ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-17573/19 от 16.12.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-17573/2019

Резолютивная часть решения 16 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Танцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пожарской П.С.

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СЕВЕРНЫЙ ВОДОКАНАЛ" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ" (ИНН 7610064544, ОГРН 1057601817118)

о взыскании денежных средств

третье лицо: 1 Правительство Ярославской области, 2 Администрация Судоверфского сельского поселения Рыбинского района.

при участии:

от истца - Карташова Т.Ю – паспорту; Гуданов Е.В. доверенность от 13.04.2020, диплом
от ответчика - Иванников А.Ю- директор, Смурова Н.И. доверенность от 09.06.2020, удостоверение №1108,
от третьих лиц- не явились

установил:

Государственное предприятие Ярославской области "Северный водоканал" обратилось с уточненным иском в суд к обществу с ограниченной ответственностью "Молочные продукты" о взыскании 2 253 355,94 руб. задолженности по договору № 952 от 28.04.2018 г.

В представленной правовой позицию, истец пояснял, что в ГП ЯО «Северный водоканал» в Инспекцию по промстокам и экологии 12.04.2019 поступило сообщение от обходчиков цеха ПСВ о том, что на канализационную насосную станцию, находящуюся в п. Юбилейный поступает сточная вода белого цвета с запахом молока. В поселке расположено единственное предприятие осуществляющее переработку молока и выпускающее молочные продукты ООО «Молочные продукты». Представителями ГП ЯО «Северный водоканал» в 10-25 12.04.2019 был уведомлен по сотовому телефону 89066379778 главный энергетик ООО «Молочные продукты» Васильев М.Г. о сложившейся ситуации и проинформирован о том, что ГП ЯО «Северный водоканал» будет осуществлен отбор проб сточной воды из контрольного канализационного колодца предприятия. О произведенном телефонном звонке была сделана запись в Журнале уведомления абонентов о дате и времени отбора проб сточных вод, Васильев М.Г. от подписи в журнале отказался, о чем была сделана соответствующая запись. В присутствии главного инженера ООО «Молочные продукты» Грачева А.В. и работника ООО «Молочные продукты» Васильева М.Г. работниками ГП ЯО «Северный водоканал» был открыт контрольный канализационный колодец ООО «Молочные продукты». При открытии контрольного канализационного колодца ООО «Молочные продукты» обнаружен сброс сточной воды белого цвета. В присутствии представителей ООО «Молочные продукты» была отобрана проба сточной воды и составлен акт отбора проб сточной воды № 82 от 12.04.2019. Представители ООО «Молочные продукты» от подписи в акте отбора отказались, о чем была сделана соответствующая запись. Копия акта отбора проб была направлена в адрес ООО «Молочные продукты» заказным письмом. Согласно пункту 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, контрольный канализационный колодец" - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения. Пунктом 25 Правил № 525 определено, что документом, в котором содержатся сведения о контрольном колодце, является декларация контроля состава и свойств сточных вод. В Декларации о составе сточных вод на 2018 г. и 2019 указан в качестве контрольного колодца КК5, последний колодец абонента перед врезкой в централизованную сеть. Согласно пунктам 19, 22, 27 Правил N 525, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольного канализационного колодца. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2. В силу пункта 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. Ответчик имел возможность действовать в соответствии с пунктом 29 Правил N 525 и произвести отбор параллельной пробы, однако, ООО «Молочные продукты» указанным правом не воспользовалось. Согласно п. 10.5-Договора холодного водоснабжения и водоотведения от 28.04.2018 г. № 952 расчет суммы платы по приему загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых через централизованные сети водоотведения, производится согласно Постановлению Правительства ЯО № 480-п от 16.06.2017 г. Пробы отбирались 12.04.2019 года, соответственно на тот момент Порядок о взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 16.06.2017 N 480-п действовал в полном объеме. Анализ отобранной 12.04.2019 пробы сточной воды, выполненный аккредитованной экологической лабораторией ГП ЯО «Северный водоканал» показал следующие результаты по содержанию загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения и далее на биологические очистные сооружения канализации. На основании полученных результатов ООО «Молочные продукты» была выставлена плата за услугу по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (залповый сброс) за апрель 2019 счет №30002613 от 03.05.2019 на сумму 284257,44 руб. и плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения счет №ЗН002635 от 03.05.2019 на сумму 2137615,94 руб. Расчёт суммы платы за услугу по приёму сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется на основании Порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области № 480-П от 16.06.2017г. (далее Порядок). Анализ, выполненный аккредитованной экологической лабораторией ГП ЯО «Северный водоканал» показал залповый сброс (превышение допустимой концентрации более чем в 20 раз) по БПКполн., взвешенным веществам, фосфору общему. ООО «Молочные продукты» был выставлены платежные документы за услугу по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения (залповый сброс) за апрель 2019 счет №30002613 от 03.05.2019 на сумму 284257,44 руб. Расчет суммы платы за залповый сброс производится согласно п.5.3 Порядка. Расчет суммы платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, производится в соответствии с пунктом 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013г.

