Правовая позиция заявителя основана на том, что постановление вынесено без соблюдения норм права,   считает, что у Центра имелись основания для размещения спорного изображения герба – официального символа   Ярославской области на удостоверениях  сотрудников Центра по основаниям, письменно изложенных в заявлении и дополнениях к  нему.

Административный орган  заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления по основаниям, письменно изложенным в материалах дела; пояснил суду, что при изготовлении текста постановления была допущена техническая ошибка – приведена ссылка  на п.4 Положения о гербе г. Ярославля, утвержденного приложением № 1 к решению муниципалитете г. Ярославля № 35 от 23.08.1995 недействующий нормативный акт),  не влияет на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Третье лицо -  Прокуратура Ярославского района Ярославской области -  выявила факт совершения  Центром вмененного ему  правонарушения; поддерживает правовую позицию ответчика по основаниям, письменно изложенным в материалах дела.

Оспариваемым постановлением  Центр был ответчиком привлечен к административной ответственности в виде  штрафа в размере 5 000 руб. на основании  части 1 статьи 9 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» № 100-з за  следующее нарушение - «Центр, являясь юридическим лицом, допустил использование официального символа Ярославской области – на удостоверениях сотрудников Центра (на удостоверении В № 06, выданного на имя  ФИО4;  на удостоверении А № 01, выданного  на имя ФИО1)  имеется изображение черного восстающего медведя, держащего левой лапой на плече секиру – сокращенная версия  герба Ярославской области»,  что является  нарушением п.4 Положения о гербе г. Ярославля, утвержденного приложением № 1 к решению муниципалитете г. Ярославля № 35 от 23.08.1995;  статей 2,  3,  5 – 8 Закона Ярославской области от 30.06.11 № 20-з «Об официальных символах Ярославской области».

Указанные действия Центра образуют правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях».

Факт вменяемого предпринимателю правонарушения  был установлен по итогам проверки, проведенной Прокуратурой Ярославского района Ярославской области 06.10.2015; установлен постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении  от 15.10.2015;  фотоматериалами по делу; письменными объяснениями ФИО1 от 15.10.2015.

Изложенные  фактические обстоятельства дела не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения   заявленных требований,  с учетом следующего.

Оспариваемым постановлением Центр был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» от 03.12.07 № 100-з.

Состав правонарушения, установленный в указанной статье законодателем сформулирован следующим образом – «незаконное использование  официальных символов Ярославской области или официальных символов муниципальных образований Ярославской области, - влечет наложение административного штрафа … на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

Факт использования должностными лицами и сотрудниками Центра на бланках удостоверений на дату  проверки  -  06.10.2015 -  официального символа Ярославской области – сокращенной версии герба Ярославской области -  подтвержден материалами дела; не оспаривается ни одной из сторон;  судом считается установленным.

Спор между сторонами состоит в наличии (отсутствии)  у Центра  законных оснований на использование на бланках удостоверений соответствующего изображения.

Порядок использования официальных символов Ярославской области  регламентирован Законом Ярославской области «Об официальных символах Ярославской области» от 28.06.2011 № 29-з.

Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, «настоящий Закон в соответствии с Уставом Ярославской области устанавливает официальные символы Ярославской области (далее - официальные символы) и порядок их использования».

Согласно части 2 вышеуказанного Закона,  «официальными символами являются герб Ярославской области и флаг Ярославской области».

Согласно  статьи 3 вышеуказанного Закона,

«1. Устанавливается следующее геральдическое описание герба Ярославской области:

"В золотом поле черный восстающий медведь, держащий левой лапой на левом плече серебряную секиру с червленым древком.

Над щитом - княжеская шапка образца 1730 года: пурпурная, с горностаевой (в два ряда хвостов) опушкой и тремя видимыми дужками, из которых средняя украшена самоцветами, а боковые - жемчугом; дужки замкнуты золотой державой, также украшенной самоцветами.

Щитодержатели: справа - серебряный олень с золотыми рогами, гривой, копытами и с золотым ошейником, украшенным самоцветами и имеющим кольцо впереди, слева - черный медведь настороже, имеющий червленый язык и увенчанный российской императорской короной, какой она изображалась в губернских гербах, но без лент; оба щитодержателя - на зеленом узорном подножии.".

Геральдически правая сторона находится слева при виде от зрителя, геральдически левая - справа.

2. Герб Ярославской области может воспроизводиться как в полной версии (со всеми атрибутами, перечисленными в части 1 настоящей статьи; далее - полный герб), так и в сокращенных (безо всех атрибутов или без любого из них, при этом подножие без щитодержателей не воспроизводится; далее - сокращенные версии герба). Все версии герба равноправны и имеют одинаковый статус.

3. Воспроизведение герба Ярославской области допускается в щитах разных форм и в различных стилизациях, в виде многоцветных и одноцветных (с передачей цвета при помощи условной геральдической штриховки - шафировки), объемных и графических изображений, в различной технике исполнения и из различных материалов.

Воспроизводимые изображения герба Ярославской области должны соответствовать изложенному в части 1 настоящей статьи геральдическому описанию, которое является единственным эталоном герба. Изобразительный эталон герба Ярославской области не устанавливается.

