150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-17449/2016 |
03 февраля 2017 года |
Резолютивная часть решения оглашена – 02 февраля 2017 года
Полный текст решения изготовлен – 03 февраля 2017 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровой Е.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Ярославской транспортной прокуратуры
к Открытому акционерному обществу «Аэропорт Туношна» (ИНН 7627026995, ОГРН 1047602206651)
о привлечении к административной ответственностипо части 3 статьи 14.1 КоАП РФ
третье лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
при участии:
от заявителя – ФИО1 – предст. по удост.;
от лица, в отношении которого составлен протокол – ФИО2 – предст. по пост. дов.; ФИО3 – предст. по пост. дов. (до перерыва);
от третьего лица – ФИО4, ФИО5 – предст, по пост. дов. (до перерыва)
установил:
Ярославская транспортная прокуратура обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Открытому акционерному обществу «Аэропорт Туношна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) О привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием(специальных разрешений) отдельных видов деятельности, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования; вместе с тем пояснил суду, что в основном нарушения были Обществом устранены.
Представитель Общества в судебном заседании факт правонарушения в целом не отрицал; пояснил, что нарушение было совершено впервые; Обществом устранено
Третье лицо - Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – административный орган, проводивший проверку, поддержал правовую позицию заявителя.
Правовые позиции всех участников дела письменно изложены, приобщены судом в материалы дела.
Рассмотрев материалы дела, доводы сторон, суд установил следующее.
Ярославской транспортной прокуратурой, с привлечением специалистов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в период с 25 октября по 09 декабря 2016 года была проведена проверка исполнения Обществом законодательства, направленного на обеспечение безопасности полетов, соблюдения условий, предусмотренных специальными разрешениями (сертификатами).
В ходе проверки, оформленной административным органом в виде справки от 03.11.2016, направленной заявителю также на указанную дату, были установлены нарушения Обществом требований Воздушного кодекса Российской Федерации, Приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам гражданской авиации», иного законодательства в указанной сфере.
Согласно статье 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций по техническому обслуживанию воздушных судов допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В статье 52 Воздушного кодекса РФ дано понятие авиационного персонала, к которому относятся лица, имеющие профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
В ходе проверки установлены нарушения условий, предусмотренных специальными разрешениями, выданными Росавиацией ОАО «Аэропорт Туношна» на право осуществления определенных видов деятельности.
1. Общество имеет Сертификат соответствия на осуществление деятельности в сфере поискового и аварийно-спасательного обеспечения в аэропорту Ярославль Туношна (№ ФАВТ АЛ 0.00529, выданный 06 февраля 2015 года Врио начальника Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Федерального агентства воздушного транспорта ФИО6). Срок действия Сертификата - до 06 февраля 20117 года.
При проверке установлено, что деятельность Общества в сфере поискового и аварийно-спасательного обеспечения в аэропорту Ярославль (Туношна) не соответствует требованиям, предписанными нормативными документами, относящимся к сфере деятельности, приведенной в Приложении к Сертификату соответствия.
Согласно данному Сертификату, Аэропорту Ярославль (Туношна) установлена 7-я категория аэродрома с искусственной взлетно-посадочной полосой (ИВПП по уровню требуемой противопожарной защищенностью полетов и объектов инфраструктуры аэропорта в период работы аэропорта с 08 часов до 23 часов согласно требованиям обеспечения полетов в аэропорту«Туношна» г. Ярославль (НОТАМ (англ..NOtice То AirMen NOTAM) - оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов).
При проведении данной проверки, Общество не предоставило достоверную информацию по обеспечению инженерно-технической службой (ИАС) оператором аэродрома ООО «Аэропорт Туношна» на выполнение необходимых мер аварийно-спасательных работ на территории аэродрома Ярославль (Туношна) в соответствии с требованиями Руководства по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), утвержденное приказом Министра гражданской авиации СССР от 28.03.1991 № 65 (далее - РПАСОП ГА-91), которое является основным нормативным документом гражданской авиации (далее - ГА), определяющим организацию и проведение мероприятий по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие.
