ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-18403/2021 от 16.02.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-18403/2021

16 марта 2022 года

Резолютивная часть решения оглашена  16.02.2022.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.

рассмотрев в судебном онлайн заседаниизаявление  Общества с ограниченной ответственностью «Уральская научная организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования "Профиль" (ИНН  7453308212, ОГРН  1177456026384)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  7604009440, ОГРН  1027600695154)

3-е лицо:ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)»

о   признании незаконным решения от 17.09.2021 по делу №05-03/163П-21 (76-112 РНП),

об обязании исключить сведения в отношении ООО    «Уральская научная организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования "Профиль" из реестра недобросовестных поставщиков

при участии:

от заявителя – Абдувалиев Р.А. -  по дов. от 10.01.2022

от ответчика – Савичева К.А. – по дов. от 20.09.2021

от 3-го лица – не явились

установил: 

       Общество с ограниченной ответственностью «Уральская научная организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования "Профиль" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о   признании незаконным решения от 17.09.2021 по делу №05-03/163П-21 (76-112 РНП), об обязании исключить сведения в отношении ООО «Уральская научная организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования "Профиль" из реестра недобросовестных поставщиков.

Заявитель требования поддержал, дал пояснения.

Ответчик против заявленных требований возражал, представил отзыв.

        В порядке ст.51 АПК РФ третьим лицом привлечено ГБУ ЯО «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)».

Рассмотрев материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд установил следующее.

13.09.2021 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ООО УНО ПО и ДПО «Профиль», существенно нарушившем, по мнению заказчика, условия контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, на тему: «Пожарная безопасность на предприятии» (извещение  №0371200017521000004).

Изучив представленные материалы и сведения, Инспекция пришла к следующим выводам.

Заказчиком, ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП», 24.02.2021 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0371200017521000004 вместе с документацией о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, на тему: «Пожарная безопасность на предприятии».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 100 000,00 рублей.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признаете* победителем такого аукциона.

На заседании Инспекции установлено, что согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0371200017521000004 от 09.03.2021, размещенного в единой информационной системе в этот же день, следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в данной закупке аукционная комиссия заказчика признала победителем рассматриваемого аукциона участника закупки ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» (идентификационный номер заявки № 109288175), как участника, предложившего наименьшую цену контракта, и заявка которого признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и максимальному значению цены контракта (часть 10 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

22.03.2021 между государственным бюджетным учреждением Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (Бизнес-Инкубатор)» (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью Уральская научная организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования «Профиль» (далее - Исполнитель) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, по результатам аукциона в электронной форме на основании протокола подведения итогов электронного аукциона 0371200017521000004 от 09.03.2021 заключен контракт № 3-31/2021 от 22.03.2021 на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, на тему: «Пожарная безопасность на предприятии» (далее - Контракт № 3-31/2021 от 22.03.2021).

Согласно пункту 1.1 раздела 1 Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 Исполнитель обязуется оказать услуги по организации и проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, на тему: «Пожарная безопасность на предприятии» (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью Контракта, и сдать результаты оказанных услуг Заказчику, а Заказчик обязуется принять результаты и оплатить Услуги в сроки и в порядке, установленные Контрактом.

Указанные Услуги оказываются в целях создания и развития Центра поддержки предпринимательства в рамках Региональной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области» на 2020 - 2024 годы (подпрограмма государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области».

В соответствии 1.2 раздела 1 Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 срок оказания услуг - с даты заключения контракта по «26» марта 2021 года.

Приложением № 1 к Контракту № 3-31/2021 от 22.03.2021 является техническое задание, оформленное в виде таблицы (далее - Техническое задание). В соответствии с пунктом 1.4 Технического  задания датой проведения обучающей программы является март 2021 года (1 обучающее мероприятие). Конкретная дата и время проведения обучающего мероприятия согласовывается с Заказчиком в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения контракта.

Пунктом 2.1 Технического задания установлено, что исполнитель осуществляет подготовку программы проведения обучающего мероприятия на тему «Пожарная безопасность на предприятии». Исполнитель в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения контракта предоставляет Заказчику на согласование программу обучающего мероприятия. Заказчик в течение 1 (одного) рабочего дня рассматривает и согласовывает программу обучающего мероприятия. В случае несогласования Заказчиком программы обучающего мероприятия Исполнитель в течение 1 (одного) рабочего дня должен направить Заказчику доработанную (исправленную) программу обучающего мероприятия.

