ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1793/12 от 11.09.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-1793/2012

Резолютивная часть 18.09.2012

оглашена 11.09.2012

Арбитражный суд Ярославской области в составе:

  председательствующего Сурововой М.В., судей Мухиной Е.В. и Марусина В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Педченко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению 

ООО ЭК «ТеплоПром» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к

Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии прокурора Ярославской области

о признании незаконным приказа от 30.11.2011 №91-тэ «Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая компания «ТеплоПром» Ростовского муниципального района» и установленных им тарифов   

  при участии:

от заявителя – ФИО1 директора, ФИО2 по доверенности от 28.06.2012, ФИО3 по доверенности от 28.06.2012, ФИО4 по доверенности от 18.06.2012, ФИО5 по доверенности от 14.02.2012, ФИО6 по доверенности от 14.08.2012, ФИО7 по доверенности от 23.08.2012 и ФИО8 по доверенности от 23.08.2012

от ответчика – ФИО9 по доверенности от 29.05.2012, ФИО10 по доверенности от 29.05.2012, ФИО11 по доверенности от 24.02.2011 и ФИО12 по доверенности от 30.07.2012

от прокурора – Кузьмина А.Г. по доверенности от 14.09.2012 и Бурой О.В. по доверенности от 10.09.2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Энергетическая компания «ТеплоПром» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим как не соответствующего пункту 6 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 приказа Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.11.2011 №91-тэ «Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной общества с ограниченной ответственностью Энергетическая компания «ТеплоПром» Ростовского муниципального района».

Несоответствие оспариваемого акта указанным нормативным положения заявитель видит в том, что при определении размера тарифа департаментом была завышена величина полезного отпуска тепловой энергии и необоснованно не включены в валовую выручку расходы предприятия по отдельным статьям затрат. В окончательном виде оспариваемые расходы свелись к следующим: расходы по аренде специального автомобильного крана в сумме 305086 руб., расходы по аренде автомобиля Валдай в сумме 448136 руб., заработная плата цехового персонала в сумме 161040 руб. и административно-управленческого персонала в сумме 357219 руб., расходы по охране труда в сумме 35000 руб., расходы на перевозку работников к месту работы и обратно в сумме 247601 руб., расходы по охране и пропускному режиму в сумме 178900 руб. и расходы на топливо из расчета стоимости мазута 9661,02 руб. за 1т.

Департамент считает свои действия законными и обоснованными, тариф для заявителя установленным в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявленные расходы необоснованными и документально не подтвержденными.

Прокурор, вступивший в дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не видит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрением материалов дела судом установлено.

Общество с ограниченной ответственностью Энергетическая компания «ТеплоПром» создано 22.03.2011 акционерным обществом «Петровский завод ЖБИ» на базе котельной завода, основным видом деятельности общества является производство и поставка тепловой энергии.

Приказом Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (регулирующий орган) от 30.11.2011 №91-тэ на тепловую энергию, вырабатываемую и отпускаемую обществом, на период с 30.11.2011 по 31.12.2011 установлен одноставочный тариф в размере 1456,12 руб. за 1Гкал (без налога на добавленную стоимость).

Тариф установлен по методу экономически обоснованных расходов (затрат).

Предприятие предложило к рассмотрению стоимость 1Гкал в размере 1983,52 руб.

Рассмотрев материалы дела, оценив приведенные сторонами доводы и представленные документы, коллегия судей полагает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, оспариваемый приказ – частично не соответствующим действующему законодательству в сфере регулирования тарифов.

Виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащие государственному регулированию, определены в статье 8 Федерального закона «О теплоснабжении» и включают, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов. Подлежащие регулированию цены (тарифы) устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.

Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала и метод сравнения аналогов. В процессе регулирования тарифов может использоваться один из указанных методов регулирования. Решение о выборе метода регулирования тарифов принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (статья 9 Закона).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Закона).

В соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции, и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности, включают следующие группы расходов: на топливо; на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; на сырье и материалы; на ремонт основных средств; на оплату труда и отчисления на социальные нужды; на амортизацию основных средств и нематериальных активов; прочие расходы.