Пунктами 1.3., 1.3.4. РПАСОП ГА-91 установлено, что поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов ГА - это комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых и аварийно-спасательных работ по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия, организацию и выполнение аварийно-спасательных работ на территории и в районе аэродрома (в районе ответственности предприятия).
Приказом генерального директора Общества от 23.03.2016 № 41 «Об изменении Регламента работы аэропорта Туношна» с 28 марта по 30 октября 2016 года установлен регламент работы аэропорта ежедневно период с 08 час.00мин. до 22 час. 00 мин.
Прием воздушных судов и их отправление осуществляется в Аэропорту Ярославль (Туношна) и после 22 часов. Однако, инженерно-авиационная служба (далее - ИАС) работает в смену по 12 часов, после 22 часов персонал ИАС отсутствует, работы по выполнение ТО и Р в это время не выполняются, что подтверждается картами-нарядами, в которых отмечено время начала и окончания работ, Правилами внутреннего трудового распорядка для работников ОАО «Аэропорт Туношна» от 02.04.2012, которыми определена продолжительность работы начальника ИАС с 9 до 17 часов 30 минут, а сотрудников, работающих по сменному графику- 12 часов.
Следовательно, оператором Аэропорта не обеспечиваются нормы по I организации аварийно-спасательных работ на аэродроме согласно регламенту работы аэропорта с 8 до 23 часов.
Так, в карте-наряде № 17 на оперативное техническое обслуживание воздушного обслуживания судна ИЛ-76 № 76502, эксплуатируемого авиакомпанией ООО «Цитотранс», рейс АЗС-1923, аэропорт посадки Норильск, время вылета которому дано в 00 часов 10 минут 13.09.2016, отмечено начала технического обслуживания и окончания работ.
2. На основании пункта 4.1. РПАСОП ГА-91 обучение и подготовка специалистов аварийно-спасательной команды (далее - АСК) предприятия ГА осуществляется по программам, утвержденным МГА:
- в процессе специальной подготовки работников предприятия, входящих в состав нештатных расчетов АСК, проводимой в предприятиях ГА;
- на учениях и тренировках сил и средств служб ПАСОП предприятий
ГА.
Общество не подтвердило прохождение специальной подготовки нештатных расчетов специалистов ИАС согласно табелю работников проводимой на учениях и тренировках сил и средств службы ПАСОП ООО «Аэропорт Туношна» в составе аварийно-спасательной команды на макетах, тренажерах (списанных воздушных судах).
В силу пункта 4.5.1. РПАСОП ГА-91 в соответствии с программами МГА в службе ПАСОП управления ГА разрабатываются тематические планы на предстоящий учебный год, в которых определяется порядок и последовательность обучения личного состава АСК.
3. ОАО «Аэропорт Туношна» не подтвердило наличие программ и разработанных тематических планов, в которых определяется порядок и последовательность обучения личного состава АСК.
Пункт 4.5.3. РПАСОП ГА-91 регламентирует, что начальники смен (старшие расчетов АСК) обязаны обеспечить явку всех членов аварийно-спасательных расчетов на занятия. Освобождать личный состав от занятий без уважительных причин запрещается. С лицами, отсутствующими на занятиях, проводятся дополнительные занятия.
В силу обязательного к исполнению положения пункта 4.5.4. РПАСОП ГА-91 руководитель предприятия ГА обязан лично проверять организацию и качество обучения, посещаемость занятий и успеваемость личного состава и оказывать практическую помощь в создании и развитии учебно-технической базы, повышении методического и теоретического уровня обучения нештатных расчетов АСК и их практической подготовки.
Пункт 4.5,5. РПАСОП ГА-91 устанавливает, что для проведения теоретических занятий и практических тренировок и в целях повышения их эффективности и максимального приближения к реальным условиям в каждом предприятии ГА создается учебно-техническая база (оборудованный класс, полигон, дымокамера, списанное воздушное судно и т.д.).
