ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-17017/15 от 25.04.2016 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-17017/2015

17 июня 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена  апреля 2016 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН  7604002250, ОГРН  1027600693812)

к  Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (ИНН  7604067970, ОГРН  1047600412310)

о признании частично недействительным представления от 28.08.2015 № 71-02-12/2731, 

при участии

от заявителя –  Сырмолотова  М.А. - Виноградовой С.Ю. – начальника правового отдела по доверенности от 16.01.2015, Тузовой С.В. – начальника отдела общего обеспечения по доверенности от 04.09.2015, 

от ответчика – Лысенковой  Е.Ю. -  зам.начальника  отдела анализа, методологии, планирования деятельности и правового обеспечения по доверенности от 03.02.2015,

установил: 

  Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации(далее – Университет) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее – Управление) о признании недействительным представления от 28.08.2015 № 71-02-12/2731 в части пункта 4 о допущении неправомерного расходования средств в части оплаты  дополнительной услуги при проезде в  командировки.

         Заявитель не согласен с выводом Управления о неправомерном расходовании средств  в части оплаты включенной в стоимость проезда дополнительной услуги  на питание  на сумму 3935руб., полагает, что Университет как бюджетное  учреждение имеет право  производить возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, в размере фактических затрат в пределах  показателей выплат,  отраженных в Плане  финансово-хозяйственной деятельности, поскольку  не является получателем бюджетных средств.  Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральных бюджетных учреждений в виде субсидий  производится общей суммой без обособления  отдельных статей затрат, в том числе на служебные командировки,  сами субсидии  не являются средствами бюджета, а являются собственными доходами бюджетного учреждения, поэтому  Университет самостоятельно  распоряжается денежными средствами как иным движимым имуществом.

           В ходе рассмотрения дела Университет  выявил новые обстоятельства, с учетом которых  уточнил свою правовую позицию.

           Заявитель указал, что оплата дополнительной сервисной услуги  по питанию пассажира, включенной в стоимость проезда на железнодорожном транспорте,  была произведена с ведома  работодателя не за счет субсидий, а за счет внебюджетных средств – за счет средств от иной  приносящей доход деятельности,  а потому на них не распространяется  действие  постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах  возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых  за счет средств  федерального бюджета» (далее – Постановление № 729). 

         Ответчик  заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, ссылается на положения ст.ст.167, 168 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ),   Постановление № 729.   В соответствии с названным Постановлением  возмещению подлежат, в том числе:

- расходы по проезду  к  месту служебной командировки и  обратно к месту постоянной работы (включая страховой  взнос на  обязательное личное страхование  пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению  проездных документов, расходы за пользование  в поездах  постельными принадлежностями) – в размере  фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:  

         железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

В силу пункта  3 Постановления  № 729  расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего Постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

 По результатам исследования дополнительно представленных  заявителем документов ответчик согласился, что спорные дополнительные расходы произведены Университетом  за счет внебюджетных средств  - средств  от иной приносящей доход деятельности, а не за счет субсидий.  Однако  в соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ  данные средства  являются неналоговыми  доходами федерального бюджета, а потому на них  распространяется действие Постановления № 729.

          Следовательно, пункт  4 оспариваемого Представления  является законным и обоснованным,  Университетом допущен неправомерный расход  средств в части  оплаты  дополнительной услуги при проезде в командировки (питание).

         Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее. 

          Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области в отношении Университета проведена  выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год, по результатам которой составлен  акт выездной  проверки от 23.07.2015 и вынесено оспариваемое  Представление.

Согласно п.4  Представления, Университетом допущен неправомерный расход  средств в части  оплаты дополнительной услуги  при проезде в командировки (питание).  В период  проведения проверки  нарушение устранено,  суммы переплаты внесены  в кассу  по приходным кассовым ордерам, перечисленным в п.4 Представления.

В соответствии с актом, выборочной проверкой  правильности возмещения  командировочных расходов  установлено,  что  по данным железнодорожных билетов  в стоимость  билетов включена дополнительная услуга  по предоставлению набора питания по авансовым отчетам  работников  Университета (Урываев В.А.,  Афонин С.Ю.,  Желткевич О.В.,  Чикина  И.В.,  Нагиева  Е.Н.,  Рыбачкова  Ю.В., Любошевский П.А.). 

