ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-18489/20 от 16.03.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-18489/2020

16 марта 2021 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Общества с ограниченной ответственностью «Суворовское» (ИНН 7621009506, ОГРН 1127627000511)

к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН 7604016214, ОГРН 1027600691469)

3-и лица: Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района

о признании приказа от 14.09.2020 №152 недействительным 

при участии:

от заявителя – Пестерев Д.И. – по дов. от 01.07.2020

от ответчика – Ярунова Н.Т. – по дов. от 29.12.2020

от 3-х лиц – не явились

установил: 

Общество с ограниченной ответственностью «Суворовское» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о признании недействительным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области № 152 от 14.09.2020 о приостановлении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЯРО 00074 ТЭ.

Заявитель требования поддержал.

Ответчик возражал против требований по доводам отзыва.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Некрасовского муниципального района Ярославской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Некрасовского муниципального района.

От третьих лиц поступили отзывы на заявление, третьи лица заявили ходатайства  о рассмотрении дела в отсутствие представителей (ходатайство удовлетворено).

Суд установил следующее.

22.06.2012 Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области  Обществу с ограниченной ответственностью «Суворовское» была выдана лицензия ЯРО 00074 ТЭ на пользование недрами (далее - лицензия). Согласно Условий пользования недрами, являющимися приложением №1 к лицензии, недропользователю предоставлено право на геологическое изучение, разведку и добычу на месторождении песка Суворовское. Участок недр имеет статус горного отвода и расположен в 3 км к юго-востоку от райцентра п. Некрасовское, в 45 км от центра г. Ярославль, Некрасовский МР, Ярославская область. Дата окончания действия лицензии -  01.04.2025.

В соответствии с рабочим проектом разработки и рекультивации месторождения песка «Суворовское» в Некрасовском муниципальном районе Ярославской области от 25.09.2012, рекультивация выработанного пространства планируется после выемки балансовых запасов песка месторождения под водоем для водопоя и рыборазведения.

Срок отработки балансовых запасов месторождения  составляет 36 лет.

Приказом департамента № 152 от 14.09.2020 предоставленное ООО «Суворовское» по лицензии ЯРО 00074 ТЭ право пользования недрами приостановлено сроком на шесть месяцев, со ссылкой на с нарушение Обществом существенных условий лицензии в части несоблюдения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 7.1 Условий пользования недрами к лицензии ЯРО 00074 ТЭ).

На период приостановления права пользования недрами Обществу запрещено осуществление горных и связанных с ними вспомогательных работ, за исключением работ по консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 Условий пользования недрами недропользователь обязан соблюдать требования законов Российской Федерации и Ярославской области при пользовании недрами, обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих условия по безопасному ведению работ и охране недр.

По мнению заявителя, ссылка в приказе на нарушение пункта 7.1 условий является необоснованной, так как указанные положения не содержат конкретной обязанности истца, которая, по мнению, заинтересованного лица не была исполнена.

В материалы дела представлена выписка на земельный участок с КН 76:09:112901:1168, где зарегистрировано право собственности заявителя с 02.12.2019.

Общество ссылается на вступившее в законную силу решение Некрасовского районного суда Ярославской области №2-7/13 от 15.01.2013, которым в удовлетворении исковых требований  Ярославского межрайонного природоохранного прокурора к заявителю о приостановлении добычи полезных ископаемых было отказано.

Заявитель указал, что согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.  В соответствии с п. 11 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.  Классификатор видов разрешенного использования земельных участков был утвержден Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 04.02.2019) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995), то есть после получения лицензии - 22.06.2012, а, следовательно, полагает заявитель, он имеет право осуществлять добычу полезных ископаемых на земле сельхозназначения в силу п. 11 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Указанное явилось основанием для обращения Общества в суд с рассматриваемым заявлением.

Определением суда от 10.11.2020 по заявлению Общества  приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказаДепартамента имущественных и земельных отношений Ярославской области «О приостановлении права пользования участком недр местного значения по лицензии ЯРО 00074 ТЭ» № 152 от 14.09.2020 до вступления в законную силу судебного акта, которым закончится рассмотрение настоящего дела по существу.

По мнению ответчика, использование земельного участка для добычи недр возможно в случае перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, что допускается пунктом 9 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ). Согласно пункту 8 статьи 7 указанного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Правовая позиция ответчика сводится к тому, что наличие утвержденных проекта (в том числе проекта рекультивации) и плана горных работ не является основанием для исключения обязанности недропользователя по переводу земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую проведение работ, связанных с пользованием недрами.  Частью 7 статьи 21 Закона о недрах предусмотрено, что в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

Третьи лица в отзывах сообщили следующее.

13 декабря 2019 года Общество с ограниченной ответственностью «Суворовское» обратилось в Администрацию Некрасовского муниципального района с заявлением по вопросу внесения изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское и установлении (изменении) зоны промышленности для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168 для дальнейшего перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию «земли промышленности».

В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, моменту перевода земельного участка из одной категории в другую предшествует внесение изменений в генеральный план сельского поселения в части функционального зонирования, указанная деятельность осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.

11 февраля 2020 года состоялись публичные слушания, на которых был рассмотрен вопрос об установлении функциональной зоны «зона специального назначения» для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168, поскольку в действовавшей редакции генерального плана земельный участок был отнесен к зоне сельскохозяйственного производства (СХ-1).

По результатам публичных слушаний было принято решение о подготовке проекта по внесению изменений в Генеральный план сельского поселения Некрасовское в части внесения изменений в Карту границ функциональных зон, в том числе для земельного участка с кадастровым номером 76:09:112901:1168, что подтверждается протоколом проведения публичных слушаний от 11.02.2020 года, а также заключением о результатах публичных слушаний от 11.02.2020 года.