Учения проводятся не реже 1 раза в год. Тренировки проводятся:
-с расчетами: пожарно-спасательным, РПСБ, медицинским - 1 раз в месяц;
-с остальными (нештатными) расчетами АСК - ежеквартально.
Кроме этого, при сезонной подготовке предприятия к осенне-зимнему периоду (ОЗП) и весеннее-летнему периоду (ВЛП) проводится проигрывание оперативного плана тушения пожара на воздушном судне (пункт 4.6.3. РПАСОП ГА-91)
4. При проведении проверки Обществом не представлено подтверждение того, что руководитель предприятия проверял организацию и качество обучения, посещаемость занятий и успеваемость личного оказывал практическую помощь в создании и развитии учебно-технической базы, повышении методического и теоретического уровня обучения нештатных расчетов АСК службы ИАС (инженерно-авиационная служба) и их практической подготовки. В организации отсутствует полигон, воздушное судно для проведения тренировок.
5. В нарушение руководства РПАСОП ГА-91, в Обществе отсутствует необходимое количество специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС) согласно присвоенной аэродрому 7-й категории по норме от 13 до 16 человек, задействованных в аварийно-спасательных мероприятиях согласно перечню (таблица 6 Приложения РПАСОП ГА-91).
В силу п. 3.5 РПАСОП ГА-91 для выполнения аварийно-спасательных работ на каждом предприятии создается аварийно-спасательная команда (АСК), основной задачей которой является спасание пассажиров и членов экипажей, ценного оборудования и груза, а по возможности и авиационной техники.
Из пункта 3.12 РПАСОП ГА-91 следует, что расчет аварийно-спасательной команды (АТБ) инженерно-авиационной службы (ИАС) предназначен для:
обеспечения открытия основных и аварийных выходов из воздушного судна, потерпевшего бедствие и, при необходимости, проделывания совместно с пожарно-спасательным расчетом дополнительных выходов;
вентиляции салона воздушного судна;
оказания помощи при эвакуации пострадавших из воздушного судна и с места авиационного происшествия;
- эвакуации воздушного судна с места авиационного происшествия.
Расчет АТБ оснащается аварийно-техническим оборудованием согласно Инструкции по эвакуации воздушных судов с летного поля аэродрома, утвержденной Заместителем Министра гражданской авиации 25 февраля 1986 года (далее - Инструкция-86).
Кроме того, ОАО «Аэропорт Туношна» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов по Сертификату соответствия, выданного Росавиацией на основании Руководства по деятельности организации по техническому обслуживанию от 2015 года, утвержденного генеральным директором ОАО «Аэропорт Туношна» и документов, представленных в подтверждение наличия подготовленного инженерно-технического персонала, производственно-технической базы.
В Руководстве указаны квалификационные требования к персоналу
организации по ТО, а также то, что весь персонал обучен и соответствует
требованиям Федеральных авиационных правил "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", утвержденных Приказом Федеральной авиационной службы РФ от 19,02.1999 № 41 (далее - ФАП-145).
Также в Руководстве содержится перечень подтверждающего персонала ОАО «Аэропорт Туношна» по ТО, данные о численности персонала подразделений организации по ТО, описание условий деятельности организации по ТО, включая условия деятельности линейных станций, требования к которым установлены Правилами, перечень заявленных (разрешенных) типов воздушных судов и другие данные.
Руководством, утвержденным генеральным директором ОАО «Аэропорт Туношна» 25.09.2015 г., (регистрационный № 550), на инженерно-авиационную службу НАС возлагаются следующие функции: выполнение непосредственно в аэропорту технического обслуживания воздушных судов других организаций, прилетающих в данный аэропорт; обеспечение полной исправности, своевременной и высококачественной технической подготовки воздушных судов к полетам в соответствии с требованиями ФАП-145, Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов/полетным диспетчерам гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 (далее - ФАП-147), НТЭРАТ ГА-93, регламентов, указаний по техническому обслуживанию авиационной техники, инструкций, указаний Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агенства воздушного транспорта Российской Федерации; своевременная подготовка и организация допуска инженерно-технического состава к обслуживанию авиационной техники.