Расходы на топливо, включаемые в необходимую валовую выручку, определяются на основе цен на топливо, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ.

Расходы на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 36 Основ.

При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В состав прочих расходов, которые учитываются в необходимой валовой выручке, включаются, в том числе: расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 36 Основ); расходы на оплату работ и услуг непроизводственного характера, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др. (определяются в соответствии с пунктом 36 Основ); плата за аренду имущества; расходы на обучение персонала; другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые в порядке, устанавливаемом Федеральной службой по тарифам.

При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 36 Основ при определении расходов регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены); цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются индексы в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

В соответствии с Правилами государственного регулирования и применения тарифов на тепловую энергию, утвержденными тем же постановлением №109, организации, осуществляющие регулируемую деятельность представляют в соответствующий регулирующий орган следующие материалы: баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерскую и статистическую отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынке тепловой энергии; оценку выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Поступившие материалы регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения, и в 2-недельный срок с даты регистрации регулирующий орган проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. В случае применения метода индексации дело об установлении тарифов не открывается.

В соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 №20-э/2, расчет одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, осуществляется по каждому виду теплоносителя путем деления на суммарный плановый полезный отпуск тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей, получающих тепловую энергию в соответствующем виде теплоносителя, суммы следующих величин: совокупной стоимости производства тепловой энергии в соответствующим виде теплоносителя, совокупной стоимости оплачиваемых услуг по передаче тепловой энергии по соответствующим водяным или паровым сетям и совокупной стоимости расходов по сбыту тепловой энергии (пункт 72.1).

На территории Ярославской области действуют Указания по представлению материалов к расчету тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям организациями, осуществляющими регулируемую деятельность на территории Ярославской области, не относящимися к электроэнергетике, утвержденные постановлением правления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 23 апреля 2010 года N ППр-23-У/ТЭ и введенные в действие приказом Департамента от 13.05.2010 №23.

Указаниями предусмотрено, что для установления тарифов организация, осуществляющая регулируемую деятельность, представляет в департамент материалы, составленные по формам, приведенным в приложениях к этим Указаниям, в том числе: заявление с просьбой об установлении тарифа на тепловую энергию; общие сведения об организации, осуществляющей регулируемую деятельность; сведения о котельной и тепловых сетях и в их числе: расчет полезного отпуска тепловой энергии, структуру полезного отпуска тепловой энергии по группам потребителей; расчет затрат по статье "Топливо на технологические цели"; сведения о работе котлов и их планируемой загрузке на период регулирования; расчет затрат по статье "Электроэнергия на технологические цели»; расчет расхода электроэнергии на технологические цели котельной (сетей) на период регулирования; расчет затрат по статье "Вода и стоки на технологические цели»; расчет расхода воды и стоков на технологические цели котельной на период регулирования; расчет затрат по статье "Материалы на химводоподготовку"; расчет затрат на оплату труда; расчет затрат по статье "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования"; расчет затрат по статье "Цеховые расходы"; план мероприятий по ремонту и эксплуатации котельных и тепловых сетей на период регулирования; перечень материалов для работ, выполняемых хозяйственным способом, на период регулирования; расчет затрат по статье "Общехозяйственные расходы"; расчет выручки от реализации товарной продукции; расчет недополученного по независящим причинам дохода; калькуляция себестоимости производства и отпуска тепловой энергии; калькуляция себестоимости передачи тепловой энергии; расчет источников финансирования капитальных вложений; расчет необходимой балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифа на тепловую энергию (на передачу тепловой энергии).

Все документы представляются по формам и в таблицах, указанных в приложении к Указаниям.

Таким образом, для установления тарифа регулируемая организация обязана представить в регулирующий орган документы, подтверждающие и объем полезного отпуска тепловой энергии, и величину расходов, необходимых для производства этого объема. Документы должны быть обоснованными и достоверно подтверждающими соответствующие величины. Ответственность за недостоверность тех или иных сведений лежит на регулируемой организации.

