150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль
Дело № А82-18434/2020
06 марта 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2022 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коуровой Я.С., помощником судьи Чудайкиной О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Арагон" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуре, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Управление муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области, Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
о признании незаконным решения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры № 61 от 17.09.2020;
о признании незаконным представления Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры № 02-03-2020 от 02.10.2020;
при участии:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 14.10.2020;
от ответчиков – ФИО2, представитель по доверенности от 02.07.2021;
от отретьих лиц – не явились;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арагон" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуре, Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре о признании незаконным решения Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры № 61 от 17.09.2020; о признании незаконным представления Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры № 02-03-2020 от 02.10.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района Ярославской области, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ярославской области и Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Определением арбитражного суда от 12.04.2021 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебных актов Первомайского районного суда Ярославской области по делам №№ 12-12/2021, 12-11/2021, 12-10/2021, а также решения указанного суда от 03.02.2021 в отношении заявителя (предмет спора – постановление о привлечении к административной ответственности по статье 7.1. КоАП РФ).
Определением от 02.11.2021 производство по делу возобновлено.
Судебное заседание проведено с перерывами с25.01.2022 по 31.01.2022, с 31.01.2022 по 07.02.2022.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы заявления и дополнительных письменных пояснений, представленных ранее.
Представитель прокуратуры требования не признал, поддержал доводы, изложенные в оспариваемом представлении и ранее представленном отзыве.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «Арагон» осуществляет лесопользование на основании договора аренды лесного участка №87 от 24.09.2009, предметом которого является находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 18659.0 га, местоположение: Ярославская область, Даниловский район, ГУ ЯО «Даниловское лесничество». Ивановское участковое лесничество, кварталы №1-41, 43-59. 201-231, 233-255. кадастровый номер 76:05:000000:0002.
Заготовка древесины в квартале 249. лесотаксационных выделах 4. 5, 6. 15. 16. осуществляется ООО «Арагон» в соответствии с лесной декларацией от 27.02.2020 №105, утвержденной департаментом лесного хозяйства Ярославской области от 06.03.2020 №02-25-105/421 «О соответствии лесной декларации» сроком действия с 09.03.2020 по 08.03.2021.
Заготовка древесины в квартале 231 Ивановского участкового лесничества ГУ ЯО «Даниловское лесничество», лесотаксационных выделов 15. 16, на площади 8. 9 га осуществляется ООО «Арагон» на основании декларации №73 от 25.06.2020 сроком действия с 06.07.2020 по 22.02.2021.
17 сентября 2020 года Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой принято решение № 61 о проведении проверки в отношении ООО «Арагон» на предмет исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды, с привлечением специалистов Департамента лесного хозяйства ЯО, ГКУ ЯО «Даниловское лесничество», Департамента Рослесхоза по ЦФО, Верхнее-Волского межрегионального управления Росприроднадзора, филиала ФГУП «ЦЛАТИ по ЦФО» по Ярославской области, Департамента охраны окружающей среди и природопользования Ярославской области, Управления Россельхознадзора по Ярославской области.
По результатам проверки 17.09.2020 составлен Акт обследования, на основании которого заявителю 02.10.2020 выдано Представление № 02-03-2020 об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
В результате проверки установлено следующее.
1. Согласно акту комиссионного обследования Волжской межрегионачьной природоохранной прокуратуры от 17.09.2020. проведенного с привлечением специалистов, в ходе обследования квартала 249 Ивановского участкового лесничества ГУ ЯО «Даниловское лесничество», территории лесотаксационного выдела 4, обнаружена дорога, ведущая по лесному прогалу от автодороги Бокарево-Соркино к месту заготовки древесины ООО «Арагон» (выделы 4. 5. 6), длиной 168 м., шириной от 4,1 м. до 11 м.. имеются следы тяжелой техники, глубокие колеи высотой до 46 см. и выше, что свидетельствует об уничтожении верхнего плодородного слоя почвы. В нарушение требований законодательства вышеуказанный участок леса использовался ООО «Арагон» в качестве дороги, тогда как по материалам лесоустройства и проекта освоения лесов на данном участке дорога не значится.
