ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-18833/14 от 05.05.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-18833/2014

25 мая 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2015

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания   секретарем  судебного заседания Куликовой А.В.,  помощником судьи  Клевакиной Л.Н., 

рассмотрев в судебном заседании заявление  Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН  <***>)

о признании недействительным постановления от 21.08.2014 № 0860 309 0013999 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя),

при участии

от заявителя – не явились,

от ответчика – ФИО2 - – заместителя начальника отдела администрирования страховых взносов, взыскания задолженности, представителя  по доверенности от 11.10.2013; ФИО3 – главного специалиста-эксперта отдела администрирования страховых взносов, взыскания задолженности, представителя  по доверенности от 03.10.2012; ФИО4 – главного специалиста-эксперта правового отдела, представителя  по доверенности от 02.12.2013,

установил:

 Индивидуальный предприниматель ФИО1  обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) (далее - УПФР) в г. Ярославле (межрайонное) по взысканию с нее страховых взносов  и пеней в сумме 37 379,49руб.

В судебном заседании в порядке ст.49 АПК РФ заявитель уточнила  заявленное требование, просит признать недействительным постановление от 21.08.2014 № 0860 309 0013999 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя).

Уточнение требований судом принято.  

Заявитель указывает, что в соответствии со ст.20  Федерального   закона   от 24.07.2009  № 212-ФЗ «О страховых взносах  в Пенсионный фонд РФ,  Фонд социального страхования РФ,  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды  обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ, Закон) в службу судебных приставов  направляется постановлением органа Пенсионного фонда РФ о взыскании страховых взносов, пеней за счет  имущества плательщика страховых взносов.

Согласно п.7 ч.1 ст.28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право  получать копии решений органов контроля за уплатой страховых взносов.

Заявитель указывает, что она не получала  ни решение, ни постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества, в постановлении  о возбуждении исполнительного производства указана общая сумма взыскания 37379,49руб. без расшифровки взыскиваемых сумм. В результате  заявитель не имеет возможности  знать, какие  страховые взносы  и пени с нее взыскиваются.

Исходя из статей  19, 22 Закона № 212-ФЗ  процедуре принудительного взыскания  должно предшествовать  направление требования об уплате, в котором должны содержаться следующие сведения:

- о сумме задолженности, размере пеней, начисленных на день направления указанного требования;

-  о сроке уплаты причитающейся суммы.

Таким образом,  исходя из положений ст.ст.19, 22, 28  Закона  порядок принудительного взыскания страховых взносов не соблюден.  

По  результатам  изучения отзыва Управления заявитель  уточнил свою позицию.

Заявитель считает, что Управлением не доказан факт направления в адрес заявителя заказным письмом  требования об уплате от  24.02.2014 № 08603040016862,  данное требование  заявитель не получала.  Фамилия, имя и отчество заявителя содержатся на странице 2 представленной Управлением копии  внутреннего  списка корреспонденции от 25.02.2014 № 04, данная страница  никем не  подписана и не может  рассматриваться в качестве доказательства.  Напротив  фамилии заявителя  в списке указано требование от 22.02.2014, а не от 24.02.2014, часть  цифр  в номере требования нечитаема и не соответствует  цифрам в требовании. Кроме того,  список  корреспонденции не  содержит указания, что  письма направлены как заказные. 

Из содержания требования невозможно идентифицировать  взыскиваемые суммы страховых взносов и пеней, не указано, за какой период  образовалась данная задолженность, представленные расчеты пеней  нечитаемы и никем не подписаны. 

В качестве  основания взимания взносов указана справка  о выявлении недоимки от 30.01.2014 № 08603014 СН 001541. Справка заявителю не направлялась,   ей не известно, какие  мероприятия по выявлению недоимки  проведены Пенсионным Фондом. 

 Постановление  о взыскании  взносов и пеней за счет имущества  от 21.08.2014 не было направлено заявителю. Номер  приложенного к отзыву  постановления и номер, указанный во внутреннем списке корреспонденции, не совпадают. Список  не содержит свидетельств о том, что  документы  направлялись заказными письмами. 

Кроме того,  заявителем с в 2004 году заключен договор  на банковское обслуживание, а в 2013 году заключено дополнительное соглашение  к нему, в котором отражены реквизиты договора банковского счета.

В 2004 году  ФИО1 уведомила   налоговый орган и ПФР об открытии счета. Уведомления от 2004г. у нее не сохранились,  но наличие сведений  у налогового органа о счете  подтверждается выпиской банка, которая отражает  уплату налога с использованием счета. Более того, в марте 2014г.  налоговый орган производил  принудительное списание денежных средств с расчетного счета, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из лицевого счета по состоянию на  24.03.2014 и платежными ордерами от 24.03.2014.

Согласно  п.12 ч.1 ст.29 Закона № 212-ФЗ органы  Пенсионного фонда РФ имеют право  получать  информацию у налоговых органов.   В соответствии с п.8 п.1 ст.29 Закона   орган контроля за уплатой страховых взносов праве получать   доступ к информации, составляющей банковскую тайну.