Ответчик представил отношение к правовой позиции по делу, требования считаем не законными и необоснованными. Пояснил, что в своих пояснениях истец указывает, что для осуществления отбора проб, им был проинформирован главный энергетик общества Васильев М.Г. о сложившейся ситуации и уведомлен об отборе проб по сотовому телефону 8 906 637 97 78. , который отказался от подписи в журнале уведомления абонентов. Васильев М.Г. не является уполномоченным лицом принимать данную информацию и участвовать в отборе проб. Кроме этого Васильев объяснил, что такой информации от Водоканала он не получал. Истец по данному факту представил доказательство в виде копии листа из журнала, где зафиксировано время звонка на указанный телефон и запись о том, что Васильев М.Г. от подписи отказался. Данное доказательство является недостоверным, поскольку не представлен подлинный журнал уведомлений. Кроме того истцом не представлены доказательства того, что данный звонок совершен именно на сотовый телефон Васильева в указанное время, а также содержание разговора. Согласно правил № 525 отбор сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления. Подтверждение факта получения абонентом уведомления об отборе проб истцом не представлено. Ни договором, ни каким- либо другим документом стороны не согласовывали уполномоченное лицо для подписания актов, в том числе актов для отбора проб. Истец указывает, что отбор проб производился из контрольного колодца в присутствии работников предприятия Грачева и Васильева, которые отказались подписать акт отбора проб. Согласно акта № 82 от 12.04.2019г. отбор проб произведен пробоотборщиком Смирновой Е.М и начальником ИПиЭ Шашкиной ГП ЯО «Северный водоканал». Согласно пунктов 10.1, 10.2 "ПНД Ф 12.15.1-08. Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" к отбору проб сточных вод допускаются лица не моложе 18 лет, успешно сдавшие экзамен квалификационной комиссии и прошедшие вводный инструктаж по технике безопасности труда и первичный инструктаж на рабочем месте. Перед проведением отбора проб необходимо обязательно ознакомиться с правилами техники безопасности, действующими на конкретном объекте, и выполнять их. Отбор проб сточных вод при производственном контроле сточных вод должны проводить не менее 2-х человек. Поскольку ответчик надлежащим образом был не уведомлен об отборе проб, проверить полномочия отборщиков проб у него не имелось возможности. Согласно правил холодного водоснабжения водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 644, контрольный колодец определен в договоре водоотведения или в едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения. Согласно правил № 525 определено, что документом, в котором содержатся сведения о контрольном колодце является декларация контроля сточных.

В договоре между истцом и ответчиком контрольный колодец не определен и не согласован, декларация на момент отбора проб отсутствовала. Согласно акта № 82 местом отбора проб указан выпуск ООО «Молочные продукты» при этом не указан его номер. Считает, что место отбора проб, указанное в акте № 82 не индивидуализировано, что является нарушением подп.2д п.20 Правил № 525, обеспечивающих достоверность и проверяемость результатов отбора. Таким образом, Акт № 82 не является надлежащим доказательством в данном споре. В акте № 82 указано, что Грачев и Васильев от подписи отказались. Ни Грачев, ни Васильев не присутствовали при отборе проб, поскольку истец не обеспечил присутствие абонента вопреки требованиям п.19 Правил № 525. В связи с допущенными нарушениями истец лишил ответчика права действовать в соответствии с п. 29 Правил № 525 - произвести отбор параллельной пробы на основании договора с альтернативной организацией. Расчет суммы платы за услугу по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ производился в соответствии с п 5.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства ЯО № 480-П от 16.06.2017г. Данный расчет является незаконным, поскольку на момент предъявления иска п. 5.3 Порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод в централизованные системы водоотведения в Ярославской области признан недействующим с даты принятия Апелляционного определения Верховного суда РФ № *-АПА19-2 от 23.05.2019г. Учитывая, что акт отбора проб №82 от 12.04.2019г. и соответственно составленный на основании данного акта протокол результатов анализа сточных вод являются недостоверными и недопустимыми доказательствами факта превышения ответчиком норматива загрязняющих веществ в сточных водах в системы канализации считаю, что нет оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме. Согласно справке Администрации сельского поселения в момент отбора проб имел место подпор КНС. Пробы сточных вод должны отбираться из хорошо перемешанных потоков, вне зон действия подпора, а поскольку взыскиваемая задолженность содержит период существования подпора, ее расчет за этот период не может быть признан обоснованным.