2. На всем протяжении данный лесной участок, используемый в качестве дороги, засорен остатками древесной растительности и горбылем. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 горбыль из натуральной чистой древесины (код 3 05 220 01 21 5) относится к отходам V класса опасности.
3. На лесосеке (выдел 4 квартал 249 Ивановского участкового лесничества ГУ ЯО «Даниловское лесничество») выявлены локальные участки, имеющие загрязнение в виде радужной пленки, характерные для загрязнений нефтепродуктами. В соответствии с заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 29.09.2020 по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний объединенных проб почвы в месте предположительного загрязнения нефтепродуктами установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам в исследуемых пробах почвы в сравнении с условно чистой пробой (проба №221/3-ГЗ - превышение в 35 раз. проба №223,3-ГЗ - в 2,2 раза).
4. На территории квартала 231 Ивановского участкового лесничества ГУ ЯО «Даниловское лесничество», лесотаксационных выделов 15. 16. вывозка древесины осуществляется по накатанной дороге (лесному проезду), проходящей по лесным землям на протяженности 275 м. Полотно дороги повреждено, имеет глубокие колеи, следы тяжелой техники. Данная дорога отсутствует в документах лесного планирования и проекте освоения лесов.
5. Установлен факт самовольного использования ООО «Арагон» части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:05:000000:217 площадью 1.2 га. Установлено, что подъезд к месту заготовки древесины осуществляется ООО «Арагон» по прилегающим к лесному фонду землям сельскохозяйственного назначения от автодороги д. Есиплево — д. Каргювское, вблизи д. Бабаево, к северу от д. Есиплево. относящимся к кадастровому кварталу 76:05:23702, а также лесному прогалу.
На землях сельскохозяйственного значения к месту заготовки древесины по лесному прогалу ООО «Арагон» накатана дорога, имеющая глубокие колеи, следы тяжелой техники. Накатанная по землям сельскохозяйственного назначения дорога имеет следы тяжелой техники, глубокие колеи, местами высотой более 70 см. Кроме того, на указанном участке сельскохозяйственного назначения в кадастровом квартале 76:05:23702 ООО «Арагон» установлен вагончик-бытовка охранника, 2 трактора - трелевочника ТДТ 55 и прицеп.
В полосе отвода автодороги д. Есиплено — д. Карповское вблизи д. Бабаево. к северу от д. Есиплево ООО «Арагон» осуществляется складирование древесины. Площадь, занятая под складирование бревен слева от дороги составила 712 кв. м. справа от дороги — 96 кв. м. Общая площадь самовольно занятых сельхозземель (под складирование древесины, стоянку спецтехники, место размещения вагончика и накатанную дорогу) составила 1.2 га.
Согласно информации Управления муниципальным имуществом Администрации Даниловского муниципального района от 22.09.2020 № 455. земельные участки в кадастровом квартале 76:05:23702 согласно прилагаемой к запросу схеме, находятся в границах земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:217.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости данный земельный участок принадлежит на праве собственности физическому лицу ФИО3 (запись № 76-76/023-76/001 /023/2015-1217/2 от 14.12.2015), ограничения и обременения, в том числе, договоры аренды, в ЕГРН не зарегистрированы. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, ООО «Арагон» осуществляет пользование частью земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:05:000000:217 площадью 1,2 га, расположенным в кадастровом квартале 76:05:23702, между автодорогой д. Есиплево — д. Карповское и выделами 15, 16 квартала 231 Ивановского участкового лесничества ГКУ ЯО «Даниловское лесничество», а также в полосе отвода на противоположной стороне от дороги, в целях проезда спецтехники к арендуемому лесному участку, размещения вагончика-бытовки, стоянки спецтехники, складирования древесины, не имея предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.
6. Проверкой установлены нарушения требований пожарной безопасности в лесах.В ходе осмотра лесосеки (квартал 249 Ивановского участкового лесничества ГУ ЯО «Даниловское лесничество», территории лесотаксационные выделы 4. 5. 6) установлено, что заготовка древесины не ведется, порубочные остатки складированы в кучи и валы, ширина некоторых из них превышает 3 м., в отдельных местах кучи и валы расположены на расстоянии 10 м. от стенки леса.