Таким образом, орган ПФРО мог установить наличие  у заявителя расчетного счета, если были утрачены  сведения о нем.

 Отсутствие сведений  о расчетном счете в выписке из ЕГРИП в отношении  ИП ФИО1 не доказывает отсутствие сведений о счете, поскольку согласно ст.5 Федерального закона  от 08.08.2011 № 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей» в содержание ЕГРИП  соответствующие сведения не включаются. 

Пенсионный фонд не  ссылается и не прилагает  решение о взыскании  взносов  и пеней за счет денежных средств на счетах в банке.  Частями  1,  14 и 15 статьи  19 Закона № 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы и пени за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Таким образом, действующим законодательством установлена  определенная последовательность осуществления органами Пенсионного фонда  действий  по принудительному   взысканию со страхователя  недоимок по уплате страховых взносов  - процедура принудительного бесспорного (внесудебного) взыскания, одним из этапов  которой  является  обязательное вынесение решения  о взыскании  недоимки за счет  денежных средств  на счетах плательщика  страховых взносов в банках в случае неисполнения  в установленный срок требования  об уплате недоимки.  Данная  позиция отражена в  определении ВАС РФ  от 07.02.2013 № ВАС-251/13 по делу № А12-21545/2011.

Заявитель указывает, что в период до 21.08.2014 на ее счет в банке поступали средства, за счет которых  могли быть удовлетворены  требования об уплате страховых взносов.

Управление Пенсионного фонда РФ не согласно с заявленными требованиями (уточненной позицией по спору) и считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 с 23.09.1997 является индивидуальным предпринимателем.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ст.5 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии со ст. 28 Закона от № 167- ФЗ,  ст.16 Закона № 212-ФЗ обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

           На основании ч.3 ст.25 Закона № 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, до полного погашения недоимки по страховым взносам начисляются пени.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, в том числе и индивидуальными предпринимателями, производится самостоятельно в соответствии со ст.14 Закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиком не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Если плательщик страховых взносов не принял соответствующего решения о прекращении предпринимательской деятельности, этот период начинается с 01 января и заканчивается 31 декабря календарного года.

Для контроля за уплатой страховых взносов орган контроля проводит по результатам расчетного периода в соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона камеральную проверку.

Камеральная проверка в соответствии с ч.1 ст. 34 Закона № 212-ФЗ  проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе реестра поступления страховых взносов от страхователя за расчетный период.

Таким образом, по итогам расчетного периода с учетом сумм страховых взносов, подлежащих уплате за истекший расчетный период, сумм страховых взносов, поступивших в течение календарного года, в рамках камеральной проверки орган контроля выявляет суммы задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, подлежащие уплате.

Обязанность органа контроля выявлять задолженность по страховым взносам, пеням и штрафам за расчетный период, который еще не завершен (в случае, если плательщик не принял решения о прекращении предпринимательской деятельности),  Законом № 212-ФЗ не установлена.

Начиная с 01.01.2010 по настоящее время у индивидуального предпринимателя ФИО1 была выявлена задолженность по уплате страховых взносов, пеней на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за следующие периоды.

По результатам камеральной проверки состояния расчетов за 2010год Управлением выявлена задолженность по страховым взносам в размере 12002,76 руб., которые уплачены с нарушением установленного действующим законодательством срока 13.04.2011. В связи с этим Управлением выставлено требование об уплате недоимки,  пеней и штрафов № 08603040044469 от 20.05.2011 с выявленной задолженностью по пени в общей сумме 323,87руб.Требование в добровольном порядке не исполнено. Управлением принято решение о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 15.02.2012 № 08603090001568 передано в Кировский отдел УФССП по Ярославской области на исполнение. Задолженность взыскана через территориальный отдел УФССП в полном объемеи поступила в бюджет ПФР 13.06.2012.

По результатам камеральной проверки состояния расчетов за 2011год Управлением выявлена задолженность по страховым взносам в размере 16159,56 руб. Составлена Справка о выявлении недоимки  от 26.03.2012 № 086 030 12 СН 0032719.

Управлением выставлено требование об уплате недоимки, пеней и штрафов № 08603040036147 от 15.05.2012 с выявленной задолженностью по взносам и пеням в общей сумме 16702,53 руб.

Самостоятельноплательщиком 16.08.2013 уплачены взносы в ФФОМС — 1610,76
руб., взносы в ТФОМС — 1039,20 руб., пени в ФФОМС — 54,12 руб., пени в ТФОМС —
34,92 руб.  В остальной части требование в добровольном порядке не исполнено.

Управлением принято решение о взыскании
страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.
Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества
плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от
23.07.2012 № 08603090013887 передано в Кировский отдел УФССП по Ярославской
области на исполнение. Задолженность
взысканачерез территориальный отдел УФССП
в полном объемеи поступила в бюджет ПФР 14.01.2013.