Руководство по деятельности ОАО «Аэропорт Туношна», в комплекте со всеми приложениями обеспечивает:
а) соответствие ОАО «Аэропорт Туношна» действующим
Сертификационным требованиям к организации по ТО и Р, утвержденным
Департаментом воздушного транспорта МТ РФ №ДВ 6.1-119 от 24.11.1993;
б) соответствие ОАО «Аэропорт Туношна» действующим Федеральным
авиационным правилам «Организации по техническому обслуживанию и
ремонту авиационной техники» ФАП-145, утвержденным приказом ФАС
России от 19.02.1999 №41;
в) соблюдение этих требований на весь срок действия Сертификата ОАО «Аэропорт Туношна».
6. Сертификат соответствия № 2021140375, выдан 17.11.2014 на срок до 17.11.2016г. на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию авиационной техники в соответствии с Приложением к Сертификату, где указаны типы авиатехники и виды обслуживания.
Однако в нарушение требований ФАП-145, ФАП-147 и норм иного законодательства, персонал инженерно-авиационной службы не прошел теоретическую подготовку к работе по выполнению работы по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов и авиационной техники в осенне-зимний период 2016-2017 гг. согласно Письму Руководителя Росавиации от 03.08.2016 № АН 1.02-2698, Письму Руководителя МТУ ВТ Росавиации от 18.08.2016 № 3.7.4.3075, Методическим рекомендациям по подготовке организаций ГА к работе в ОЗП (ВЛП), утвержденным Приказом Росавации от 29.10.2015 № 689, Наставлению по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ-93), в ред. Приказа Минтранса РФ от ЗОЛ 1.1995 № ДВ-130.
В соответствии с Наставлениями подготовка инженерно-технического персонала к эксплуатации AT в сезонных условиях (в осенне-зимнем и весенне-летнем периодах) осуществляется по программам авиапредприятия (разработанных на основе типовых программ ГОУВТ). В типовом случае программа сезонной подготовки должна предусматривать: - изучение документов, регламентирующих подготовку и правила ТЭ авиационной техники и СНО в условиях конкретного сезона; - изучение опыта эксплуатации ВС соответствующего типа в прошлых аналогичных периодах; - повторное изучение правил охраны труда и пожарной безопасности при эксплуатации AT с учетом особенностей сезона. Обмен опытом работы в условиях конкретного периода и проверка знаний ИТП проводится на итоговом занятии (конференции, семинаре и т.п.) по особенностям технической эксплуатации AT в предстоящем сезоне, с оформлением соответствующего документа (зачетной ведомости, журнала, протокола и т.п.).
Согласно приказу генерального директора ОАО «Аэропорт Туношна» от 22 августа 2016 года «Об организации и проведении подготовки служб авиапредприятия к работе в осенне-зимний период 2017 года» руководителям служб, в том числе и инженерно-авиационной службе, необходимо приступить с 22 августа 2016 года к подготовке авиаспециалистов и водителей, спецтехники и оборудования для работы в ОЗП (осенне-зимний) период и закончить подготовку 2 октября 2016 года. Этим же приказом назначена комиссия для организации контроля подготовки и готовности служб к работе в ОЗП (п.2 приказа), назначен преподавательский состав для проведения занятий по особенностям эксплуатации в ОЗП (п.З приказа), назначена комиссия по приему зачетов (п.4 приказа).
28 сентября 2016 года генеральным директором ФИО7 издан приказ № 67 «О готовности авиапредприятия к работе в ОЗП 2016-2017 г.г.».