Истец представил дополнительную позицию по делу, с учетом доводов ответчика, пояснил Верховным судом РФ 23 мая 2019 года было принято апелляционное определение за №8-АПА 19-2, согласно которому с даты принятия определения Верховного суда признаны не действующими пункт 5.1 в части установления коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации, равного 30 и абзацы 1-6 пункта 5.3. порядка о взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 16.06.2017 N480-п. ГП ЯО «Северный водоканал» был произведен перерасчет платы за услугу по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, выставленной ООО «Молочные продукты» за апрель 2019, с учетом апелляционного определения Судебной коллегии Верховного суда РФ. Перерасчет платы за услугу по приему в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях выполнен по формуле приведенной в пункте 5.1 Порядка о взимании платы за сверхнормативный сброс сточных централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 16.06.2017 N 480-п, без учета коэффициента компенсации 30. Рассчитанная сумма 420 896,52 руб. превышает двукратный тариф на водоотведения, а согласно п.5.1 Порядка предельный размер платы (руб. за 1 куб.м сброшенных сточных вод), рассчитанный в соответствии с настоящим пунктом не может быть больше двукратного тарифа на водоотведение без учета налога на добавленную стоимость, поэтому за апрель месяц 2019 ООО «Молочные продукты» начислена сумма платы с учётом двукратного тарифа на водоотведение.

Третье лицо 1 представило письменный отзыв, пояснили, что согласно исковому заявлению между ГП ЯО «Северный водоканал» и ООО «Молочные продукты» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 952 от 28.04.2018. В соответствии с п.13.1 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются статьями 30.1 - 30.3 Федерального закона 416-ФЗ. Так в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.2 Федерального закона № 416-ФЗ). Согласно пункту 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов:

- плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод;

- плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;

- плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения. Порядок исчисления и взимания платы за превышение нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод предусмотрен Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167 (далее - Правила № 167), и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее - Постановление №1310) и определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (в Ярославской области - постановление Правительства Ярославской области от 16.06.2017 № 480-п). В соответствии с действующим законодательством указанная плата направляется организациями водопроводно-канализационного хозяйства целевым образом на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда, причиненного окружающей среде, и финансирование мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения, предусмотренных инвестиционной программой организации, осуществляющей водоотведение. При этом в системы канализации населенных пунктов от абонентов могут быть приняты сточные воды, которые не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации и могут быть очищены организацией водопроводно-канализационного хозяйства до установленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства требований. Положения постановления Правительства области № 480-п направлены на экономическое стимулирование абонентов к соблюдению нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод с целью предотвращения негативного воздействия на окружающую среду (водные объекты) путем взимания организациями водопроводно-канализационного хозяйства платы за сверхнормативный сброс. На сумму платы влияет исключительно качество сбрасываемых сточных вод, т.к. указанный порядок взимания платы разработан и действует только для сверхнормативного сброса сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод абонентов в централизованные системы водоотведения Ярославской области. Апелляционными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 23 и 29 мая 2019 года постановление Правительства области № 480-п признано недействующим в части установления в п. 5.1 постановления коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации, равного 30, и Порядка корректировки размера платы за сверхнормативный залповый сброс загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения Ярославской области с даты принятия определений Верховного суда. Поскольку задолженность по плате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ образовалась за период, предшествующий вступлению в силу определений, полагаем, что исковые требования ГП ЯО «Северный водоканал» к ООО «Молочные продукты» являются законными. Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения устанавливается Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Согласно ст. 7 Федерального закона 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации ВКХ расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что данные гражданско-правовые отношения возникли из-за задолженности ООО «Молочные продукты» перед ГП ЯО «Северный водоканал», Правительство Ярославской области не является участником спорных правоотношений, решение по делу не затронет прав и обязанностей Правительства Ярославской области. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Ярославской области.