С учетом изложенного при оценке доводов сторон в настоящем деле суд решил исходить из тех документов, которые заявителем были представлены в департамент и соответственно им оценивались, несмотря на предложение заявителя принять во внимание дополнительные документы, которые были представлены им только в судебное дело и соответственно при установлении тарифа не оценивались и не могли быть оценены регулирующим органом.

Как следует из материалов дела, разногласия сторон относительно объема полезного отпуска тепловой энергии заключаются в объеме, необходимом для отопления производственных и иных зданий Петровского завода ЖБИ, являющегося основным потребителем ТеплоПрома (±70%). Департаментом принято 7931 Гкал, предприятием предложено 3572 Гкал.

По другому потребителю – МУП «Ростовская коммунальная энергетика» - объем полезного отпуска принят департаментом в меньшем размере, чем предложено предприятием – 6231 Гкал против 6264 Гкал, и соответственно заявителем не оспаривается. По объему, требующемуся Петровскому заводу на технологические нужды (нужды производственного процесса), разногласий между сторонами нет – 8428 Гкал.

При рассмотрении данных разногласий суд исходит из следующего.

Как было указано, в соответствии с Методическими указаниями Федеральной службы по тарифам объем полезного отпуска тепловой энергии определяется по совокупности договоров теплоснабжения с потребителями.

В данном случае тариф устанавливался в конце регулируемого периода для организации, которая создана в 1 квартале этого периода и заключила первый договор 30.04.2011 - по окончании весеннего отопительного периода и до наступления осенне-зимнего. Рассчитать объем по данному договору, включающему и производственные нужды, и отопление производственных помещений, не представилось возможным ни департаменту, ни суду. Предложенный предприятием объем полезного отпуска соотнести с данным договором также не представилось возможным.

В такой ситуации суд полагает применимым пункт 6.1 Указаний департамента, названных выше, который предусматривает при планировании объема производства тепловой энергии использовать расчетные (нормативные) показатели: количество тепловой энергии, необходимой для отопления зданий (собственных, сторонних потребителей) и количество тепловой энергии, необходимой для вентиляции в зданиях (собственных, сторонних потребителей) определять в соответствии с разделом 3 Методики МДК 4-05.2004. При этом расчетное значение часовой тепловой нагрузки отопления (Гкал/ч) для расчетной температуры на отопительный период принимать по проекту зданий, а при отсутствии проектных данных - по укрупненным показателям с

учетом удельной отопительной характеристики. Расчетное значение часовой тепловой нагрузки вентиляции (Гкал/ч) для расчетной температуры на отопительный период принимать также про проекту, а при отсутствии проектных данных - по укрупненным показателям с учетом удельной вентиляционной характеристики.

В расчетах предписано учитывать основные климатологические данные по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология": продолжительность отопительного периода, среднюю температуру наружного воздуха за отопительный период (-4° С ) и расчетную температуру наружного воздуха для отопления (-31° С ), а также удельные тепловые характеристики для отопления и вентиляции производственных зданий по данным таблицы, учитывающей тип здания, его объем по наружному обмеру и удельную тепловую характеристику (отопительную и вентиляционную) при температуре -30° С в зависимости от его назначения.

В соответствии данными требованиями и был выполнен расчет департамента по каждому зданию Петровского завода. При этом ряд показателей был принят в соответствии с данными, представленными заявителем: расчетная температура воздуха внутри зданий, наружный строительный объем, вентиляция.

Тот расчет, который был представлен заявителем в департамент, применяемой Методике (иного не существует) не соответствует. То экспертное заключение, составленное экспертом саморегулируемой организации НП «Русэнергоэффект», которое представлено заявителем в суд, составлено с иными расчетными характеристиками (температура воздуха внутри зданий и наружный объем зданий) и без учета вентиляции. Заслушанный в судебном заседании в качестве специалиста эксперт ФИО13 пояснил, что исходные данные для своего расчета им взяты из пояснений заявителя.

