ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1713/15 от 22.05.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль         

Дело № А82-1713/2015

28 мая 2015 года

              Резолютивная часть решения объявлена  22 мая 2015 года

              Полный текст решения изготовлен  28 мая  2015 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Марусина В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Белозеровой Я.В.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Открытого акционерного общества "Яргортеплоэнерго" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  <***> , ОГРН  <***> )

третьи лица: ОАО «Управляющая компания № 1», ФИО1, ФИО2

об оспаривании решения  от 14.11.2014 по делу № 07-03/10-13

при участии:

от заявителя – ФИО3, представитель по доверенности от 12.01.2015,

от ответчика  –  ФИО4, представитель по доверенности от 03.03.2015,

от третьего лица (ФИО1) – ФИО1, по паспорту,

от иных третьих лиц – не явились,

установил:

Открытое акционерное общество "Яргортеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным  решения  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14.11.2014  по делу № 07-03/10-13.

           К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, привлечены ОАО «Управляющая компания № 1», ФИО1, ФИО2

В судебном заседании представитель заявителя  поддержал требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Присутствующий  в судебном заседании представитель ответчика требования не признал,  а также изложил доводы,  положенные в основание принятого антимонопольным органом решения. 

Третье лицо ФИО1 поддержал правовую позицию ответчика.

Остальные третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей  в судебное заседание не обеспечили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Дело № 07-03/10-13 возбуждено Ярославским УФАС в связи с поступившим заявлением гр-на ФИО1 о нарушении со стороны ОАО «Яргортеплоэнерго» антимонопольного законодательства в виде начисления платы за коммунальные ресурсы по нормативам. 

В ходе рассмотрения дела комиссия установила, что ОАО «Яргортеплоэнерго» в границах тепловых сетей, к которым присоединен дом № 9 по ул. Звездная в г. Ярославле, является единственным поставщиком тепловой энергии и услуг по ее передаче, и занимает на рынке тепловой энергии и услуг по ее передаче в указанных географических границах долю в размере 100%

Между ОАО «Яргортеплоэнерго» и ОАО «Управляющая компания № 1» 30.11.2010 заключен договор № 03ТЭ/УК-11 теплоснабжения, в том числе дома № 9 по ул. Звездной в г. Ярославле.

В соответствии с пунктом 7.2. договора учет фактически поданной тепловой энергии на многоквартирный дом за отчетный период осуществляется при наличии общедомовых приборов учета по показания этих приборов.

01 октября 2010 года заявителем составлен акт допуска узла учета тепловой энергии в доме № 9 по ул. Звездной в эксплуатацию.

Письмом от 14.11.2011 ОАО «Управляющая компания № 1» обратилось к заявителю за составлением акта повторного допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию.

Письмом от 16.11.2011 ОАО «Яргортеплоэнерго» уведомило управляющую организацию о том, что   для получения  повторного акта допуска необходимо предоставить в службу измерений, наладки и испытаний ОАО «Яргортеплоэнерго» паспорта (в полном объеме) на приборы учета тепловой энергии, выполнить чистку преобразователей расходов на прямых и обратных трубопроводах системы отопления и ГВС, выполнить контрольный съем показаний и представить журналы учета тепловой энергии (часовой и суточный архив за 3 дня), предоставить приказ о назначении ответственного лица за эксплуатацию и текущее обслуживание узла учета, копию удостоверения о прохождении обучения по правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

30 ноября 2011 года представителями ОАО «Ярготеплоэнерго» и ОАО «Управляющая компания № 1» составлен акт осмотра узла коммерческого учета тепла в доме № 9 по ул. Звездной. В акте отражено, что узел учета в эксплуатацию не допущен по причине отсутствия паспорта на прибор учета с действующим клеймом о поверке (пункт 7.1. Правил учета тепловой энергии).

Акт повторного допуска узла учета в эксплуатацию составлен 16.10.2012.

           Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Ярославского УФАС пришла к выводу о том, что действия заявителя  по требованию письмом от 16.11.2011 № 153 выполнения чистки преобразователей расходов на прямых и обратных трубопроводах системы отопления и ГВС, выполнения контрольного съема показаний и представления журналов учета тепловой энергии (часовой и суточный архив за 3 дня), а также действия по недопуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в доме № 9 по ул. Звездная, ущемляющие интересы ОАО «Управляющая компания № 1» и жителей указанного дома, являются нарушением части 1 статьи 10 антимонопольного закона.

         По мнению комиссии УФАС проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, осуществляемая в соответствии с пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии, не требует предоставления паспортов на приборы учета (в отличие от  процедуры первичного допуска узла учета в эксплуатацию в соответствии с пунктом 7.1. тех же Правил). Отсутствуют  в указанных пунктах Правил и требования  о выполнении чистки преобразователей расходов на прямых и обратных трубопроводах системы отопления и ГВС, выполнении контрольного съема показаний и представлении журналов учета тепловой энергии (часовой и суточный архив за 3 дня). Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета от 01.10.2010 все приборы узла учета исправны и поверены до июля 2012 года, в связи с чем требование о предоставлении паспортов с действующим клеймом о поверке в ноябре 2011 года незаконно. В то же время пунктом 7.6. Правил установлен 10-дневный срок для принятия решения о допуске в эксплуатацию узла учета, который в рассматриваемом случае заявителем был нарушен.

