ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-17659/2011 от 26.03.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А 82-17659/2011

27 марта 2012 г.

Резолютивная часть решения оглашена – 26 марта 2012 года

Полный текст решения изготовлен – 27 марта 2012 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клименко Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению

Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН - <***>, ОГРН –<***>, юридический адрес – 150040, <...>)

  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области   (ИНН – <***>, ОГРН - <***>. юридический адрес – 150 000, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.12.11 по делу №03-07/105-11

при участии:
от заявителя   - ФИО1 - предст. по дов.

от административного органа   – ФИО2 – предст. по дов.

установил:

Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 07.12.11 по делу № 03-07/105-11, вынесенного Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, о наложении административного наказания в виде штрафа в размере 38 530 480,00 рублей на основании статьи 14.31 КоАП РФ.

Первоначально правовая позиция заявителя была основана на том, что отсутствует состав вменяемого ему правонарушения; привлечение его к административной ответственности оспариваемым постановлением Общество считало не законным.

Также в ходе судебного заседания Общество дополнило основания иска; считает не обоснованным привлечение его к ответственности по причине того, что размер выручки, использованный ответчиком для расчета суммы штрафа, был указан не верно, поскольку: 1) следовало уточнить географические границы товарного рынка, на котором доминирует Общество; 2) следовало исчислять штраф от выручки 2009 года, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.12.11 № 11132/11.

Административный орган возражал против доводов заявителя; считал, что факт нарушения Обществом антимонопольного законодательства установлен решением комиссии по делу № 03-03/112-10 от 28.07.11 (в полном объеме изготовленном 01.08.11); отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.

В отношении расчета суммы штрафа заявитель полагает, что примененный им способ расчета штрафа соответствует действующему законодательству; в качестве географических границ рынка были взяты границы города Ярославля; выручка Общества была учтена за 2010 год.

В ходе судебного заседания представитель ответчика пояснила, что у антимонопольного органа отсутствует информация о выручке Общества за 2009 год; однако, поскольку в данный период времени Общество осуществляло хозяйственную деятельность, то следует применить минимальный размер штрафа, который с учетом изменений редакции статьи 14.31 КоАП РФ должен составить сумму - 650 000 рублей (без смягчающих и отягчающих обстоятельств).

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
  Оспариваемым постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 38 530 480 рублей - за совершение хозяйствующим субъектом действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля, в пределах присоединенной сети.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите прав конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и или) ущемление интересов других лиц.

В качестве недопустимых действий административным органом заявителю было вменено совершение противоправных действий - «по направлению предупреждения № 1000-10/5231 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9», предупреждения № 1000-10/5232 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Урицкого, 42»; уведомления о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты № 1000-10/6272 от 24.05.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9», уведомления о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты № 1000-10/6271 от 24.05.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42»; ограничению подачи тепловой энергии 28.05.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42».

Факт выявленных нарушений был отражен в Решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28.07.11 (в полном объеме изготовлено – 01.08.11) по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 03-03/112-10, вынесенном в отношении Общества.

Указанное решение антимонопольного органа Обществом оспорено не было. В ходе судебного заседания представитель заявитель пояснил, что решение не было оспорено Обществом, поскольку не нарушает непосредственно его прав и законных интересов. Вместе с тем. существенное значение для Общества имеет назначенное ему наказание в виде административного штрафа в размере – 38 530 480 рублей.

Также в отношении рассматриваемого правонарушения ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении от 22.11.11 по делу об административном правонарушении № 03-07105-11.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, ответчиком было вынесено оспариваемое постановление от 07.12.11 по делу № 03-07/105 - 11, которым Общество было привлечено к административной ответственности по ст.14.31 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела судом были установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ОАО “ТГК-2” Приказом Ярославского УФАС от 25.12.2007 № 131 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов с долей более 50 процентов на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 135-ФЗ “О защите конкуренции” доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

- доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Исходя из вышеизложенного, ОАО “ТГК-2” занимает доминирующее положение на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах города Ярославля в границах охваченной присоединенной сети.

Между ОАО «ТГК-2» и ТСЖ «Ньютона, 9» заключен договор № 1311 от 07.10.2009 года на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде. Согласно пункту 4.2. договора количество поданных абоненту тепловой энергии и теплоносителя в расчетном периоде определяется по показаниям приборов узла учета (теплосчетчикам).

