150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-17962/2021 | |
26 августа 2022 года |
Резолютивная часть решения оглашена 26.07.2022.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
3-и лица: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Православная религиозная организация Ярославская Епархия Русской Православной Церкви
о признании предостережения № 155 от 25.05.2021 незаконным
при участии:
от заявителя – не явились
от ответчика – не явились
от 3-х лиц – не явились
установил:
Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области о признании предостережения № 155 от 25.05.2021 незаконным.
При рассмотрении судом спора ранее в деле участвовала представитель истца ФИО1, которая требования поддержала, дала пояснения.
От ответчика ранее участвовала представитель ФИО2, которая возражала против требований Администрации, оспариваемое предостережение считает законным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, по ходатайству заявителя привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, Православная религиозная организация Ярославская Епархия Русской Православной Церкви.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дел, исследовав доводы сторон, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В отношении Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области было вынесено предостережение № 155 от 25.05.2021 о недопустимости нарушения обязательных требований по факту незаконного захоронения на земельном участке памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна Ярославского района.
Основаниями вынесения предостережения № 155 от 25.05.2021 послужили выводы уполномоченного органа о несоблюдении требований Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Ярославской области № 36-з от 30.06.2014 г. «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» в вопросах осуществления Администрацией Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области деятельности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, а именно в части усиления контроля за исполнением Постановления № 120 от 22.06.2020 г. и не допущении захоронений на земельном участке памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна, Ярославского района, Ярославской области.
Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославкой области считает Предостережение № 155 от 25.05.2021 г. Управления Роспотребнадзора по Ярославской области незаконным, нарушающим права и свободы органа местного самоуправления сельского поселения (юридического лица), незаконно возлагает обязанность по недопущению захоронений на земельном участке памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна, Ярославского района, Ярославской области, по следующим основаниям.
Основанием возложения обязанности по контролю за осуществлением ритуальных услуг на спорной территории послужило вынесение Администрацией Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области № 120 Постановления от 22.06.2020 г. «О запрете погребений путем предания тела (останков) умерших земле (захоронение в могилу, склеп) на территории (земельном участке) памятника культурного наследия федерального значения Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна, Ярославского района, Ярославской области».
Как указано надзорным органом в предостережении № 155 от 25.05.2021, «согласно п. 1 Постановления № 120 от 22.06.2021 Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района «О запрете погребений путем предания тела умерших земле на территории памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна Ярославского района» (далее - Постановление № 120 от 22.06.2021 г.), запрещено погребение на территории памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна Ярославского района. Согласно п. 4 Постановление № 120 от 22.06.2020 г., контроль за исполнением постановления оставлен Администрации Ивняковского сельского поселения ЯМР».
Также в ответе Управления Роспотребнадзора по Ярославской области № 76-00-03/41-4040-2021 от 03.09.2021 г. о несогласии с возражениями Администрации указано, что «на момент рассмотрения Управлением обращения ФИО3, направленного прокуратурой Ярославского района, по факту незаконного захоронения на земельном участке памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна Ярославского района, действовало Постановление № 120 от 22.06.2020 г. Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района «О запрете погребений путем предания тела умерших земле на территории памятника культурного наследия Храма Святой Троицы, расположенного в с. Пахна Ярославского района».
Указанные выводы Управления Роспотребнадзора по Ярославской области заявитель полагает несостоятельными, ссылаясь на следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 2 Закона Ярославской области № 36-з от 30.06.2014 г. «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Данный вопрос разрешается органом местного самоуправления сельского поселения путем выдачи разрешения на захоронение умершего на территориях муниципальных кладбищ, официально оформленных (постановка на кадастровый учет) зарегистрированных.
На территории Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области расположены четыре территории для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (муниципальных кладбища), контролируемые администрацией. Как полагает заявитель, Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» не предусматривает правовых положений о надзореза деятельностью юридических лиц (специализированных служб) не уполномоченных органом местного самоуправления на осуществление данной деятельности на территории сельского поселения,осуществляющих оказание услуг по погребению, и физических лиц, самостоятельно осуществивших погребение умершего. Сельское поселение исполняет полномочия по контролю в вопросах похоронного дела только в отношении юридических и физических лиц, осуществивших захоронение умерших, в отсутствии разрешения органа местного самоуправления на погребение, на территориях муниципальных кладбищ официально зарегистрированных за Ивняковским сельским поселением Ярославского муниципального района Ярославской области.
В отношении спорного земельного участка (кладбища),являющегося территорией в ведении Российской Федерации под памятником культурного наследия федерального значения Храм Святой Троицы, Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области хозяйственной и иной деятельности не осуществляет в силу отсутствия прав на указанную территорию.
Администрация полагает, что оспариваемое предостережение № 155 от 25.05.2021 направлено на незаконное возложение обязанности федеральных органов власти по недопущению захоронений на земельном участке памятника культурного наследия на администрацию сельского поселения.
Доводы Администрации подробно раскрыты в заявлении.
Указанное явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Пунктом 4 названного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен Федеральным законом.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 8.2 Закона № 294-ФЗ).
С учетом изложенного оспариваемое предостережение, направленное на профилактику нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вынесено управлением при наличии соответствующих полномочий.
Как установил суд, основанием для направления предостережения в адрес администрации послужило выявление контролирующим органом нарушений санитарных норм, выразившихся в неисполнении администрацией обязанности по контролю за захоронениями.
Требования к кладбищам установлены санитарными правилами СаиПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-протовоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (далее- СанПпН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 62 СанПиН 2.1.3684-21 производить захоронения умершего на закрытых кладбищах запрещается, за исключением захоронения урн с прахом после кремации в родственные могилы.
В обращении ФИО3 содержалась информация о наличии свежих захоронений на указанном кладбище.
В целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) в соответствии п. 4 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 указанной статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В предостережении №155 от 25.05.2021г и целях профилактики нарушения санитарного законодательства Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области было предложено усилить взятый администрацией Ивняковского сельского поселения на себя контроль за исполнением своего Постановления №120 от 22.06.2020г с целью недопущения захоронений на земельном участке памятника культурного наследия Храма Святой Троицы в с.Пахна.
Предостережение носит исключительно профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований и не несет правовых последствии для лица, которому оно было вынесено.
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области погребения и похоронного дела, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом в силу прямого указания закона выполнение вопросов местного значения, в том числе полномочия в области погребения и похоронного дела возложены на органы местного самоуправления. В рассматриваемом случае - это Администрация Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.
Суд пришел к выводу, что сама организация и необходимый контроль возложены именно на заявителя, а не на другое лицо. Доводы заявителя об обратном суд полагает ошибочными.
Прочие доводы заявителя, о границах земельного участка, о статусе объекта культурного наследия, о собственнике земельного участка, где произведено захоронение, правового значения для разрешения спора не имеют в силу ст.25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" .
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | С.Е. Секерина |