Исходя из пункта 3.1 Технического задания Исполнитель выполняет работу поприглашению участников на обучающее мероприятие и обеспечивает участие представителей целевой аудитории из не менее 40 (сорока) субъектов малого и среднего предпринимательства,зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории Ярославской области (далее - субъекты МСШ, являющихся субъектом МСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 3.2 Технического задания Исполнитель обеспечивает электронную регистрацию участников обучающего мероприятия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, формирует предварительные списки участников каждого обучающего мероприятия по форме (приложение №1 к Техническому заданию; и предоставляет их на согласование Заказчику в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты проведения обучающего мероприятия в электронном виде в формате на электронную почту.

Пунктами 4.1 и 4.2 Технического задания установлено, что Исполнитель осуществляет работу по приглашению не менее 1 (одного) преподавателя и не менее 1 (одного) модератора, на обучающее мероприятие.

Исполнитель в течение 1 (одного) рабочего дня с даты заключения контракта предоставляет Заказчику резюме преподавателей и модераторов по форме (приложение №2 к Техническому заданию), а также документы, подтверждающие их соответствие требованиям п. 4.2 Технического задания.

Заказчик в течение 1 (одного) рабочего дня рассматривает и согласовывает предложенные кандидатуры преподавателей и модераторов.

В случае несогласования Заказчиком кандидатур преподавателей и модераторов Исполнитель в течение 1 (одного) рабочего дня должен направить Заказчику новые кандидатуры преподавателей и модераторов.

В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания не позднее 3 (трех) дней с даты заключения контракта и до даты проведения обучающего мероприятия Исполнитель обеспечивает анонсирование обучающего мероприятия и привлечение участников посредством продвижения информации о проведении обучающего мероприятия в 2 (двух) или более социальных сетях.

Количество постов - не менее 3-х в каждой социальной сети в разных тематических сообществах (группах).

Требования к группам в социальных сетях: тематика сообщества должна соответствовать теме обучающего мероприятия, количество подписчиков - не менее 3000 человек.

Проекты всех размещаемых материалов, перечень социальных сетей и перечень тематических сообществ согласовываются с Заказчиком. Все рекламные информационные посты в социальных сетях должны быть оформлены в соответствии с брендбуком.

Согласно пункту 5.2 Технического задания в течение 1 (одного) рабочего дня с даты согласования (дат проведения обучающего мероприятия, программы обучающего мероприятия, кандидатур преподавателей и модераторов) Исполнитель подготавливает и направляет Заказчику пресс-релиз об обучающем мероприятии, включающий вышеперечисленную  информацию.

Пунктом 11.1 Технического задания установлено, что не позднее даты, указанной в п. 1.3 Технического задания, Исполнитель предоставляет Заказчику:

- отчет об оказанных услугах (в электронном виде) и в бумажном виде, подписанный Исполнителем;

- акт о приемке оказанных услуг (в 2 экз.).

Пунктом 3.1 раздела 3 Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 цена Контракта составляет 34 500  рублей, НДС не облагается.

Согласно пункту 3.5 раздела 3 Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 оплата осуществляется Заказчиком по факту оказанных услуг в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания акта о приемке оказанных услуг (Приложение № 2 к Контракту), по счету, счету-фактуре (для плательщиков НДС) Исполнителя путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

Разделом 4 Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 установлен порядок сдачи и приемки

Услуг.

Контракт вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует по «31» марта 2021 года, а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения. Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от выполнения обязательств по Контракту и ответственности за его нарушение (пункт 10.4 раздела 10 Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021).

Как установило УФАС, из содержания представленных заказчиком документов (обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021) следует, что Исполнителем обязательства по Контракту № 3-31/2021 от 22.03.2021, в установленный таким контрактом срок не выполнены.

В связи с этим заказчиком, ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП», была инициирована процедура расторжения Контракта в одностороннем порядке.

19.08.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021, в основу которого положен факт неисполнения обязательств, предусмотренных контрактом, со стороны исполнителя, ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» (далее - решение об одностороннем отказе).

19.08.2021 заказчиком решение об одностороннем отказе направлено в адрес ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» посредством Почты России заказным письмом с заказным уведомлением (почтовый идентификатор 15004858023299), электронной почты.

19.08.20241 решение об одностороннем отказе размещено заказчиком в единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация о контрактах» (реестровая запись № 0371200017521000002).

В соответствии с отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 15004858023299 решение об одностороннем отказе доставлено ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» 27.08.2021. Данную информацию заказчик путем отслеживания корреспонденции на сайте Почты России установил 30.08.2021, что подтверждается распечаткой с сайта Почты России, соответственно, датой надлежащего уведомления ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» о принятом заказчиком решении в соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ  УФАС определило 30.08.2021.

Учитывая вышеизложенное, УФАС полагает, что исполнителю, начиная с 30.08.2021 была предоставлена возможность устранить нарушения условий по Контракту № 3-31/2021 от 22.03.2021 и предпринять действия по исполнению Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 не позднее 09.09.2021.

