ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1713/13 от 22.03.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29.03.2013г

г. Ярославль Дело №   А82-1713/2013

резолютивная часть решения оглашена 22.03.2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Калашниковой С.С.

Рассмотрев заявление казенного предприятия Ярославской области "Дирекция службы заказчика"   (ИНН 7604112197, ОГРН 1077604021560)

к Главному государственному инспектору Кировского района г. Ярославля по пожарному надзору А.А. Лебедеву

об отмене постановления № 19 от 05.02.2013 о назначении административного наказания по ч.1,4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Третье лицо:   Прокурор города Ярославля

при участии:

от заявителя - Зайцева А.В.- пред. по дов. от 29.01.13г., Зенин А.В.-пред. по дов. от 01.07.2012г.

от ответчика – Лебедев А..А.- пред. по дов. от 29.12.2012г.

3-е л. – Ерохин Я.С.- старший пом. прокурора.

установила  :

Казенное предприятие Ярославской области «Дирекция службы заказчика»( далее Предприятие), лицо, привлеченное к административной ответственности, обратилось в суд с жалобой на постановление о привлечении к административной ответственности от 05.02.2013г. № 19, вынесенное отделом надзорной деятельности по Кировскому району г. Ярославля о наложении на него административного наказания в виде штрафа в размере 150000 рублей на основании ст.20.4 ч.ч. 1,4 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности.

В судебном заседании представители предприятия поддержали заявленные требования. Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что поскольку здание концертно-зрелищного центра не введено в эксплуатации., в установленном законом порядке, у административного органа отсутствовали основания для привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Административный орган, надлежащим образом уведомленный о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. В представленном отзыве заявленные требования не признает. Полагает доказанным факт совершения заявителем административного правонарушения, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.

Представитель третьего лица, также настаивает на законности вынесенного постановления.

Оспариваемым Постановлением заявитель привлечен к административной ответственности в форме административного штрафа в размере 150000 руб. за нарушения Правил пожарной безопасности.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Прокуратурой г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении КП «Дирекция службы заказчика», в ходе которой выявлены нарушения выразившиеся в : не очищены от снега пожарные гидранты; лестничные клетки не отделены от коридора дверями; частично лестничные клетки не оборудованы перилами; запоры эвакуационных выходов не обеспечивают возможность свободного открывания дверей изнутри без ключа; в коридоре на 3м этаже отсутствует корпус пожарного извещателя; извещатели автоматической установки пожарной сигнализации, спринклерные оросителя автоматической установки пожаротушения закрыты колпаками.

По данным фактам в отношении Предприятия вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч.1,4 статьи 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрена обязанность, в том числе руководителей организации соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса, влечет наложение административного штрафа.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2).

В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что на момент выявления фактов, нарушения требований пожарной безопасности, концертно-зрелищный комплекс являлся объектом незавершенного строительства. Заключение о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации не выдавалось. Акт ввода объекта в эксплуатацию отсутствовал.

При таких обстоятельствах, привлечение юридического лица к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объектам находящимся в эксплуатации ( т.е. введенных в эксплуатацию в установленном порядке) , не соответствует требованию закона.

Установление факта эксплуатации объекта без получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является самостоятельным составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена часть 5 статьи 9.5 КоАП РФ .

На основании изложенного, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление главного государственного инспектора Кировского района г. Ярославля по пожарному Лебедева А.А. от 05.02.2013г. № 19  о привлечении к административной ответственности по ч.ч.1,4 ст. 20.4 КоАП РФ казенного предприятия Ярославской области "Дирекция службы заказчика" (ИНН 7604112197, ОГРН 1077604021560).

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул.Хлыновская).

Судья Н.Л.Ловыгина