23 апреля 2010 года ОАО «ТГК-2» направило в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» предупреждение исх. № 1000-10/5231 с требованием оплаты задолженности за потребляемую тепловую энергию в размере 1 067 311,27 руб. в срок до 14.05.2010 года. Также в соответствии с предупреждением в случае неуплаты задолженности в срок до 14.05.2010 года в отношении ТСЖ «Ньютона, 9» будет введено ограничение подачи тепловой энергии.

24 мая 2010 года в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» ОАО «ТГК-2» направило уведомление исх. № 1000-10/6272 о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты с 28 мая 2010 года в случае неуплаты суммы задолженности до указанной даты. На 24 мая 2010 года задолженность заявителя составила 1 206 419,53 руб.

В указанный срок Обществом в отношении ТСЖ «Ньютона, 9» введена режимная подача тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.

Между ОАО «ТГК-2» и ТСЖ «Урицкого, 42» заключен договор № 1264 от 21.09.2009 года на отпуск и потребление тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде. Согласно пункту 4.2. договора количество поданных абоненту тепловой энергии и теплоносителя в расчетном периоде определяется по показаниям приборов узла учета (теплосчетчикам) с добавлением к этим показаниям величины тепловых потерь, соответствующих 0,0013 Гкал/час (Приложение № 4 к договору) и величины нормативной утечки по тепловым сетям, принадлежащим (до места установки приборов узла учета) абоненту.

23 апреля 2010 года ОАО «ТГК-2» направило в адрес ТСЖ «Урицкого, 42» предупреждение исх. № 1000-10/5232 с требованием оплаты задолженности за потребляемую тепловую энергию в размере 260 778,98 руб. в срок до 14.05.2010 года. Также в соответствии с предупреждением в случае неуплаты задолженности в срок до 14.05.2010 года в отношении ТСЖ «Урицкого, 42» будет введено ограничение подачи тепловой энергии.

24 мая 2010 года в адрес ТСЖ «Урицкого, 42» ОАО «ТГК-2» направило уведомление исх. № 1000-10/6271 о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты с 28 мая 2010 года в случае неуплаты суммы задолженности до указанной даты. На 24 мая 2010 года задолженность заявителя составила 337 406,06 руб.

В указанный срок Обществом в отношении ТСЖ «Урицкого, 42» введена режимная подача тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения.

Предупреждения № 1000-10/5231 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9», № 1000-10/5232 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Урицкого, 42» содержат ссылку на пункт 1 статьи 546 Гражданского кодекса РФ, Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 года «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов».

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года (далее – Правила), товарищество собственников жилья является исполнителем, то есть субъектом, предоставляющим коммунальные услуги, производящим или приобретающим коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 2 Правил, коммунальные услуги – деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности является потребителем коммунальных услуг.

Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, по мнению ответчика, ссылка Общества на Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 года «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» сделана без учета того, что ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42» не являются потребителями тепловой энергии, а приобретают ее для оказания коммунальных услуг, и является неправомерной. ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42» не осуществляют перепродажу приобретенной у ОАО «ТГК-2» тепловой энергии, а предоставляют ее гражданам – потребителям коммунальных услуг.

Обязательства, возникающие из договоров № 1311 от 07.10.2009 года между ОАО «ТГК-2» и ТСЖ «Ньютона, 9», № 1264 от 21.09.2009 года между ОАО «ТГК-2» и ТСЖ «Урицкого, 42», регулируются, помимо норм ГК РФ, императивными нормами Правил, в том числе пунктами 80, 81 Правил, определяющими порядок и сроки приостановления или ограничения потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения (изложен в редакции, действовавшей на момент направления ОАО «ТГК-2» в адрес ТСЖ «Урицкого, 42» и ТСЖ «Ньютона, 9» предупреждений № 1000-10/5232, 1000-10/5231 и уведомлений № 1000-10/6271, 1000-10/6272 и введения режима ограничения подачи тепловой энергии).

Согласно пункту 81 Правил приостановление предоставления одной или нескольких коммунальных услуг производится в следующем порядке:

а) исполнитель направляет (в письменной форме) потребителю уведомление о том, что в случае непогашения задолженности в течение 1 месяца с момента направления указанного уведомления предоставление ему коммунальных услуг может быть приостановлено и (или) ограничено. Перечень этих услуг прилагается к уведомлению, которое доводится до сведения потребителя путем вручения под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения) по указанному им почтовому адресу;

б) при непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя;

в) в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

Предупреждения № 1000-10/5231, 1000-10/5232 содержат информацию о том, что ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42» нарушают сроки оплаты потребляемой тепловой энергии и приведены информация о задолженности.