В указанный выше период (с 30.08.2021 по 09.09.2021) ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» (с учетом того, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 не отменено) не устранило нарушения условий по Контракту №3-31/2021 от 22.03.2021.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 вступает в силу и Контракт считается расторгнутым 10.09.2021.

На заседание Инспекции Ярославского УФАС России ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» представлены письменные пояснения с приложением копий подтверждающих документов в обоснование своей позиции по факту одностороннего отказа заказчика, ГБУ ЯО «Корпорация развития МСП», от исполнения контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 на оказание услуг по организации и проведению обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников субъектов малого и среднего предпринимательства, на тему: «Пожарная безопасность на предприятии», в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта.

В соответствии с письменными пояснениями ООО УНО ПО и ДПО «Профиль», представленными на заседание Инспекции Ярославского УФАС России, следует, что основной причиной неисполнения обязательств по Контракту № 3-31/2021 от 22.03.2021 являются обстоятельства, не зависящие от воли Исполнителя, а именно: к моменту срока начала оказания образовательных услуг целевая группа (участники обучающей программы), для которой предназначено оказание образовательных услуг, не была набрана.

Исходя из представленных Инспекции документов/писем Инспекцией Ярославского УФАС России установлено следующее.

В нарушение пунктов 1.4, 2.1, 4.1, 4.2 Технического задания информация о дате и времени начала проведения обучающей программы, программа обучающего мероприятия, резюме преподавателей и модераторов направлены исполнителем в адрес заказчика на согласование только 09.04.2021 (за рамками срока оказания услуг).

В нарушение пункта 5.1 Технического задания информация о проведении обучающей программы размещена Исполнителем только 09.04.2021 (за рамками срока оказания услуг) в 1 (одной) социальной сети («ВКонтакте»), что не соответствует требованиям технического задания: в сообществе (группе) «НМО и АККРЕДИТАЦИЯ» (с количеством подписчиков более 3000 человек) в социальной сети «ВКонтакте», в сообществе (группе) «Курсы для медработников» (с количеством подписчиков более 3000 человек) в социальной сети «ВКонтакте».

Кроме того, Исполнителем в материалы дела не представлено доказательств размещения не менее 3 постов в разных тематических сообществах (группах) с количеством подписчиков не менее 3 000 человек в каждой из социальных сетей.

Данное мероприятие, назначенное на 13.04.2021, не состоялось по причине того, что к моменту срока начала оказания образовательных услуг целевая группа (участники обучающей программы), для которой предназначено оказание образовательных услуг, не была набрана.

В последующем информация о проведении обучающей программы размещена Исполнителем 28.04.2021 в 2 (двух) социальных сетях («ВКонтакте» и «Instagram»): в сообществе (группе) «Курсы для медработников» (с количеством подписчиков более 3000 человек) в социальной сети «ВКонтакте» и сообществе (с количеством подписчиков менее 3000 человек) в социальной сети «Instagram».

Вместе с тем, Исполнителем в материалы дела не представлены доказательстве размещения не менее 3 постов в разных тематических сообществах (группах) с количеством подписчиков не менее 3 000 человек в каждой из социальных сетей.

Данное мероприятие, назначенное на 30.04.2021, не состоялось по причине того, что
к моменту срока начала оказания образовательных услуг целевая группа (участники
обучающей программы), для которой предназначено оказание образовательных услуг, не
была набрана.
^

В последующем информация о проведении обучающей программы размещена Исполнителем в соответствии с представленными в материалы дела скриншотами 04.05.2021 в 2 (двух) социальных сетях («ВКонтакте» и «Instagram»): в сообществе (группе) «Курсы для медработников! Юнекомс - НПЦ ДПО» (с количеством подписчиков более 3000 человек) в социальной сети «ВКонтакте» и сообществе (группе) «unecoms.main» (с количеством подписчиков менее 3000 человек) в социальной сети «Instagram». Однако Инспекция Ярославского УФАС России критически отнеслась к представленным материалам, поскольку путем анализа информации, размещенной в данных сообществах (группах), Инспекцией Ярославского УФАС России не обнаружено постов с информацией о проведении обучающей программы, назначенной на 11.05.2021. Кроме того, Исполнителем в материалы дела не представлены доказательства размещения не менее 3 постов в разных тематических сообществах (группах) с количеством подписчиков не менее 3000 человек в каждой из социальных сетей.

Данное мероприятие по представленной в материалы дела информации состоялось
11.05.2021; участие в мероприятии приняли 4 участника, что не соответствует требованиям
технического задания (не менее 40 (сорока) субъектов малого и среднего
предпринимательства).
_,

Таким образом, УФАС установило, что в соответствии с условиями Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021 Исполнителем не размещено нужное количество постов в разных тематических сообществах (группах) с количеством подписчиков не менее 3 000 человек в каждой из социальных сетей, то есть Исполнителем ненадлежащим образом произведено анонсирование обучающей программы, от которого зависит как раз набор участников обучающей программы, на который ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» ссылается как на обстоятельства, не зависящие от воли Исполнителя.