На основании приказа генерального директора ОАО «Аэропорт Туношна» ФИО7 от 30.09.2016 № 261 «О допуске специалистов НАС к работе в ОЗП 2016-2017 гг.» работники инженерно-технической службы ОАО «Аэропорт Туношна» допущены к работе в осенне-зимний период 2016-2017 гг.
В то же время проверкой установлено, что фактически работники обучение не проходили, находились в это время в отпусках, командировках, имели выходные дни. Данные факты подтверждаются табелями учета рабочего времени, ведомостью проведения зачетов, журналом прохождения технической учебы.
Так, в Журнале прохождения обучения имеется подпись авиационного I техника по планеру и двигателям ФИО8 о прохождении им 30.08.3016 года обучения, фактически в этот день он находился в командировке.
Инженер по техническому обслуживанию авиационной техники (по А и РЭО) ФИО9 29 августа 2016 года однако в этот день он не работал, что подтверждается данными табеля учета рабочего времени за август. В то же время в Журнале имеется его подпись о прохождении обучения.
Также авиационный техник по планеру и двигателям (П и Д) ФИО10 29.08.2016 года не проходил обучение, а в журнале имеется отметка о том, что 29.08.2016 года он проходил обучение, имеется его подпись.
Авиатехник по планеру и двигателям, бригадир ФИО11 отсутствовал 30.09.2016 года на занятиях, поскольку находился в период с 4 по 31 августа 2016 года в отпуске (28 дней), что отмечено в табеле учета рабочего времени за август 2016 года. В Журнале прохождения обучения отмечено, что ФИО11 в этот день проходил обучение, имеется его подпись.
Начальник отдела технического контроля авиационно-технической базы ФИО12 30.08.2016 года согласно записям в Журнале прохождения обучения присутствовал на занятиях, имеется его подпись, фактически в этот день он находился в командировке.
Авиационный техник по планеру и двигателям ФИО13 согласно табелю учета рабочего за август 2016 года день 30 августа . отмечен выходным днем, а в Журнале прохождения обучения имеется отметка о прохождении им в этот день 30.08.2016 обучения.
Авиационный техник по радиооборудованию, бригадир (по А и РЭО) ФИО14 согласно табелю учета рабочего времени за август 2016 года находился в отпуске в период с 09 по 31 августа 2016 года и на занятиях по обучению 30.08.2016 года не присутствовал. В журнале имеется отметка и его подпись.
Авиационный техник ФИО8 30.08.2016 находился в командировке, что отмечено в Табеле учета рабочего времени за август 2016 года, В Журнале имеется отметка о прохождении им обучения в этот день и подписи.
Авиационный техник ФИО11 с 04 по 30.08.2016 находился в отпуске, в Журнале отмечено его присутствие на занятиях 30.08.2016 года, имеется его подписи.
Авиационный техник по А и РЭО ФИО15 в период с 01 по 31 сентября 2016 года находился в отпуске (в табеле отмечено «31»- Отпуск. Отработано «0»дней, обучение не проходил, в Журнале прохождения обучения данные о прохождении ФИО15 обучения отсутствуют.
ФИО16. мойщица воздушных судов, в период с 01 по 31.08.2016 находилась в отпуске, в журнале отмечено, что она проходила обучение 30 августа, имеется ее подпись.
Кроме того, в Ведомости принятия комиссией зачетов от 30.09.3016 г. отмечено, что зачеты сдали 12 работников.
Фактически ФИО8, ФИО12 и ФИО13 отсутствовали 30 сентября 2016 года на работе (выходные дни, отпуск), что подтверждается табелем учета рабочего времени не отмечен рабочим днем.
Комиссией, принимавшей зачеты у работников по результатам прохождения обучения, в ведомость внесены недостоверные данные о принятии у ФИО8 и ФИО12, ФИО13 30.09.2016 г. зачетов, что свидетельствует о формальном подходе к принятию и сдаче зачетов. Ведомость подписана председателем комиссии и членами комиссии.