Таким образом, в нарушение указанных требований закона ООО «Арагон» по состоянию на 01.10.2020 осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с заготовкой древесины, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, при невыполнении требований лесного законодательства (Правил санитарной безопасности в лесах. Правил пожарной безопасности в лесах. Правил при заготовке древесины), а также земельного законодательства (самовольное занятие земельного участка, пользование земельным участком без правоустанавливающих документов).
7. Обследованные лесные участки, использованные Обществом в для заготовки древесины, в границах кварталов 231 и 249 являются средой обитания следующих объектов животного мира (охотничьих ресурсов): кабан, лось, медведь бурый, лисица, енотовидная собака, барсук, куница лесная, горностай, белки, рябчик, тетерев, хорь, рысь, заяц-русак, заяц-беляк, используемые для подъезда к месту заготовки земли сельскохозяйственного назначения - кабан, лось, лисица, енотовидная собака, тетерев, хорь, заяц-русак, заяц-беляк. Осмотром территории установлено, что на указанных участках местности имеются признаки нарушения среды обитания объектов животного мира.
При этом проектом освоения лесов (положительное заключение государственной экспертизы №160 от 14.02.2019), в соответствии с которым ООО «Арагон» осуществляет деятельность по заготовке древесины, мероприятия по охране объектов животного мира не предусмотрены.
8. Обществом не в полной мере организована работа по противодействию коррупционным правонарушениям. Проверкой установлено, что ООО «Арагон» не организована работа по профилактике коррупционных нарушений.
Обществу предложено рассмотреть данное представление с участием представителя Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры, принять меры, направленные на устранение нарушений закона, причин и условии им
способствующих. При наличии оснований в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности сотрудников ООО «Арагон», по вине которых возникли выявленные нарушения федерального законодательства, копию приказа направить в прокуратуру.
Заявитель оспаривает данное Представление, приводя следующие доводы:
1.Заявитель полагает, что проверка в отношении Общества как субъекта малого и среднего предпринимательства проведена в нарушение части 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
2.Представление, по мнению заявителя, не содержит четкой формулировки нарушений и указания на конкретные действия, которые должно совершить Общество для устранения предполагаемых нарушении.
3.Заявитель, указывает, что лесные участки, предоставленные ООО «Арагон» на основании договора аренды, находятся внутри лесного массива. Для проезда к месту заготовки древесины действующее законодательство не запрещает использовать ранее существующие лесные прогалы или лесные проезды. Ссылка на отсутствие документов на декларирование или проектирование указанных дорог необоснованна, поскольку проект освоения лесов и лесная декларация составляются в отношении участков, переданных в аренду. Лесные участки, примыкающие к арендованным, в лесной декларации не отражаются. Документы, содержащие информацию о планировке участков, примыкающих к арендованным, исходя из акта проверки, не запрашивались, в материалах проверки отсутствуют. Лесные прогалы, использованные в целях подъезда к арендованным лесным участкам, существовали и ранее, что подтверждается материалами аэросьемки участков, размещенными в общедоступных источниках.
4.Заявитель указывает, что в соответствии с разделом 4 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367 "Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ. Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки", по окончании рубок производятся заключительные лесосечные работы. Они включают в себя как очистку и доочистку мест рубок, так и приведение в состояние, пригодное для использования по назначению, лесных дорог, имевшихся до осуществления лесосечных работ и приведение в надлежащее состояние нарушенных мостов, просек, водотоков, ручьев, рек. На момент осмотра лесных участков они находились в разработке. Согласно лесной декларации, срок разработки определен до 18.03.20201 года. Очистка лесных участков от порубочных остатков и окончательная уборка мест рубки производится по окончании заготовки, выполнение этих работ не предусмотрено в процессе заготовки. Это означает, что нахождение как на лесных участках, так и на подъездах к ним, порубочных остатков, а также изменение объектов, имеющихся на лесном участке, до окончания заготовки не является нарушением.
Также заявитель полагает, что в части законности использования примыкающих лесных участков в качестве проезда к месту заготовки представление вынесено неуполномоченным лицом. Собственником лесных земель является Департамент лесного хозяйства. Указанный государственный орган является самостоятельным юридическим лицом и вправе самостоятельно предъявлять требования в защиту своего имущества.
