ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-18221/15 от 25.02.2016 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

  150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-18221/2015

25 февраля 2016 года

Арбитражный суд в составе судьи Глызиной А.В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области   (ИНН - 7604068029, ОГРН - 1047600412750)

о привлечении к административной ответственности

Общества с ограниченной ответственностью "Горизонт"   (ИНН -7603035133, ОГРН - 1067603018174)

по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (протокол от 18.12.2015 № 854)

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН - 7603035133, ОГРН - 1067603018174) к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, (далее – ответчик) на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Ответчик факт вменяемого правонарушения не отрицает; полагает, что нарушение произошло в связи с техническим сбоем; было при выявлении незамедлительно устранено.

Стороны извещены о необходимости и сроках предоставления дополнительных документов; представили суду письменные пояснения по существу спора.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Ответчик (оператор) оказывает телематические услуги связи на основании лицензии от 07.12.11 № 93780, сроком действия до 07.12.16.

В ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной Управлением Роскомнадзора по Ярославской области 09..12.2015, было установлено, что оператор не ограничивает в полном объеме доступ к Интернет-ресурсам, внесенным в Реестр. Соответствующая обязанность связана с моментом ежедневного обновления ресурсов в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени – в течение суток с момента такого обновления.

Во время мониторинга 09.12.2015 на сети передачи данных Оператора имелась возможность доступа к сайтам по адресам:

http:// www.mugawamah.net/;

http:// kino-zal.tv/torrent/84510- metod-2015.

При этом, указанные Интернет ресурсы внесены в Реестр 24.10.2014 и 07.10.2015, соответственно, и на момент проверки размещены в Реестре.

По данным фактам в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.12.2015 № 854.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи.

Статьей 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи » предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи подлежит обязательному лицензированию.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии и соответствующие перечни лицензионных условий, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно материалам дела, ответчик осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказание телематических услуг связи на основании лицензии N 93780 (далее - лицензия), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В целях оказании услуг связи оператор связи в соответствии с условиями лицензии и пункта 4 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности области оказания телематических услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от10.09.2007 № 575 , обеспечивает предоставление абоненту и (или) пользователю:

а) доступ к сети связи лицензиата;

б) доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет;

в) прием и передачу телематических электронных сообщений.

Согласно пункту 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

На основании части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана и ведется единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - ЕАИС).

Данный реестр ведется в соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее - Правила ведения ЕАИС).

Единый реестр сайтов в Интернете, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, доступен на сайте zapret-info.gov.ru.

Создание, формирование и ведение такого реестра осуществляется Роскомнадзором.

Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.

Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.

Согласно пункту 13 Правил ведения ЕАИС перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени.

В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".

Как следует из материалов дела, по результатам мониторинга Единой информационной системы, заявителем было установлено, что оператор связи – Общество - не осуществляет обязанность по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", чем нарушает пункт 5 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".

В соответствии с пп. "а" п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

На основании пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 93780, оператор связи обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи") деятельность по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лицензирование деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который в соответствии с перечнями лицензионных условий устанавливает лицензионные условия (подпункт 1 пункта 2 статьи 29 Федеральный закон "О связи").

Как следует из материалов дела, общество является оператором связи. Указанная деятельность Обществом осуществляется на основании лицензии.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Судом установлено, что ответчик не осуществляет соответствующее ограничение информации в установленном порядке.

Необходимых и достаточных доказательств того, что Общество имеет возможность своевременно и достоверно обновлять информацию о перечне запрещенных ресурсов иным способом, в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчиком в материалы дела не предоставлено.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Возможность для соблюдения возложенных на оператора связи обязанностей у Общества имелась, однако заинтересованное лицо по делу эту возможность надлежащим образом не реализовало - в предусмотренные законом порядке и сроки, что свидетельствует о наличии вины в совершении правонарушения.

Таким образом, в действиях Общества судом усматривается состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, с учетом конкретных фактических обстоятельств рассматриваемого дела, суд пришел к выводу о возможности применения к Обществу административной ответственности, предусмотренной санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН - 7603035133, ОГРН - 1067603018174) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и наложить административное взыскание в виде предупреждения.

Предупредить ответчика - Общество с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН - 7603035133, ОГРН - 1067603018174) – о недопустимости впредь нарушения лицензионных условий и требований при оказании телематических услуг связи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Глызина А.В.