         Таким образом, в нарушение Постановления № 729 ректором  Университета  Павловым  А.В.  и главным бухгалтером  Максимовым  В.С. в 2014 году допущен неправомерный расход средств в части  оплаты дополнительной услуги  при проезде  в командировки на сумму  3,935тыс.руб.  В период проверки нарушение устранено, суммы переплаты внесены в кассу.

Университет не согласен с данным выводом Управления по следующим основаниям.

Отношения между работником и работодателем регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст.ст.167, 168 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку бюджетное учреждение обязано возместить все расходы, связанные со служебной командировкой, в том числе и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

           Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками в Университете, определены в Положении «О порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками работникам ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России» (с изменениями и дополнениями), где возмещение расходов производится за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения финансово-хозяйственной деятельности (п. 4 Положения). 

           Постановление Правительства № 729 предусматривает возмещение расходов в размерах, установленных п.1 Постановления, федеральными государственными учреждениями в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета, а также средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на служебные командировки либо (в случае использования указанных ассигнований в полном объеме) за счет экономии средств, выделенных из соответствующего бюджета на их содержание. В иных случаях - за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения бюджетной сметы получателя средств федерального бюджета, средств соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного учреждения.

Университет как бюджетное учреждение имеет право производить возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, своим работникам в размере фактических затрат в пределах показателей выплат, отраженных в Плане финансово-хозяйственной деятельности, поскольку не является получателем бюджетных средств в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ.

Представители  Университета пояснили, что дополнительная сервисная услуга  по предоставлению питания при  проезде в вагонах повышенной комфортности изначально включена в стоимость железнодорожного билета, проезд в командировки с предоставлением данной дополнительной сервисной услуги обеспечивался для  сотрудников  профессорско-преподавательского состава. 

В соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства РФ от 13 октября 2008г. № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней авансовый отчет.

Авансовые отчеты Работниками, указанными в акте проверки, представлены своевременно и утверждены Работодателем.

После представления в бухгалтерию сотрудниками Университета авансовых отчетов по средствам, израсходованным на служебные командировки, с приложением всех первичных оправдательных документов бухгалтером были внесены данные в программу 1С «Бухгалтерия», где сформировался авансовый отчет ф.0504049 с указанием бухгалтерских проводок по кодам бюджетной классификации расходов.

В соответствии с п.61 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утвержденной  приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (ред. 31.12.2015), принятие к бухгалтерскому учету общехозяйственных расходов учреждения на основании первичных учетных документов отражается в соответствии с содержанием хозяйственной операции по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010980000.

По авансовым отчетам Урываева В.А., Афонина С.Ю., Желткевич О.В., Чикиной И.В., Нагиевой Е.Н., Рыбачковой Ю.В., Любошевского П.А. расходы отнесены за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности - КФО-2 по Дебету сч. 2.109.81.222 (общехозяйственные расходы) и Кредиту сч. 2.208.22.660 (Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг).

Данные операции нашли свое отражение и в журнале операций №3 (Расчеты с подотчетными лицами) ф.0504071 за июль, ноябрь, декабрь 2014г., впоследствии автоматически перенесенные в Главную книгу ф.0504072 по соответствующим субсчетам.

По окончании года согласно требованиям пункта 66 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, утв. приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н (ред. 31.12.2015) отнесение общехозяйственных расходов учреждения на уменьшение финансового результата отражено по дебету соответствующего счета аналитического учета 040110000 «Доходы текущего финансового года» (по виду доходов) и кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 010980000 «Общехозяйственные расходы» - по Дебету сч. 2.401.10.130 и Кредиту сч. 2.109.81.222.

Подтверждением отнесения расходов на КФО-2 по счету 2.109.81 по указанным авансовым отчетам является Оборотно-сальдовая ведомость за 2014 год и анализ счета 2.109.81 за 2014 год.

Более детальная расшифровка списания затрат в бухгалтерском учете содержится в Ведомости списания затрат, составляемой ежеквартально.