Истец, ознакомившись с правовой позицией ООО «Молочные продукты», ГП ЯО «Северный водоканал» пояснил следующее, что при осуществлении отбора проб сточной воды, произведенном предста­вителем ГП ЯО «Северный водоканал» 12.04.2019 был уведомлен главный энергетик ООО «Молочные продукты» Васильев М.Г. О произведенном телефонном звонке была сделана запись в Журнале уведомления абонентов о дате и времени отбора проб сточных вод, Васильев М.Г. от подписи в журнале отказался, что было зафиксировано. Согласно п. 21 Правил № 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб т. е. не имеют никакого отношения к ООО «Молочным продуктам». Право або­нента на проверку полномочий отборщиков проб не предусмотрено норматив­ными актами. Относительно представленного ответчиком заключения, считает, что результаты фотофиксации не корректны. Обследование в целом выполнено не в соответствие СП 272.1325800.2016 СВОД ПРАВИЛ СИСТЕМЫ ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИЕ И ПОСЕЛКОВЫЕ. ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ. Соответственно, выводы, сделанные специалистом в Заключение по строительно-техническому обследованию сетей недостоверны. В рамках арбитражного производства по делу №А82-17573/2019 для опровержения заключения, выполненного ООО «Рыбинскгражданпроект» «По строительно-техническому обследованию сетей п. Юбилейный» ГП ЯО «Северный водоканал» был заключен договор №РБ-3444 от 21.10.2020 на выполнение инженерных изысканий в п. Юбилейный в районе ООО «Молочные продукты». При выезде на место было установлено, что крышки канализационных колодцев к4 и к5 оборудованы непредусмотренной конструкцией- замком. Для проведения совместного обследования и обеспечения доступа к колодцам в адрес ООО «Молочные продукты» была направлена телефонограмма № 602 от 03.11.2020. Представители ООО «Молочные продукты» на место встречи не явились и доступ к колодцам обеспечен не был. Таким образом, ответчик своими действиями препятствует проведению инженерных изысканий в п. Юбилейный в районе ООО «Молочные продукты», а соответственно установлению существенных обстоятельств дела.

Ответчик представил отношение к правовой позиции истца, пояснил, что правовых оснований для утверждения истцом о том, что обследование канализационных сетей должно быть проведено с участием истца, нет. Заявление истца о том, что свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 80, является нелегитимным с 01.07.2017г., не состоятельно. В материалах дела имеется Заключение по строительно- техническому обследованию сетей, в которое вложено свидетельство о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 80, выданное саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Национальный альянс проектировщиков «ГлавПроект» от 20.03.2014г. без ограничения срока и территории его действия. Компетенция специалиста ООО «Рыбинскгражданпроект» Яковлева Александра Георгиевича, проводившего обследование подтверждена документами, представленными суду. Истец выразил свое мнение о постановке вопросов для исследование и считает их некорректными в связи с тем, что в них не указано каким действующим нормативным актам должно соответствовать техническое состояние сетей. Считает, данное замечание не принципиальным, не повлиявшим на выводы специалиста, в которых содержатся ссылки на нормативные и руководящие документы, применяемые при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений сетей канализации за территорией ООО «Молочные продукты». Истец считает, что раскрытие третьего вопроса не может быть поручено ООО «Рыбинскгражданпроект», так как у них нет специалистов, которые могут дать компетентное заключение о правильности проведения отбора проб сточных вод. Между тем, вопрос о правильности проведения отбора проб сточных вод перед специалистом заказчик не ставил. Отвечая на вопрос заказчика, специалист отметил, что в ходе обследования были выявлены нарушения в конструкции трубопроводов и приемных колодцев сетей канализации, могущих быть одной из причин подтопления в период таяния снега наряду с повышенным уровнем грунтовых вод. Занижение диаметра выходной трубы образует подпор в колодце №9 .Кроме этого специалист указывает на многочисленные дефекты в самих канализационных колодцах и считает схему данных канализационных сетей не работоспособной. Руководствуясь Федеральным законом 348ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений», Федеральным законом 184ФЗ «О техническом регулировании», Постановлением правительства РФ от 21 июня 2013г. № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойства сточных вод» в частности ст. 23, где говорится о том, что отбор сточных вод осуществляется вне зон действия подпора, делает вывод о том, что поскольку, в апреле 2019г. был установлен факт подтопления колодцев, то порядок отбора сточных вод, осуществленный в этот период , не соответствует Правилам осуществления контроля состава и свойства сточных вод» в частности ст. 23 Правил.