4. Пояснительные рисунки герба Ярославской области в многоцветном и одноцветном вариантах, представляющие полную версию герба и способы его сокращения, помещены в приложениях 1 - 3 к настоящему Закону».

Согласно  статьи  5  вышеуказанного Закона,

«1. Герб Ярославской области в полной версии в многоцветном варианте используется на бланках правовых актов Ярославской области.

2. На бланках Ярославской областной Думы, Губернатора Ярославской области, Правительства Ярославской области и иных органов исполнительной власти Ярославской области, представительств Ярославской области, Избирательной комиссии Ярославской области, Контрольно-счетной палаты Ярославской области и иных государственных органов Ярославской области, лиц, замещающих государственные должности Ярославской области, Общественной палаты Ярославской области могут применяться как полные, так и сокращенные версии герба Ярославской области в многоцветном и одноцветном вариантах».

Статьями 5-8 Закона Ярославской области № 20-з   определен порядок использования герба Ярославской области на бланках, печатях при оформлении зданий и помещений в них, а также использование герба Ярославской области в иных случаях.

Согласно  статьи 8 вышеуказанного Закона,

«1. Герб Ярославской области изображается на:

1) официальных полиграфических изданиях органов государственной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области;

2) служебных удостоверениях лиц, замещающих государственные должности Ярославской области, и государственных гражданских служащих Ярославской области;

3) на размещаемых в сети Интернет информационных ресурсах органов государственной власти Ярославской области, государственных органов Ярославской области, Общественной палаты Ярославской области, а также на информационных ресурсах, созданных при их участии.

2. Герб Ярославской области может изображаться:

1) на наградах и знаках почетных званий Ярославской области, наградах органов государственной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области, Общественной палаты Ярославской области, а также документах к ним;

2) на должностном знаке Губернатора Ярославской области и должностных знаках лиц, замещающих государственные должности Ярославской области, нагрудных знаках членов Общественной палаты Ярославской области;

3) на удостоверениях лиц, занимающих должности в органах государственной власти Ярославской области и государственных органах Ярославской области, не являющиеся должностями государственной гражданской службы;

4) на документах, выдаваемых по решению органов государственной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области;

5) в информационных материалах Ярославской областной Думы, Губернатора Ярославской области и Правительства Ярославской области, иных органов исполнительной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области, Общественной палаты Ярославской области, на представительской продукции, изготавливаемой по их заказам, а также в информационных материалах мероприятий, проводимых при участии органов государственной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области, Общественной палаты Ярославской области;

6) на полиграфической, сувенирной и иной продукции, популяризирующей исторические, культурные и иные традиции и особенности Ярославской области;

7) на снаряжении и спортивной одежде сборных команд Ярославской области, спортивных организаций и спортсменов, которым оказывается поддержка органами государственной власти Ярославской области.

3. Герб Ярославской области является геральдической основой должностного герба Губернатора Ярославской области и может использоваться в таком же качестве при создании геральдической символики органов государственной власти Ярославской области и государственных органов Ярославской области.

4. Герб Ярославской области может использоваться в оформлении транспорта, находящегося в ведении органов государственной власти Ярославской области, государственных органов Ярославской области, государственных учреждений и государственных унитарных предприятий Ярославской области».

Из совокупности вышеуказанных норм  закона следует, что заявитель  -  Ярославская областная общественная организация "Центр защиты прав потребителей" (ИНН  -  <***>,  ОГРН   - <***>) -  не входит в перечень субъектов,  обладающих правом на  использование герба Ярославской области  в   осуществляемой им деятельности, в том числе – и путем размещения его на удостоверениях.  Необходимых и достаточных доказательств обратного заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, заявителем суду не представлено.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что  рассматриваемый герб Ярославской области  на удостоверениях   сотрудников заявителя размещался одновременно  с графическим  знаком Центра – «ЦЗПП», также содержащим изображение  медведя с секирой.

Однако,  учитывая,  что отсутствуют основания для   размещения герба Ярославской области на  удостоверениях сотрудников заявителя в принципе,  действия заявителя не являются правомерными;  нормы статьи 10 Закона № 20-з относительно порядка одновременного размещения герба Ярославской области с иными гербами (знаками)  - не подлежат применению и не  свидетельствуют о законности правовой позиции заявителя.

В силу части 1 статьи 14  Закона № 20-з,  запрещено   использование официальных символов с нарушением требований настоящего Закона ….

Соответственно, суд считает действия заявителя противоправными; считает не законными  выявленные ответчиком факты использование Центром герба Ярославской области..

Прочие доводы заявителя не влияют на итоговый вывод суда.

Таким образом. действия заявителя образуют  вмененное ему правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» № 100-з.

 Заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено суду необходимых и достаточных доказательств того, что   у него отсутствовала объективная и реальная возможность для соблюдения установленных требований законодательства Ярославской области.

 Таким образом,  суд пришел к выводу о  наличии в действиях заявителя состава  вмененного  ему правонарушения.

 Ответчиком при производстве дела об административном правонарушении не было допущено процессуальных нарушений, исключающих привлечение Центра к административной ответственности. Административная ответственность была применена в порядке, в минимальном размере и в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Признаков малозначительности правонарушения из материалов дела судом  не усматривается – с учетом длящегося характера правонарушения.

Таким образом. отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Глызина А.В.