Указание на то, что указанная задолженность превышает 6 ежемесячных размеров платы за тепловую энергию, в предупреждениях отсутствует.

Не определен в предупреждении перечень коммунальных услуг, по которым сформировалась данная задолженность. Тепловая энергия поставляется ОАО «ТГК-2» как для нужд горячего водоснабжения, так и для нужд отопления.

Срок, установленный в предупреждениях для погашения задолженности, составляет 3 недели.

Таким образом, предупреждение № 1000-10/5231 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» и предупреждение № 1000-10/5232 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Урицкого, 42» направлены с нарушением подпункта а) пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года.

24 мая 2010 года ОАО «ТГК-2» направлены уведомления о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты № 1000-10/6272, 1000-10/6271 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42» соответственно.

Указанные уведомления содержат информацию о размере задолженности и о том, что данная задолженность превысила 6 ежемесячных размеров оплаты тепловой энергии на нужды ГВС. Задолженность ТСЖ «Ньютона, 9» составила по состоянию на 24.05.2010 года 1 206 419,53 рублей, задолженность ТСЖ «Урицкого, 42» - 337 406,06 рублей.

ОАО «ТГК-2» не представило сведения о размерах и расчетах сумм 6 ежемесячных размеров оплаты тепловой энергии на нужды ГВС по каждому из ТСЖ, с которыми производилось сравнение существующих сумм задолженностей при направлении уведомлений № 1000-10/6272, 1000-10/6271.

ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42» представлены собственные расчеты сумм 6 ежемесячных размеров оплаты тепловой энергии на нужды ГВС.

Согласно расчетам ТСЖ «Ньютона, 9» сумма 6 ежемесячных размеров оплаты тепловой энергии на нужды ГВС составила 2 002 493,48 рублей.

В приложении 1 к договору № 1311 от 07.10.2009 года, заключенному ОАО «ТГК-2» с ТСЖ «Ньютона, 9» определены ориентировочные объемы потребления тепловой энергии и теплоносителя с 08.10.2009 года по 30.06.2010 года.

Впоследствии в приложение № 1 дополнительным соглашением от 26 января 2010 года внесены изменения. Согласно данному приложению (с учетом внесенных изменений дополнением от 20.01.2010) за период с ноября 2009 года по апрель 2010 года на нужды горячего водоснабжения по закрытой схеме поставка тепловой энергии согласована в объеме 2661,31 Гкал. Тариф на тепловую энергию на 2009 год для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, отпущенной из тепловых сетей ГУ ОАО «ТГК-2» по Ярославской области через тепловые сети МУП «Ярославский городской энергосбыт» г. Ярославля составил 672,37 рублей за 1 Гкал, на 2010 год тариф составил 770,23 рублей за 1 Гкал. С учетом тарифа стоимость указанного согласованного объема тепловой энергии составила 2 358 692,00 рублей с НДС.

Сумма задолженности ТСЖ «Ньютона, 9» на момент направления предупреждения № 1000-10/5231 от 23.04.2010 составила 1 067 311,27 рублей, на момент направления уведомления № 1000-10/6272 от 24.05.2010 составила 1 206 419,53 рублей.

Таким образом, по мнению ответчика, как на момент направления предупреждения № 1000-10/5231 от 23.04.2010, так и на момент направления уведомления № 1000-10/6272 от 24.05.2010 не превышала 6 ежемесячных размеров платы за горячее водоснабжение.

Согласно расчетам ТСЖ «Урицкого, 42» сумма 6 ежемесячных размеров оплаты тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения составила 231 113,27 рублей.

Расчет составлен на основании данных прибора учета о количестве потребленной воды и стоимости кубического метра воды для целей горячего водоснабжения.

Общая сумма платы за тепловую энергию для целей ГВС и отопления, выставленная согласно счетам-фактурам ОАО «ТГК-2» в адрес ТСЖ «Урицкого, 42» за период с ноября 2009 по апрель 2010 года, составила 388 958, 86 рублей.