Выводы истца о том, что Заключение по строительно-техническому обследованию сетей является недостоверным, выполненное ООО «Рыбинскгражданпроект», ничем не подтверждены. Между тем истец знал и не мог не знать о том, что система канализационных сетей в п. Юбилейный является не работоспособной. В приложении к тексту возражений истец представил договор аренды имущества от 17 марта 2020г., заключенного между МУП РМР ЯО «Коммунальные системы» и ГП ЯО «Северный водоканал». Согласно данного договора, арендодатель МУП РМР ЯО «Коммунальные системы» является владельцем систем водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения. Срок действия данного договора определен до 31.01.2021г. Таким образом, выводы и заключение специалиста ООО «Рыбинскгражданпроект» о том, что при наличии стольких нарушений и отклонений от норм эксплуатации внешних канализационных сетей, которые непосредственно связаны с местом отбора проб, в частности из - за возникающих подпоров, в результате которых образовывались переполнения колодцев в местах отбора проб, считать результат отбора проб действительными и корректными не правильно, считаю обоснованными.

Истцом представлена правовая позиция относительно представленного топографического плана сетей канализации Ярославской области, Рыбинский р-н, пос. Юбилейный у домов 11, 12, 13 и территории ООО «Молочные продукты» ГП ЯО «Северный водоканал» пояснил следующее, представленные ответчиком Заключение и топографическая съемка не являются доказательствами по делу. Заключение по строительно-техническому обследованию сетей, исполненное ООО «Рыбинскгражданпроект» и топографический план сетей канализации Ярославская обл. Рыбинский район, пос. Юбилейный у домов 11,12,13 и территории ООО «Молочные продукты» (далее по тексту - топографическая съемка) выполнены летом 2020 года. Сделанные специалистами заключения по поводу фактического состояния канализационных сетей в момент исследования, не учитывают состояние канализационных сетей 16 месяцев назад, то есть на момент отбора проб, произошедшего 12 апреля 2019 г. Заключение и топографическая съемка не могут являться надлежащими доказательствами по делу, так как не устанавливают состояние сетей на 2019 г. Ответчиком как на момент отбора проб, так и до обращения в суд никаких претензий о состоянии канализационных сетей не поступало. Топографическая съемка выполнена с грубейшими нарушениями. В топографической съемке - профиль отсутствует. В соответствие СП 272.1325800.2016 СВОД ПРАВИЛ СИСТЕМЫ ВОДООТВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИЕ И ПОСЕЛКОВЫЕ. ПРАВИЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ- напорный трубопровод системы водоотведения: трубопровод для транспортирования сточных вод под давлением (без свободной поверхности). Сооружение выполняющие функции транспортировки сточных вод в районе ООО «Молочные продукты» под давлением отсутствует. Стоки от жилых домов в пос. Юбилейный и от ООО «Молочные продукты» транспортируются за счет силы тяжести по уличной канализационной сети до канализационной насосной станции, находящейся на въезде в поселок. Следовательно, сети канализации являются -самотечными. Указанное выше свидетельствует, что в действительности исследование канализационных сетей на местности произведено не было. Данный вывод подтверждается так же действиями самого ответчика: представители ГП ЯО «Северный водоканал» на обследование не приглашались, канализационные колодцы Ответчика закрыты на замки. Таким образом, топографическая съемка является недостоверным документом.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ был объявлен перерыв до 16.12.2020 до 13 час. 00 мин.