Таким образом, из 14 работников инженерно-авиационной службы 9 работников, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, и 1 мойщик ВС не прошли обучение для получения допуска к самостоятельному техническому обслуживанию воздушных судов в ОЗП 2016-2017 гг., но были допущены к работе.
7. Кроме того, в нарушение ФАП-147. ФИО17, принятый на работу в инженерно-техническую службы ОАО «Аэропорт Туношна» в апреле 2015 года на должность авиатехника по планерам и двигателям (П иД), не имевший удостоверения на право выполнения работ по техническому обслуживанию воздушных судов, был допущен к самостоятельной работе по техническому обслуживанию воздушных судов типа ИЛ-76.
Свидетельство № 0017996 специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов ИЛ-76 выдано ФИО17 по истечении года работы в аэропорту- 04.04.2016 г. Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Росавиации. В свидетельстве имеется отметка категории А1, которая не предоставляет право осуществления контроля за выполнением работ и подписания карт-нарядов.
Выполнение ФИО17 авиационно-технических работ на воздушном судне типа ИЛ-76 при отсутствии документа, предоставляющего ему такое право, подтверждается картами - нарядами, Персональным журналом по регистрации инженерно-техническим персоналом работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
Так, в Персональном журнале ФИО17 В,В. отмечено, что он в период с 27 июня 2015 года по 23 марта 2016 года, не имея право на выполнение работ по техническому обслуживанию ВС типа ИЛ-76, в нарушение ФАП-147 выполнял работы по текущему обслуживанию воздушных судов типа ИЛ-76 по формам ВС, ОС, Al, ОВ, с подписанием карт-нарядов: № 10 от 16.02.2016, № 12 от 22.02.2016, №13 от 24.02.16, № 14 от 03.03.2016, № 17 от 23.03.2016.
В ходе судебного заседания заявитель пояснил суду, что в указанной части нарушение, вменяемое Обществу, подлежит исключению из состава выявленных нарушений – в связи с пропуском срока давности для привлечения к административной ответственности.
В результате допуска к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов лиц, не имеющих право на осуществление ТО, в ОАО «Аэропорт Туношна» не обеспечивается качество технического обслуживания воздушных судов и безопасность полетов.
Согласно п. 17.2 ФАП-147 обладатель свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов должен пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях: законов и правил, касающихся обладателя свидетельства специалиста по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов, включая требования к летной годности, регулирующие процесс сертификации и поддержания летной годности воздушных судов, а также методов организации и процедуры технического обслуживания воздушных судов.
В соответствии с требованиями ФАП-147 (п. 17.10) обладатель свидетельства специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов при выполнении своих функций: должен владеть информацией по техническому обслуживанию и летной годности конкретного воздушного судна или планера, силовой установки, бортовой системы или ее элементов; за предшествующие 24 месяца должен иметь не менее шести месяцев опыта по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту воздушного судна.
В случае, если инженерно-технический персонал за предшествующие 24 месяца в течение 6 месяцев не выполнял работы по осмотру, техническому обслуживанию, технической эксплуатации или ремонту конкретного типа воздушного судна, допуск специалиста к выполнению ТОиР ВС теряет силу.
Руководитель авиапредприятия или организации принимает решение о восстановлении допуска специалиста к выполнению ТОиР ВС после самостоятельной подготовки и прохождения данным инженерно-техническим персоналом стажировки по программе для ВС данного типа.
В соответствии с Положением о порядке оформления и выдачи свидетельств специалистов инженерно-технического персонала воздушного транспорта Российской Федерации, введенного в действие Приказом Департамента воздушного транспорта 14.06.1995 № ДВ-71/и (п.61), свидетельства и сертификаты к ним выдаются специалистам по техническому обслуживанию, диагностике и ремонту AT, изучившим конкретный тип ВС, по завершению ими программы стажировки, утвержденной ДТВ для ВС данного типа в авиапредприятии, сертифицированном на проведение стажировки по данному типу ВС и допущенных приказом руководителя авиапредприятия к самостоятельному выполнению конкретных работ на изученном ВС или его системе.