Сумма задолженности ТСЖ «Урицкого, 42» на момент направления предупреждения № 1000-10/5232 от 23.04.2010 составила 260 778,98 рублей, на момент направления уведомления № 1000-10/6271 от 24.05.2010 составила 337 406,06 рублей. Указанная сумма задолженности сформирована как задолженность ТСЖ «Урицкого, 42» по оплате тепловой энергии, поставленной как на нужды горячего водоснабжения, так и на нужды отопления.

Таким образом, по мнению ответчика, на момент направления предупреждения № 1000-10/5232 от 23.04.2010 и на момент направления уведомления № 1000-10/6271 от 24.05.2010 общая сумма задолженности за тепловую энергию на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения не превышала суммы 6 ежемесячных размеров платы за тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления.

Вышеизложенные фактические обстоятельства дела подтверждены материалами дела, судом считаются установленными.

Действия ОАО «ТГК-2» «по направлению предупреждения № 1000-10/5231 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9», предупреждения № 1000-10/5232 от 23.04.2010 в адрес ТСЖ «Урицкого, 42», уведомления о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты № 1000-10/6272 от 24.05.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9», уведомления о введении ограничения подачи тепловой энергии за неоднократное нарушение сроков оплаты № 1000-10/6271 от 24.05.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42», ограничению подачи тепловой энергии 28.05.2010 в адрес ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42», нарушают установленный действующим законодательством порядок и, по мнению ответчика, образуют состав административного правонарушения (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.

При этом, у ОАО “ТГК-2” имелась возможность для соблюдения требований Федерального закона “О защите конкуренции”, но указанным хозяйствующим субъектом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению антимонопольного законодательства.

Оценив доводы сторон и материалы дела, суд считает обоснованным вывод ответчика о наличии в действиях Общества вменяемого ему состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.

Вместе с тем, на основании части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Рассмотрев материалы административного дела, суд пришел к выводу о том, что административным органом штраф исчислен с нарушением требований статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно указанной нормы (действующей на момент принятия оспариваемого постанволения), злоупотребление доминирующим положением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товара (работы, услуги), определяемая в соответствии со статьями 248, 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Совокупный размер выручки, полученной ОАО “ТГК-2” от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2010г. в городе Ярославле и Ярославской области, составил 7 640 117 тыс. руб.

Размер выручки, полученной ОАО “ТГК-2” на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети, составляет 3 853 048 тыс. руб. (по сведениям Общества).

Как указано в тексте оспариваемого постановления, «ОАО «ТГК-2» привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки, полученной на рынке производства и передачи тепловой энергии в границах г. Ярославля в границах присоединенной сети, за 2010 год, в сумме - 38 530 480 руб.»

В силу статьи 14.31 КоАП РФ, размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, злоупотребившее доминирующим положением на товарном рынке, определяется исходя из суммы его выручки от реализации соответствующего товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

При этом расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за период, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществляет деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

В данном случае антимонопольный орган по результатам проверки фактов, изложенных в обращениях к нему ТСЖ «Ньютона, 9» и ТСЖ «Урицкого, 42», о совершении в отношении них Обществом противоправных действий, 01.09.10 издал Приказ о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства за № 359 – копия Приказа представлена в материалы дела.

Следовательно, правонарушение было выявлено антимонопольным органом в 2010 году.

Соответственно, антимонопольный орган, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, должен был определить размер штрафа, исходя из выручки Общества за 2009 год, предшествующий 2010 году.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что антимонопольный орган назначил Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 38 530 480 рублей, исходя из его выручки за 2010 год.

В судебном заседании 26.03.12 (аудиозапись судебного заседания от 26.03.12) представитель ответчика пояснила суду, что антимонопольный орган не обладает информацией относительно выручки Общества, полученной на соответствующем товарном рынке, за 2009 год.

Соответственно, имеющиеся в оспариваемом постановлении недостатки являются существенными, не могут быть устранены в судебном заседании.

При изложенных обстоятельствах, суд считает оспариваемое постановление не соответствующим требованиям статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подлежащим отмене.

Указанный вывод суда соответствует правовому подходу, изложенному Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенному в Постановлении от 13.12.11 № 11132/11.

На основании изложенного, руководствуясь 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить   постановление Управления Федеральной антимон6опольной службы по Ярославской области от 07.12.11 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 03-07/105-11  , вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 2» (ИНН – <***>, ОГРН – <***>, адрес местонахождения - 150 040, <...>) по статье 14.31 КоАП РФ.

Решение суда может быть обжаловано в 10-дневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.

Судья А.В. Глызина