         На основании принятого решения заявителю  выдано предписание прекратить нарушение антимопольного законодательства путем направления в адрес ОАО «Управляющая компания № 1» акта повторного допуска в эксплуатацию   установленного в жилом доме № 9 по ул. Звездная прибора учет тепловой энергии и теплоносителя на отопительный сезон 2011-2012 гг. и осуществлении ОАО «Управляющая компания № 1» перерасчета платы за тепловую энергию, потребленную в отопительный сезон 2011-2012 гг. на нужды дома № 9, исходя из показаний общедомового прибора учета.

          Оспаривая указанное решение, заявитель указывает на то, что процедура проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, осуществляемая в соответствии с пунктом 7.7. Правил учета тепловой энергии,  подразумевает предоставление паспортов на приборы учета тепловой энергии, а в рассматриваемом случае такие паспорта представлены не были. Письмо от 17.11.2011 № 153 в адрес управляющей организации заявитель считает  рекомендательным, не препятствующим процедуре допуска узла учета в эксплуатацию.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

         Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

 В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

         В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъекта естественной монополии.

Судом установлено, что ОАО «Яргортеплоэнерго» в границах тепловых сетей, к которым присоединен дом № 9 по ул. Звездная в г. Ярославле, является единственным поставщиком тепловой энергии и услуг по ее передаче, и занимает на рынке тепловой энергии и услуг по ее передаче в указанных географических границах долю в размере 100%

Соответственно, на заявителя распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

 Нарушение антимонопольного законодательства со стороны заявителя, по мнению УФАС, заключается в  нарушении процедуры  проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, а именно:

- в направлении  письмом от 16.11.2011 № 153 требования выполнения чистки преобразователей расходов на прямых и обратных трубопроводах системы отопления и ГВС, выполнения контрольного съема показаний и представления журналов учета тепловой энергии (часовой и суточный архив за 3 дня),

-  в составлении акта о  недопуске в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя в доме № 9 по ул. Звездная.

          Между ОАО «Яргортеплоэнерго» и ОАО «Управляющая компания № 1» 30.11.2010 заключен договор № 03ТЭ/УК-11 теплоснабжения, в том числе дома № 9 по ул. Звездной в г. Ярославле.

 В соответствии с пунктом 7.2. договора учет фактически поданной тепловой энергии на многоквартирный дом за отчетный период осуществляется при наличии общедомовых приборов учета по показания этих приборов.

         В  рассматриваемый период требования к учету тепловой энергии и теплоносителя  содержались в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных  Минтопэнерго РФ 12.09.1995 N Вк-4936.

В разделе 7 правил дано описание процедур допуска узла учета в эксплуатацию (пункт 7.1.) и поверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации  (пункт 7.7.).

В обоих случаях составляется соответствующий акт по форме, утвержденной Правилами.

       При этом обе формы акта (приложения № 4 и 5 к Правилам) абсолютно идентичны по своему содержанию, и предполагают, помимо прочего,  проверку комплектности необходимой технической документации.

Согласно пункту 7.1. Правил для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить, среди прочего,  паспорта на приборы узла учета.

Согласно пункту 7.2. при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:

- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;

- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;

- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;

- наличие пломб.

 В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены (пункт 7.3. Правил).

 Таким образом, из положений раздела 7 Правил не следует, что эти две процедуры имеют различный объем требований к предъявляемой документации.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что наличие паспортов на приборы учета является необходимым условием как для  допуска узла учета в эксплуатацию,  так и для   проверки готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации.

        Следует отметить, что аналогичный подход  применен и в пункте 73 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя".

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что при  проверке готовности узлов учета тепловой энергии дома № 89 по ул. Звездной  к эксплуатации 30.11.2011 представителем ОАО «Управляющая компания № 1» не представлены паспорта на приборы учета тепловой энергии. Таким образом, в акте по результатам проверки правомерно  отражено, что узел учета в эксплуатацию не допущен по причине отсутствия паспорта на прибор учета с действующим клеймом о поверке (пункт 7.1. Правил учета тепловой энергии).

В то же время ни пункт 7.1., ни пункт 7.7. Правил не предусматривают обязательного выполнения потребителем  чистки преобразователей расходов на прямых и обратных трубопроводах системы отопления и ГВС, выполнения контрольного съема показаний и представления журналов учета тепловой энергии (часовой и суточный архив за 3 дня).

При этом содержание письма ОАО «Яргортеплоэнерго» в адрес ОАО  «Управляющая компания № 1» от 16.11.2011 № 153 не позволяет рассматривать данное письмо как носящее рекомендательный характер: в письме содержится явно выраженное требование проведения мероприятий, не предусмотренных Правилами учета тепловой энергии.

На основании изложенного суд считает, что  решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области  от 14.11.2014 по делу № 07-03/10-13 следует признать недействительным в той части, в которой им признано нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 35-ФЗ «О защите конкуренции» действия заявителя  по недопуску в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя дома № 9 по ул. Звездной в г. Ярославле 30.11.2011.

Предписание, выданное ответчиком по итогам рассмотрения дела, заявитель не оспаривает.

Госпошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд с рассматриваемым заявлением, взыскивается с ответчика пропорционально объему удовлетворенных требований в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  <***> , ОГРН  <***> ) от 14.11.2014 по делу № 07-03/10-13 недействительным в той части, в которой им признано нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 35-ФЗ «О защите конкуренции» действия по недопуску к эксплуатации узла учета тепловой энергии и теплоносителя дома № 9 по ул. Звездной в г. Ярославле 30.11.2011.

Взыскать с  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области  (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) в пользу  Открытого акционерного общества "Яргортеплоэнерго"  (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)  1500,00 рублей в возмещение расходов по госпошлине.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

         В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья                                                                                                    Марусин В.А.