Суд уже указывал на то, что ответственность за достоверность данных, представляемых для установления тарифа в регулирующий орган, несет регулируемая организация.

С учетом изложенного суд не находит оснований признать расчет, выполненный департаментом в соответствующими с существующей методикой и на основе представленных заявителей сведений, не соответствующим каким-либо нормативным положениям.

Расходы по аренде специального автомобильного крана на 20 часов в месяц в размере 305086 руб. в год и расходы по аренде грузового автомобиля Валдай на 40 часов в месяц в размере 448136 руб. в год были подтверждены заявителем договорами аренды и расчетами себестоимости одного часа работы автотранспортного средства.

Данные расходы не были приняты департаментом как необоснованные. По мнению департамента, заявитель не доказал необходимость в постоянном использовании этих средств, следовательно, достаточным являлась бы разовое их использование.

В данном вопросе суд согласился с позицией заявителя и полагает, что для организации производственного процесса необходимы оба транспортных средства, арендованное время не является завышенным, а сумма арендной платы не установлена превышающей те суммы, за которые заявитель мог бы их арендовать у какого-либо другого лица с учетом своего местонахождения.

Заявитель располагается в деревне Коленово Любилковского сельского округа Петровского сельского поселения Ростовского муниципального района Ярославской области.

В части заработной платы заявитель просит дополнительно включить в фонд оплаты труда заработную плату уборщицы помещений в сумме 120,0 тыс.руб. (без начислений) и увеличить заработную плату административно-управленческого персонала на 315,3 тыс.руб. (без начислений).

По этому вопросу суд не нашел оснований признать действия департамента не соответствующими нормативному регулированию.

Как было указано, Основами ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, заключенными соответствующими организациями, и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно названным Указаниям департамента в расчет затрат на оплату труда включаются затраты на оплату труда рабочих и инженерно-технических работников, занятых в технологическом процессе производства и передачи тепловой энергии. Затраты на оплату труда работников котельной на период регулирования определяются исходя из фактической, но не выше нормативной, численности и среднемесячной заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением и фактическим объемом фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования. Нормативная численность персонала котельных рассчитывается в соответствии с действующими отраслевыми методиками. При отсутствии отраслевых методик нормативная численность рассчитывается в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства (часть 1 - Нормативы численности котельных установок и тепловых сетей, утвержденные приказом Госстроя России от 22.03.1999 N 65 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства", и часть 2 - Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденные приказом Госстроя России от 12.10.1999 N 74 "Об утверждении Нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий").

Для установления тарифа заявителем в департамент были представлены: справка главного бухгалтера об общей заработной плате за август 2011г., сведения о начисленной заработной плате за май – август 2011 года (документы не обозначены) и расчет численности рабочих, подписанный главный бухгалтером. В справке заявитель указал среднюю заработную плату рабочих котельной 10679 руб. (без начислений) в месяц, количество 15 человек, и заработную плату инженерно-технических работников 17116 руб. (без начислений) в месяц, количество 4 человека (средняя заработная плата – 13897,5 руб. в месяц).

Департамент проверил расчет численности в соответствии с указанными выше Рекомендациями (в связи с отсутствием отраслевых методик) и включил в фонд оплаты труда 17 человек (14 рабочих, 1 инженерно- технического работника и 2 административно-управленческий персонал) со средней заработной платой 13909 руб. в месяц (без начислений).

Каким нормам правового регулирования не соответствуют действия департамента суд не установил.

Расходы по охране труда в сумме 35,0 тыс. руб., которые заявитель просит включить в валовую выручку, никакими документами департаменту подтверждены не были, и в связи с изложенным выше не подлежат принятию судом.