Информация о перерыве в судебном заседании была размещена в сети Интернет, а также имеется отметка в протоколе судебного заседания.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием сторон.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

28.04.2018 г. между Государственным предприятием Ярославской области «Северный водоканал» (Водоканал) и акционерным обществом "Даниловский хлебозавод" (Абонент) заключен договор водоотведения № 952.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду. Абонент обязуется оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодная вода) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Организация водопроводно-каналнзационного хозяйства обязуется осуществлять прием, сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее —лимиты, на сбросы) (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации),.требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения,, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, соблюдать в соответствии с настоящим договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.

В соответствии с пунктом 2.1. Договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод. является 01 октября 2017г.

В соответствии с пунктом 3.1. Договора оплата по настоящему договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) к (либо.) водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тарифы без НДС, установленные на дату заключения настоящего договора, составляют: тариф на холодную (питьевую) воду - 24,28 руб./куб. м. тариф на водоотведение - 17,55 руб./куб. м.

В соответствии с пунктом 3.2. Договора расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу. Абонент вносит оплату по настоящему договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.20ГЗг. № 644 «Об утверждении правил, холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в редакции Постановления Правительства РФ oт 03.11.2016 г. .№ 1134.

Согласно п. 10.6 договора за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами производится начисление платы за услугу по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения.

В рамках контроля организация ВКХ произвела отбор проб выпуске ООО «Молочные продукты», Рыбинский р-н, п. Юбилейный.

Протоколом химического анализа сточных вод выявлены превышения сброса загрязняющих веществ.

Абоненту начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения:

- по счету №ЗН002635 от 03.05.2019 г. сумма 2 137 615,94 руб. плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель 2019 года.

В апреле 2019 года ГП ЯО «Северный водоканал» оказало услугу по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, сбрасываемых через системы канализации на очистные сооружения канализации ООО «Молочные продукты», в соответствии с договором на общую сумму 284 257,44 руб., что подтверждается актом выполненных работ № 30002613 от 03.05.2019 г.

В ходе судебного разбирательства истец обратился с уточненным иском, на основании Верховного суда РФ 23 мая 2019 года было принято апелляционное определение за №8-АПА 19-2, согласно которому с даты принятия определения Верховного суда признаны не действующими пункт 5.1 в части установления коэффициента компенсации, учитывающего дополнительные затраты организации, равного 30 и абзацы 1-6 пункта 5.3. порядка о взимании платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 16.06.2017 N 480-п. В связи с чем размер услуг по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ составил 115740 руб.

Претензия от 17.07.2019 оставлена абонентом без удовлетворения, задолженность не погашена.

Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

В пункте 2 статьи 548 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления (статья 539 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644) абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом № 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами № 644, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно подпункту «ж» пункта 35 Правил № 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с Правилами.

В подпункте «г» пункта 26 Правил № 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 16.06.2017 № 480-п (действовавшим на даты отбора проб, далее – Порядок № 480-п), предусмотрена обязанность абонентов уплачивать плату за прием в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в сверхнормативных концентрациях. Такая плата рассчитывается на основании фактической концентрации загрязняющего вещества в сточных водах абонента, заявленной абонентом в декларации либо зафиксированной в контрольной пробе сточных вод абонента.

Согласно пункту 118 Правил № 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами № 644.

В разделе VII Правил № 644 установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Истец, руководствуясь результатами испытаний проб сточной воды, произвел расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, содержащейся в Правилах № 644 и правил №480-П, утвержденных постановлением Правительства ЯО с учетом Решения Верховного Суда Российской Федерации.

Постановлением N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Постановлением Правительства Ярославской области от 16.06.2017 № 480-п утвержден Порядок взимания платы за сверхнормативный сброс сточных вод и (или) загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения Ярославской области.

Таким образом, при осуществлении сброса сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации, а следовательно, и в окружающую среду ущерб последним наносится при сбросе как в пределах, так и сверх установленных нормативов. Обязанностью же предприятия водопроводно-канализационного хозяйства при приеме сточных вод является принятие мер к снижению размера вредного воздействия. В случае если объем вредных стоков превышает установленные нормативы, предприятие водопроводно-канализационного хозяйства во избежание вредного воздействия на окружающую среду вынуждено затрачивать дополнительные средства на обезвреживание таких стоков, восстановление воды, а также систем канализации и систем очистки стоков.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Из пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

Разногласия сторон по существу сводятся к несогласию ответчика с местом отбора проб сточных вод Общества, а также с там, что отбор произведен в момент подпора в следствие засора КНС.