26.08.2021 заказчик получил от Исполнителя отчетные документы.

26.08.2021 заказчик письмом исх. № 602.1/21 сообщил Исполнителю об отказе от приемки услуг по Контракту № 3-31/2021 от 22.03.2021, в связи с выявленными недостатками (отчетные документы представлены не по форме, указанной в приложении № 2 к Контракту; не соответствует продолжительность обучающего мероприятия требованиям Технического задания; количество участников обучающего мероприятия не соответствует требованиям Технического задания; не надлежащим образом проведено анонсирование обучающей программы и др.).

Исполнитель в ответ на указанное письмо заказчика сообщил, что несмотря на
указанные заказчиком недостатки, обучающее мероприятие было проведено и документы
слушателям были направлены.
»

Вместе с тем, на дату расторжения контракта (10.09.2021), на дату проведения заседания Инспекции Ярославского УФАС России (17.09.2021) в материалы дела не представлены доказательства исполнения обязательств со стороны исполнителя в полном объеме.

Соответственно  Инспекцией установлено, что ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» не исполнило принятые на себя обязательства по оказанию услуг, на которые непосредственно рассчитывал заказчик при заключении контракта: ни в срок определенный контрактом (до 26.03.2021), ни в срок, представленный заказчиком до даты принятия решения об одностороннем отказе (до 19.08.2021), ни в срок, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ для устранения нарушений являющихся основанием для расторжения контракта (до 09.09.2021).

В то же время, объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания услуг, предусмотренных условиями Контракта № 3-31/2021 от 22.03.2021, ООО УНО ПО и ДПО «Профиль» не представлено, при этом, как считает Инспекция и это согласуется непосредственно с целью закупки, организация, подавая заявку на участие в рассматриваемом аукционе, должна была определить (оценить) имеется ли у нее возможность оказать услуги, необходимые заказчику, в связи с чем, представляется возможным полагать, что организация не проявила той степени заботливости осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств.

Ярославское УФАС России считает, что ООО УНО ПО и ДПО «Профиль», зная о спецификации определенных заказчиком услуг и тем не менее принимая на себя обязательства по оказанию данных услуг 03.03.2021 (дата подачи заявки на участие в электронном аукционе), а также понимая, что срок оказания услуг ограничен и прогнозируя риски наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе и в виде возможного включения сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков, могла и должна была соблюсти все предусмотренные условия контракта и предпринять со своей стороны все необходимые действия для оказания предусмотренных Контрактом № 3-31/2021 от 22.03.2021 услуг.

С учетом изложенного, лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям последнего, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки; при этом такими ^jrдействиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.

УАС обратило внимание и на важность закупки, которая  проводилась заказчиком в целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в рамках Региональной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области» на 2020 - 2024 годы (подпрограмма государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области».

Решением от 17.09.2021 УФАС по Ярославской области  по делу №05-03/163 включило ООО УНО ПОиДПО «Профиль» в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

Не согласившись с решением УФАС, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением. В заявлении доводы приведены аналогичные тем, что изложены при рассмотрении дела в УФАС.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

            Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе и п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 №1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляет ФАС России. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе). Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

          Как установлено судом, Контракт не исполнен.

Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона №44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ).

            Исходя из положений ч. 6 ст. 104 Закона №44-ФЗ в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона №44-ФЗ, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. После чего в  течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и указанной информации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает соответствующую информацию, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (ч. 7 ст. 104 Закона №44-ФЗ).

            Согласно позиции Конституционного суда РФ сами по себе часть 7 статьи 104 Закона №44-ФЗ направлены - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае  ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и о непринятии заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.)

Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).

            В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Таким образом, для целей применения положений ст. 104 Закона №44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.

Из представленных доказательств суд не установил достаточности примененных исполнительных мер. Обучение даже в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки может быть проведено.

УФАС мотивированно и полно дал оценку действиям исполнителя.

Приведенные административным органом доводы суд считает обоснованными.

При разрешении вопроса о существенности допущенных исполнителем нарушений суд основывается на том, что как дата истечения срока выполнения работ, так и на дату расторжения контракта заказчик в значительной степени был лишен того, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта.

 При таких обстоятельствах суд полагает правомерным вывод Ярославского УФАС России  о необходимости  включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков, поэтому оспариваемое решение является законным, а заявление Общества не подлежит удовлетворению.

            При обращении в суд по платежным  поручениям  заявитель перечислил в доход федерального бюджета 3 000  руб. государственной пошлины,

С учётом положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и результатов рассмотрения настоящего спора расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

С.Е. Секерина