ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1738/17 от 12.04.2017 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль 

Дело № А82-1738/2017

апреля 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2017.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Кашириной Н.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макиным М.Л.,      

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление  Администрации Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области (ИНН  7620004985, ОГРН  1057602376248)

к  Департаменту строительства Ярославской области (ИНН  7604036179, ОГРН  1027600685694)

3-и лица - Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области

о   взыскании  50.25   руб.,

при участии

от истца – Соколова Н.В., представитель по доверенности от 17.01.2017

от ответчика - Ермакова О.Е., представитель по доверенности от 25.08.2016

от 3-го лица 1 – не присутствовал

от 3-го лица 2 -  Коровникова О.М., представитель по доверенности от 21.10.2015

установил:

            Администрация Волжского сельского поселения Некоузского района Ярославской области обратилась в суд с иском к Департаменту строительства Ярославской области о взыскании 68 350,25 руб. в возмещение убытков.

            В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области и Департамент финансов Ярославской области.

            Истец поддержал исковые требования в заявленном размере.

            Ответчик иск не признал. Полагает, что заявленная истцом сумма не является убытками в гражданско-правовом смысле, представляет собой судебные издержки истца, понесенные в связи с рассмотрением дела судом общей юрисдикции. Ответчик не являлся стороной по муниципальному контракту, обязанность по оплате продавцу приобретенного истцом жилого помещения на него не возлагалась. Субсидия была перечислена истцу по мере поступления средств из областного бюджета.

            Третье лицо – Департамент финансов Ярославской области поддержал позицию ответчика.

            Третье лицо - Администрация Некоузского муниципального района Ярославской области заявила о рассмотрении дела без участия своего представителя. В письменном отзыве на иск от 10.04.2017 пояснила, что со своей стороны выполнила все обязательства по соглашению №ОП-20-15 от 10.04.2015.

            Дело рассмотрено без участия третьего лица 1 в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

            Волжское сельское поселение в 2015 году являлось участником региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы» (задача – «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа»).

            В областном бюджете для Волжского сельского поселения были предусмотрены средства в размере 4 558 815 руб. на реализацию данных мероприятий.

            10.04.2015 между Департаментом строительства Ярославской области, Администрацией Некоузского муниципального района и Администрацией Волжского сельского поселения было заключено соглашение №ОП-20-15 о реализации задачи «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа» региональной программы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы». Предметом соглашения является осуществление совместных действий по реализации в 2015 году задачи путем приобретения сельским поселением жилых помещений. Департамент принял на себя обязательство перечислить в 2015 году Администрации Волжского сельского поселения 4 558 815 руб. (в редакции дополнительного соглашения №2 от 15.12.2015 к соглашению от 10.04.2015 №ОП-20-15) для приобретения жилых помещений.

            Ввиду недостаточности средств областного бюджета а 2015 году Департамент перечислил Администрации Волжского сельского поселения только 1 805 291 руб.

            Дополнительным соглашением №3 от 25.05.2016 стороны определили задолженность за выполненные работы 2015 года за счет средств областного бюджета, подлежащих оплате в 2016 году – 2 753 524 руб. Указанный остаток субсидии был перечислен истцу в июне 2016 года.

            В рамках реализации региональной программы Администрацией Волжского сельского поселения на основании муниципального контракта №0171300012115000011-0147330-02 от 30.07.2015 было приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: Ярославская область Некоузский район, п. Волга, пер. Фабричный, д.8а, кв.9, у гражданина Пискарева Р.Е.

            В связи с несвоевременной оплатой истцом приобретенного жилья Пискарев Р.Е. обратился в суд. Решением Некоузского районного суда Ярославской области от 08.06.2016 с Департамента строительства Ярославской области  в пользу Пискарева Р.Е. взыскано 51 034,25 руб. процентов, 9 316 руб. в возмещение затрат на уплату государственной пошлины и 8 000 руб. в возмещение затрат на оплату услуг представителя, всего: 68 350,25 руб.

            Определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 01.09.2016 решение Некоузского районного суда от 08.06.2016 отменено, принято новое решение: указанные суммы были взысканы с Администрации Волжского сельского поселения.

            Истец, полагая, что взысканные судом суммы являются для него убытками, образовавшимися вследствие несвоевременного перечисления ответчиком субсидии из областного бюджета, обратился в суд с настоящим иском. Требования основаны на ст.ст.309, 310, 393, 405, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав правовые позиции лиц, участвующих в деле, суд исходит из следующего.

            В соответствии со ст.15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления на территории Российской Федерации», главами 7 и 8 Жилищного кодекса Российской Федерации вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих на территории муниципального образования, относятся к компетенции органов местного самоуправления (городских и сельских поселений).

            В связи с ограниченностью местных бюджетов на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются целевые программы для оказания помощи муниципальным образованиям по расселению ветхого и аварийного жилищного фонда.

            На территории Ярославской области в настоящее время действует региональная программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области на 2011-2020 годы», подпрограмма «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа». Программа утверждена постановлением Правительства Ярославской области №9-П от 26.01.2011.

   В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

            В соответствии со ст.393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как установлено частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу указанных норм лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков. Кроме того, лицо, требующее возмещения, должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.

Обязанность доказывания совокупности перечисленных условий возложена на истца (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

Из определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 01.09.2016 по делу №33-6430/2016 следует, что проценты за пользование денежными средствами были взысканы с Администрации Волжского сельского поселения, поскольку  предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания граждан, постоянно проживающих на территории сельского поселения, является обязанностью Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославской области. Именно оно являлось участником задачи по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) высоким уровнем износа, и стороной по муниципальному контракту от 30.07.2015. Департамент строительства Ярославской области признан ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не являлся стороной муниципального контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Данное решение имеет преюдициальное значение для рассматриваемого дела, обстоятельства, установленные им, не требуют доказывания вновь.

Таким образом, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами не является для истца убытками, взысканию с ответчика не подлежит.

Одной из составляющих иска в рамках дела №33-6430/2016 являлись расходы истца по компенсации судебных расходов на представителя и государственную пошлину.

   В соответствии со статьями 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебные расходы включена государственная пошлина и судебные издержки, которые распределяются при разрешении судебного спора по принципу их возмещения правой стороне за счет неправой.

В процессе рассмотрения дела в суде общей юрисдикции Администрация активно пользовалась процессуальными правами, судебные издержки обусловлены рассмотрением спора в судебном порядке.

Понесенные лицами, участвующими в деле, судебные расходы не являются убытками в гражданско-правовом смысле, поскольку они связаны с реализацией не гражданско-правовых, а процессуальных прав и обязанностей сторон в рамках судопроизводства.

Учитывая изложенное, правовые основания для удовлетворения исковых требований у суда отсутствуют.

В силу п.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

            Руководствуясь статьями 110,  167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Каширина Н.В.