5.Заявитель отрицает факт использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 76:05:000000:217, собственником которого, согласно тексту Представления. является ФИО3, считает данный факт недоказанным материалами дела, при этом ссылается на решение Первомайского районного суда Ярославской области от 03.02.2021, которым постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.1. КоАП РФ отменено в связи с недоказанностью события административного правонарушения.
6. Заявитель не согласен с выводами Прокуратуры о нарушении правил пожарной безопасности в лесах, которое выразилось в складировании порубочных остатков в кучи и валы, ширина которых превышает 3 метра, в отдельных местах кучи и валы расположены на расстоянии 10 м. от стенки леса. Заявитель указывает, что согласно пункту 6 Приказа Минприроды России от 27.06.2016 N 367, лесосечные работы осуществляются в следующей последовательности: подготовительные, основные, заключительные. Очистка и доочистка мест рубок, приведение в первоначальное состояние лесных объектов относятся к заключительным лесосечным работам. Отраженная в акте информация о том, что на лесосеке не ведутся работы, не соответствует действительности. На момент осмотра разработка лесосеки не завершена, очистка и доочистка не выполнены. В связи с этим требования о выполнении заключительных лесосечных работ заявлены преждевременно. Кроме того, из текста представления неясно, в чем заключается нарушение. В акте отсутствует подтверждение замеров расстояния от валов порубочных остатков до стены леса.
Также заявитель полагает, что проверка соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах осуществляется в рамках государственного лесного надзора, а органы прокуратуры не вправе выдавать предписания в указанной части.
7.По мнению заявителя, Акт осмотра лесных участков, составленный в рамках проведения проверки, не содержит информации о фактах нарушения среды обитания животного мира. Представление также не содержит описания таких нарушений, места их локализации, способов устранения. Заявитель считает, что в указанной части представление неконкретизированным и неисполнимым.
8. Не согласен заявитель и с содержащимся в Представлении выводом о томс, что предприятием не в полной мере организована работа по противодействию коррупционным правонарушениям, указывает при этом, что в решении о проведении проверки от 17.09.2020 указано, что предметом проверки является соблюдение законодательства об охране окружающей среды. Пунктом 2.3 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" определены полномочия природоохранных прокуроров. Федеральный закон «О противодействии коррупции» не относится к законодательству об охране окружающей среды, проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции пунктом 1 возложена на прокуроров субъектов РФ. В указанной части представление вынесено неуполномоченным лицом. Кроме того, документы, о принятии Обществом мер по предупреждению коррупции у проверяемого лица не истребовались, проверяющими не изучались.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Закона о прокуратуре).
Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 указанного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона, которое является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Пунктами 2.3.,4 приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации предписано осуществлять, среди прочего:
- надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
- надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, расположенными на территории, на которую распространяется компетенция соответствующей природоохранной прокуратуры (на правах прокуратуры субъекта Российской Федерации), а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
- надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции природоохранными территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти (за исключением центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти), природоохранными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им учреждениями и организациями;
Пунктом 1 постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен перечень проверок в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
При этом указанное постановление издано в соответствии с частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 упомянутого закона его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
Таким образом, к полномочиям природоохранной прокуратуры относится надзор за соблюдением природоохранного законодательства, в том числе надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, при этом на проверки, проводимые прокуратурой, не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Из материалов дела следует, что 17.09.2020 Волжской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в отношении ООО «Арагон», предметом которой являлось исполнение законодательства в сфере охраны окружающей среды.
К участию в проверке привлечены уполномоченные органы – третьи лица по настоящему делу.
Проверкой выявлены перечисленные выше факты нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Согласно положениям статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.
При использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
На основании пункта 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
При заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки на смежных с ними 50-метровых полосах, уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.
В соответствии с пунктом 3 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды и природопользования» от 10.01.2002 №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Из материалов дела следует, что совместным актом осмотра, составленным в ходе проводимой прокуратурой проверки, зафиксированы факты использования Обществом смежных участков лесного фонда в целях проезда тяжелой техники, следствием чего явились нарушение (уничтожение) верхнего почвенного слоя, загрязнение участков лесного фонда отходами лесозаготовительной деятельности, а также нефтепродуктами.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должная соблюдаться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Статья 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Требование распространяется на организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Предупреждение коррупции - это деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Согласно ст. 13.3 упомянутого Закона меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за
профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами:
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных
на обеспечение добросовестной работы организации;
4)принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5)предотвращение и урегулирование конфликта интересов:
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования
поддельных документов.