Согласно статье 9 Правил землепользования и застройки сельского поселения
Некрасовское, утвержденных Решением Думы Некрасовского муниципального района от  29.08.2019 года № 431, внесение изменений в ПЗЗ осуществляется Думой Некрасовского района. В настоящее время уполномоченным органом ведется работа по подготовке картографических материалов для вынесения на заседание Думы Некрасовского района, а также разработке проекта решения Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки СП Некрасовское.

Вопрос о возможности удовлетворения требований, предъявленных Обществом с ограниченной ответственностью «Суворовское»,  третьи лица оставили на усмотрение суда.

Оценив доводы сторон, суд пришел к следующему.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах).

В силу статьи 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).

Установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях (пункт 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (абзац 1).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (абзац 3).

Содержание лицензии на право пользования недрами регламентировано в статье 12 Закона о недрах. В названной норме, среди прочего, указано, что лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.

Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В силу статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае, в том числе нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

В соответствии с пунктом 7.1 раздела 7 Условий пользования недрами недропользователь обязан соблюдать требования законов Российской Федерации и Ярославской области при пользовании недрами, обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих условия по безопасному ведению работ и охране недр.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В пункте 1 статьи 78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно -исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ).

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).

Из вышеприведенных норм следует, что земли сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для добычи полезных ископаемых, но могут быть переведены в другую категорию в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Из материалов дела следует, что Общество с 2012 года  осуществляет добычу песка на земельном участке с КН 76:09:112901:1168 по адресув 3 км к юго-востоку от райцентра п. Некрасовское, в 45 км от центра г. Ярославль, Некрасовский МР, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, сформированного и поставленного на кадастровый учет  с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (указанное отражено в ЕГРН).

По мнению суда, с учетом вышеизложенного нормативного регулирования такое использование земельного участка  противоречит пункту 1 статьи 78 ЗК РФ, пункту 8 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ и является нарушением пункта 7.1 раздела 7 Условий пользования недрами.

Доводы заявителя о добыче песка с плавучих земснарядов и формировании пруда для рыбы не свидетельствуют о необоснованности  доводов Департамента. Правила проведения рекультивации и консервации земель регламентированы
постановлением       Правительства          Российской   Федерации от 10.07.2018 № 800. Строительству рыбонагульного пруда предшествуют работы, связанные с пользованием недрами в соответствии с лицензией на пользование недрами. В данном случае рабочим проектом разработки и рекультивации месторождения песка предусмотрено, что рекультивация выработанного пространства планируется  после выемки балансовых запасов песка под водоем.  Срок отработки балансовых запасов месторождения при производительности  карьера 300,0 тыс. м3 в год составляет 36 лет. При этом из представленных Департаментом уведомлений о нарушении условий лицензии, установленный проектом уровень добычи Обществом не достигнут, фактическая добыча в период 2016-2019гг. значительно  меньше. Таким образом, рекультивация выработанного пространства под водоем и рыборазведение будет происходить через значительное время. Общество не занимается рыборазведением как видом деятельности на землях сельхозназначения. Формирование пруда происходит попутно, вследствие добычи песка. А использование земельного участка в целях добычи полезного ископаемого в это время будет производиться на землях, предназначенных для сельскохозяйственного использования, что является нарушением.

Утверждение  Классификатора видов разрешенного использования земельных участков  после получения лицензии принципиального значения не имеет.

Ссылка заявителя на результаты рассмотрения дела №2-7/13 от 15.01.2013  судом общей юрисдикции  отклоняется в связи со следующим.

В системе действующего правового регулирования предусмотренное частью 2 статьи 69 АПК РФ основание освобождения от доказывания во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 64 и части 4 статьи 170 АПК РФ означает, что только фактические обстоятельства (факты), установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года N 407-О, от 16 июля 2013 года N 1201-О, от 24 октября 2013 года N 1642-О и др.). Именно такое толкование и применение нормы находит отражение в судебной практике, последовательно придерживающейся того, что часть 2 статьи 69 АПК РФ освобождает от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключает их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора  (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 2045/04, от 31 января 2006 года N 11297/05 и от 25 июля 2011 года N 3318/11). Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ для суда, рассматривающего дело, преюдициальное значение имеют только обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда. Вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют (Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2016 по делу N 305-ЭС15-16362, №А40-152245/2014). Правовые выводы не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, не требующих доказывания (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 №3318/11).

Применительно к рассматриваемому спору суд отмечает, что Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 24.12.2013 № 2153-0, указал, что Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункты 2 и 8 пункта 1 статьи 1).

Таким образом, наличие утвержденных проекта (в том числе проекта рекультивации) и плана горных работ не является основанием для исключения обязанности недропользователя по переводу земель сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую проведение работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 20 Закона № 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Вместе с тем, частью 7 статьи 21 Закона о недрах предусмотрено, что в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.

Как видно из пояснений третьих лиц, принимаются меры к переводу с/х земли в иную категорию.

В силу пункта 3 статьи 5 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

Учитывая изложенное, по мнению суда, эксплуатация месторождения без перевода земель из категории земель для сельскохозяйственного назначения в иную категорию, допускающей добычу полезных ископаемых, невозможна.

В результате рассмотрения спора суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют предусмотренные частью 3 статьи 201 АПК РФ основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку оспариваемое решение соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества.

В связи с изложенным в удовлетворении заявленных требований суд отказывает. Уплаченная госпошлина остается на стороне заявителя по ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://kad.arbitr.ru (ч.1 ст.177 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья

Секерина С.Е.