Кроме того, отчет об обязательствах, принятых учреждением ф.0503738 за 2014 год по виду деятельности КФО-2, содержит сведения об исполнении денежных обязательств по отнесению транспортных расходов на средства, полученные от приносящей доход деятельности. Сведения об исполнении ГБОУ ВПО ЯГМУ Минздрава России денежных обязательств по транспортным расходам, принятых учреждением в отчете ф.0503738 за 2014 год по виду деятельности КФО-4, отсутствуют.

Отчетность, составленная на основании Главной книги ф.0504072, также не содержит данных по отнесению транспортных расходов на КФО-4 (средства субсидий на выполнение государственного задания).

Таким образом,  спорные расходы произведены  за счет средств  от приносящей доход деятельности, а не за счет  средств субсидий.

В связи с этим пункт 4 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 28.08.2015 № 71-02-12/2731 о неправомерном расходовании Университетом средств в части оплаты дополнительной услуги при проезде в командировки не основан на законе и подлежит отмене.

Ссылку Управления на ст.41 Бюджетного кодекса РФ заявитель  считает необоснованной,  поскольку данный довод отсутствует в акте  проверки и представлении.

Кроме того,  в соответствии с п.п.1, 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Поскольку  Университет является бюджетным учреждением,  доходы от использования его имущества  не относятся к неналоговым доходам бюджета в силу прямого указания закона.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление  подлежащим удовлетворению.

 В соответствии со ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Согласно ст.168 ТК РФ в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

         В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах  возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых  за счет средств  федерального бюджета» возмещению подлежат, в том числе:

- расходы по проезду  к  месту служебной командировки и  обратно к месту постоянной работы (включая страховой  взнос на  обязательное личное страхование  пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению  проездных документов, расходы за пользование  в поездах  постельными принадлежностями) – в размере  фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:  

         железнодорожным транспортом – в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

В силу пункта  3 Постановления  № 729  расходы, превышающие размеры, установленные пунктом 1 настоящего Постановления, а также иные связанные со служебными командировками расходы (при условии, что они произведены работником с разрешения или ведома работодателя) возмещаются организациями за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание, а также за счет средств, полученных организациями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками в Университете, определены в Положении «О порядке и размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками работникам ГБОУ ВПО ЯГМА Минздравсоцразвития России» (с изменениями и дополнениями), где возмещение расходов производится за счет экономии средств, сложившейся в процессе исполнения финансово-хозяйственной деятельности (п. 4 Положения). 

   Как следует из  представленных Университетом документов и признано ответчиком,  отчет об обязательствах, принятых учреждением ф.0503738 за 2014 год по виду деятельности КФО-2, содержит сведения об исполнении денежных обязательств по отнесению транспортных расходов на средства, полученные от приносящей доход деятельности. Сведения об исполнении Университетом денежных обязательств по транспортным расходам, принятых учреждением в отчете ф.0503738 за 2014 год по виду деятельности КФО-4, отсутствуют.

Отчетность, составленная на основании Главной книги ф.0504072, также не содержит данных по отнесению транспортных расходов на КФО-4 (средства субсидий на выполнение государственного задания).

Таким образом,  спорные расходы произведены  за счет средств  от приносящей доход деятельности, а не за счет  средств субсидий.

  В соответствии с п.3  ст.41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся, в том числе, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Поскольку  Университет является бюджетным учреждением,  доходы от использования его имущества  не относятся к неналоговым доходам бюджета в силу прямого указания закона.

         В связи с этим  спорные расходы не подпадают под  правовое регулирование Постановления № 729, нарушений порядка  возмещения расходов  на командировки Университетом не допущено.

         На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области(ИНН  7604067970, ОГРН  1047600412310)  от 28.08.2015 № 71-02-12/2731,  вынесенное в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации(ИНН  7604002250, ОГРН  1027600693812), в части пункта 4  о неправомерном расходовании средств  на оплату дополнительной услуги  по предоставлению  набора питания  при проезде в командировки.

Взыскать с  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области(ИНН  7604067970, ОГРН  1047600412310) в пользу  Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ярославский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации(ИНН  7604002250, ОГРН  1027600693812) 3000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.