Кроме того, Министерством труда разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, которые подлежат использованию организациями при разработке конкретных антикоррупционных мероприятий.
Из письменных пояснений генерального директора ООО «Арагон» от 18.09.2020, данных входе проверки, следует, что Общество действительно ведет заготовку древесины в указанном районе, использует имеющиеся лесные прогалы для проезда техники. Работы по лесозаготовке начаты в марте 2020 года, при этом, как указал генеральный директор в своих пояснениях, на момент начала работ на участках имелась только травянистая растительность и мелкий кустарник. Работы закончены в конце июле 2020 года, на осень планировались работы по лесовосстановлению. При этом во время проведения работ на прогалах образовывалась глубокая колея, которая заваливалась горбылем работниками Общества. Очистить прогалы от горбыля и выровнять почву Общество планировало осенью 202-весной 2021 года.
Указано в пояснениях генерального директора Обещства и на то. что никакие антикоррупционные меры в Обществе не разрабатывались.
Согласно справке Департамента лесного хозяйства ЯО от 11.09.2020 № 333 в месте производства Обществом работ при проведении рейдовых проверок в июне-июле 2020 года работы по лесозаготовке не проводились, на землях лесного фонда накатаны колеи от 30 до 70 см.
В соответствии с заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» от 29.09.2020 по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний объединенных проб почвы в месте предположительного загрязнения нефтепродуктами установлено наличие превышения концентраций по нефтепродуктам в исследуемых пробах почвы в сравнении с условно чистой пробой.
В соответствии с п. 1 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417 (далее - Правила), настоящие правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с пп. «б» п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания. сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Как уже указано выше, в ходе осмотра лесосеки (квартал 249 Ивановского участкового лесничества ГУ ЯО «Даниловское лесничество», территории лесотаксационные выделы 4. 5. 6) установлено, что заготовка древесины не ведется, порубочные остатки складированы в кучи и валы, ширина некоторых из них превышает 3 м., в отдельных местах кучи и валы расположены на расстоянии 10 м. от стенки леса.
Таким образом, совокупностью представленных доказательств, в том числе пояснениями генерального директора Общества, подтверждаются выводы прокуратуры о нарушении Обществом требований природоохранного, противопожарного и антикоррупционного законодательства.
Доводы заявителя о том, что на момент проверки работы по лесозаготовке не были закончены, в связи с чем выводы о допущенных нарушениях являются преждевременными, отклоняется судом, поскольку, как следует из приведенных вывшее документов, на момент проведения проверки (17.09.2020) работы на участках Обществом не проводились.
Суд не принимает довод заявителя о неконкретности содержащихся в оспариваемом Представлении требований.
Согласно положениям статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление прокуратуры не является предписанием о совершении конкретных действий.
В рассматриваемом случае Обществу предписано принять меры к устранению и недопущению в будущем выявленных нарушений природоохранного законодательства, а также предложено рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, что не ограничивает права заявителя как работодателя.
При этом в судебном заседании представители заявителя и ответчика пояснили, что решением Первомайского районного суда от 03.02.2021 производство по делу об административном правонарушении в связи с самовольным занятием Обществом земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:217 из земель сельскохозяйственного назначения прекращено в связи с недоказанностью совершения правонарушения.
Решением Ярославского областного суда от 14.04.2021 указанное решение суда оставлено без изменения, а протест Ярославской межрайонной прокуратуры – без удовлетворения.
В силу пункта 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, суд учитывает, что в материалы дела не представлено достаточных доказательств использования именно Обществом земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:217.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично и признает недействительным представление Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры № 02-03-2020 от 02.10.2020 в части установления факта использования земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:217 без оформления правоустанавливающих документов на землю.
Уплаченная заявителем госпошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным представление Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры № 02-03-2020 от 02.10.2020 в части установления факта использования земельного участка с кадастровым номером 76:05:000000:217 без оформления правоустанавливающих документов на землю.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Арагон" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000,00 рублей в возмещение расходов на оплату госпошлины. Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья Марусин В.А.