Расходы на перевозку работников к месту работы и обратно в сумме 247601 руб. и расходы по охране и пропускному режиму в сумме 178900 руб. были подтверждены заявителем договорами, заключенными с Петровским заводом ЖБИ, за №№ 3 и 4 от 30.04.2011 соответственно, расчетом себестоимости перевозки и расчетом арендной платы пропускного режима. Расчеты сделаны на одного работника путем деления общей суммы расходов завода (на перевозку и охранно-пропускной режим) на общую численность персонала. Заявитель рассчитал сумму расходов на перевозку исходя из численности своих работников в количестве 24 человек, расходов на пропускной режим – исходя из численности работников 33 человека.

Проверкой департамента из состава расходов завода некоторые позиции были исключены, некоторые – уменьшены, количество работников ТеплоПрома принято за 18 человек. Также, как и заявитель, департамент принял расходы за 8 месяцев.

Уменьшение состава расходов завода и соответственно уменьшение стоимости услуг, согласованной сторонами в договорах, произведено департаментом исходя их тех документов, которые представлялись Петровским заводом в департамент для установления тарифа на тепловую энергию до передачи котельной ТеплоПрому.

Суд не нашел оснований в этом вопросе согласиться с департаментом. Неэкономичность, необоснованность и завышение как таковых расходов на перевозку и охранно-пропускной режим против того, как это могло бы быть сделано Теплопромом по иному (самостоятельно или по договорам с иными лицами), суд не установил.

С учетом изложенного суд полагает подлежащими включению в общую валовую выручку предприятия расходы на перевозку работников и расходы на охранно-пропускной режим исходя из всех затрат завода (организации, оказывающей услуги), численности персонала ТеплоПрома, как принято департаментом, 18 человек и заявленного заявителем периода оказания услуг 8 месяцев.

В части расходов на топливо заявитель просит включить в выручку расходы на приобретение мазута по цене заключенного им договора с ООО «ТК-Виктория» 9661,01 руб. за 1 тонну.

Департамент рассчитал расходы на топливо исходя из мониторинговой цены мазута по Ярославской области по результатам 1 полугодия 2011 года – 8651,91 руб. за тонну.

Как изложено выше, в соответствии с пунктом 36 Основ ценообразования при определении расходов регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены); цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье.

С учетом данного положения суд не принимает заявленную заявителем цену, не установив, что ООО «ТК-Виктория» было выбрано заявителем в результате каких-либо закупочных процедур.

Не считает обоснованной суд и ту цену, которую применил департамент.

Если, при отсутствии иного, и исходить из мониторинговых цен по Ярославской области, то принимать во внимание следует цену, сложившуюся в Ярославской области за 9 месяцев 2011г. Такая цена уже была определена на момент установления департаментом тарифа и составила 8795,78 руб. за тонну (без учета налога на добавленную стоимость).

Суд рассмотрел все вопросы, по которым заявитель выразил свое несогласие с позицией регулирующего органа, и обращает его внимание на то, что суд не является органом, устанавливающим тарифы на тепловую энергию. Суд осуществляет проверку действий регулирующего органа в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ на предмет соответствия их законодательству, а регулирование государством цен и тарифов на определенные виды товаров и услуг обусловлено именно необходимостью проверки их на предмет обоснованности.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 195, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕ Ш И Л :

  Признать приказ Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.11.2011 №91-тэ «Об установлении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую котельной общества с ограниченной ответственностью «Энергетическая компания «ТеплоПром» Ростовского муниципального района» не соответствующим Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109, в той части, в которой при определении размера тарифа не были учтены расходы ООО «Энергетическая компания «ТеплоПром» на аренду грузового автомобиля в сумме 488036 руб., на аренду специального автомобильного крана в сумме 305085 руб., на перевозку работников к месту работы и обратно в сумме 77153 руб., на оплату услуг по охране и организации пропускного режима в сумме 57710 руб. и расходы на топливо из расчета цены мазута 8795,78 руб. за 1т.

В остальной части, оспариваемой заявителем, признать приказ соответствующим действующему законодательству в сфере регулирования тарифов на тепловую энергию.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (г.Нижний Новгород) в месячный срок.

Председательствующий М.В.Суровова

Судьи Е.В.Мухина

В.А.Марусин