8. В ходе проверки установлено, что отдельными специалистами ИАС не подтверждена соответствующая квалификация на право проведении работ по техническому обслуживанию воздушных судов, работы по техническому обслуживанию воздушных судов ими не выполнялись в течение шести месяцев.
В карточках отдельных специалистов отсутствуют сведения о прохождении обучения, документы, подтверждающие полномочия персонала и вид выполняемой работы, другие данные.
Так, ФИО17 и ФИО14 последний раз выполняли работы по обслуживанию ВС ИЛ-76 03 марта 2016 года по формам ВС,01,ОС, что отмечено в карте-наряде № 14. В дальнейшем в течение 6-ти месяцев ими работы по ТО и Р не выполнялись, 02 сентября 2016 года истек срок допуска к работе.
Несмотря на это, ФИО14 и ФИО17 без проведения им стажировки были допущены к работе 27 сентября 2016 года для выполнения работ по ТО и Р воздушного судна ИЛ-76 № 76541, работы выполнялись по формам ВС,А1,ОС,ОВ, что подтверждается картой-нарядом №21.
Авиатехником ФИО13 в течение 2015 года работы по ТО и Р ВС не выполнялись, несмотря на это без прохождения стажировки он был допущен к выполнению работ по ТО на ВС ИЛ-76 21.01.2016 ( карта-наряд №' 04), 25.01.2016 (карат-наряд №05), 27.01.2016 г.( карта-наряд № 06), 4.02.2016 (карта-наряд № 07), 16.02.2016 (карат-наряд № 10),18.02.23016 (карат-наряде 11) ,и 22.02.2016 (карта-наряд № 12) и 03 марта 2016 года. После этого ФИО13 в течение 7 месяцев 2016 года работы по ТО и Р авиатехники - не выполнялись.
В результате допуска к работе необученного персонала инженерно-авиационной службы, а также лиц, не имеющих права выполнять работы по техническому обслуживанию воздушных судов, не обеспечивается безопасность полетов воздушных судов, создается угроза жизни и здоровью людей, наступления тяжелых последствий.
Вышеизложенные нарушения требований соответствующих сертификатов и Наставлений подтверждена заявителем в материалах дела документально, судом считаются установленными.
Постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.12.2016 был установлен факт нарушения Обществом обязательных условий и требований, предусмотренных специальными разрешениями.
В ходе проверки предприятие не оспаривало факт совершения вменяемого ему правонарушения; пояснило, что выявленные факты нарушений были Обществом в основном устранены.
Оценив материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, исходя из следующего.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает привлечение юридических лиц к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
По мнению суда, изложенные заявителем доводы об осуществлении Обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальными разрешениями (сертификатами и Наставлениями), подтверждены материалами дела; считаются установленными, свидетельствуют о наличии вменяемого предприятию состава правонарушения в действиях (бездействии) Общества.
Обществом не приводилось в судебном заседании доводов об отсутствии у него объективной и реальной возможности для выполнения соответствующих обязательных условий и требований.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой невозможность привлечения Общества к административной ответственности, судом из материалов дела не установлено.
Признаков малозначительности правонарушения из материалов дела суд также не усматривает.
С учетом изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, учитывая совокупность фактических обстоятельств дела – а именно, факт совершения Обществом правонарушения впервые; принятие Обществом мер для устранения выявленных нарушений, что было подтверждено в судебном заседании заявителем и третьим лицом (аудиозапись судебного заседания от 26.01.2017), суд усматривает основания для назначения административного взыскания в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество «Аэропорт Туношна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить административное взыскание в виде предупреждения.
Предупредить ответчика - Открытое акционерное общество «Аэропорт Туношна» (ИНН <***>, ОГРН <***>) - о недопустимости впредь нарушения лицензионных условий и требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Судья | Глызина А.В. |