Требования к порядку отбора проб сточных вод и составления акта указаны в разделе IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 (действовавших на дату отбора проб сточных вод, далее – Правила № 525).

В силу пункта 22 Правил № 525 отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев.

Контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения (пункт 2 Правил № 644).

Согласно пункту 38 Правила № 525 результаты анализов отобранных проб сточных вод являются документальным подтверждением факта соблюдения либо нарушения абонентом деклараций о составе и свойствах сточных вод, нормативов допустимых сбросов и (или) лимитов на сбросы, и (или) нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно части 1 статьи 64 и статьям 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).

Факт наличия в контрольном канализационном колодце загрязняющего вещества с превышением установленных нормативов подтвержден протоколом химического анализа сточной воды абонента от 12.04.2019 № 151.

Доводы ответчика отклонены судом как необоснвоанные.

В пунктах с 18 по 23 Правил N 525 указано, что отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение. Отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб.

В силу пункта 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".

Как установлено судом, факт сброса в систему канализации сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ, подтвержден представленными в дело журналом уведомлений абонентов о дате и времени отбора проб сточных вод; актами отбора проб, протоколом химического анализа сточной воды.

Замечания со стороны ответчика относительно правильности проведения истцом процедуры отбора и анализа проб на момент отбора отсутствовали, доказательств иного, в том числе наличия между сторонами спора относительно определения контрольного колодца для осуществления отбора проб сточных вод и контроля предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ответчиком, на момент отбора проб, последним в материалы дела не представлено.

В соответствии с пунктом 20 Правил N 525 в обязанности ответчика, которые он обязан соблюдать при проведении отбора проб сточных вод, входит: а) обеспечение возможности проведения отбора проб сточных вод в любое время суток; б) содержание контрольных канализационных колодцев и подходов к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб; в) обеспечение беспрепятственного доступа к месту отбора проб сточных вод; г) обеспечение присутствия абонента при проведении отбора проб сточных вод; д) обеспечение идентификации мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа к месту отбора проб сточных вод является обязанностью ответчика, как абонента.

Доступ к контрольным канализационным колодцам пробоотборщиков истца был обеспечен представителем ответчика, что следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком.

Указанное свидетельствует о том, что на момент отбора проб сточных вод ответчик считал, что колодец является контрольным и признавал тот факт, что именно из него должен производиться отбор проб сточных вод на наличие загрязняющих веществ.

Доводы ответчика о том, что на отбор проб не вызывали представителя ответчика отклонен судом как необоснованный. Представитель ответчик а в судебном заседании пояснил, что он не смог явиться поскольку был занят.

Доказательств, подтверждающих уведомление истца о лице, уполномоченном подписывать акты отбора проб, ответчик в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил.

Также отклоняются доводы ответчика о том, что отбор проб был осуществлен в месте подпора.

Данные возражения не подтверждены доказательствами.

Возражения ответчика по порядку отбора проб, судом отклоняются.

При этом, суд полагает, что бремя доказывания недостоверности анализа проб в силу положений Правил N 167, Правил N 644 и Правил N 525 возложено на абонента.

Таким образом, ответчик с учетом обстоятельств определения им контрольного колодца как места отбора проб, неуказания другого места отбора проб, где его стоки не смешиваются со стоками иных лиц, не доказал, что сброс сточных вод и загрязняющих веществ сверх установленных нормативов водоотведения, осуществлялся не им, а иными лицами.

Учитывая изложенное, требования истца подлежат удовлетворению в уточненном истцом размере.

Госпошлина в порядке ст. 110 АПК РФ подлежит возмещению истцу с ответчика.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ" (ИНН 7610064544, ОГРН 1057601817118) в пользу ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "СЕВЕРНЫЙ ВОДОКАНАЛ" (ИНН 7610012391, ОГРН 1027601106268) 2 253 355,94 руб. долга, 34266 руб. в возмещение расходов по госпошлине.

Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.

Возвратить истцу из средств Федерального бюджета госпошлину в сумме 843 руб., уплаченную по платежному поручению №6489 от 09.09.2019.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Танцева В.А.