По результатам камеральной проверки состояния расчетов за 2012год Управлением выявлена задолженность по страховым взносам в размере 17208,25 руб.  Составлена  Справка о выявлении недоимки  от 15.02.2013 № 086 030 13 СН 0024818.

Управлением выставлено требование об уплате недоимки,  пеней и штрафов № 08603040014746 от 15.02.2013 с выявленной задолженностью по взносам и пеням в общей сумме 18477,89 руб.

Требование в добровольном порядке не исполнено. Управлением принято решение
о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика
страховых взносов. Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за
счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального
предпринимателя) от 27.05.2013 № 08603090007541 передано в Кировский отдел УФССП по Ярославской области на исполнение. Задолженность
взысканачерез
территориальный отдел УФССП
в полномобъеме и поступила в бюджет ПФР
19.09.2014.

По результатам камеральной проверки состояния расчетов за 2013 годУправлением выявлена задолженность по страховым взносам в размере 35664,66 руб. Составлена Справка о выявлении задолженности № 08603014СН0010541 от 31.01.2014, которая является основанием для взимания недоимки.

Законом № 212-ФЗ не предусмотрено направление плательщику Справки о выявлении недоимки.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Закона требованиемоб уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносово неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней в соответствии с ч.2 ст.22 Закона направляется плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Управлением выставлено требование об уплате недоимки, пеней и штрафов № 08603040016862 от 24.02.2014 с выявленной задолженностью по взносам и пеням в общей сумме 37754,31 руб.в том числе:

недоимка по взносам на обязательное пенсионное страхование — 32479,20 руб.,

недоимка по взносам на обязательное медицинское страхование — 3185,46 руб.,

пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в общей сумме— 1714,83 руб.,

пени на недоимку по страховым взносам в ФФОМС в общей сумме — 374,82 руб.

Данные суммы по образовавшейся задолженности заявлены в требовании №
08603040016862 от 24.02.2014.

Требование сформировано в программном комплексе 22.02.2014, а так как  22.02.2014 в соответствии с законодательством РФ признан выходным днем, в программном комплексе дата выставления требования, во избежание нарушения прав плательщика, определена 24.02.2014 - первым рабочим днем после законодательно установленных выходных. Требование направлено в адрес плательщика заказным письмом.

В соответствии с ч.7 ст.22 Закона № 212-ФЗ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. В соответствии с ч.6 ст.4 срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Однако при формировании программными средствами реестра на отправку требования дата документа в поле «Примечание» сформирована по дате фактической работы с документом, т.е. 22.02.2014. В данном случае имела место неточность технического характера в формировании данных для реестра отправки, которая, по мнению ответчика, не влечет нарушения прав заявителя.

Никакого другого требования № 08603040016862 в адрес плательщика не направлялось.

В требовании установлен срок для добровольной оплаты образовавшейся задолженности до 15.03.2014. Требование в добровольном порядке не исполнено.

Управлением 13.05.2014 принято решение № 08603014ВД0014280 о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет денежных средств с расчетного счета ФИО1  По состоянию на эту дату Управление располагало информацией о наличии действующего расчетного счета, открытого ФИО1 в ЗАО КБ РЭБ.

Инкассовые поручения от 21.05.2014 возвращены банком в связи с отсутствием данного счета у плательщика. Информацией о дате закрытия счета в ЗАО КБ РЭБ Управление не располагает.

В соответствии с информацией, представленной в судебное заседание, у ФИО1 имеется расчетный счет в ОАО Сбербанк России. Данный счет открыт плательщиком 18.11.2004.

До 01.01.2010 администратором платежей в бюджет ПФР являлась налоговая инспекция, и информация об открытии (закрытии) расчетных счетов предоставлялась индивидуальными предпринимателями непосредственно в налоговый орган по месту регистрации. В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ с 01.01.2010 права администратора переданы Пенсионному фонду РФ. Налоговые органы при передаче обязаны были передать всю имеющуюся информацию о наличии у плательщика действующих расчетных счетов. Сведения о расчетном счете в ОАО Сбербанк России территориальным налоговым органом, в котором ФИО1 зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, в Управление не передавались.

Ответчик отмечает, что плательщиком страховых взносов ФИО1 задолженность за 2010-2012 ранее погашалась через территориальный отдел УФССП по Ярославской области. Однако вопрос о взыскании за счет имущества при наличии действующего расчетного счета в кредитной организации не вызывал у плательщика каких-либо вопросов к Управлению.

Управлением принято решение о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. Постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации (индивидуального предпринимателя) от 21.08.2014 № 08603090013999 передано в Кировский отдел УФССП по Ярославской области на исполнение. По состоянию на 30.03.2015 обязанность по данному постановлению ФИО1 не исполнена.

           Ответчик также представил   расшифровку   взыскиваемой   суммы   пеней по

постановлению от 21.08.2014 №08603090013999:

            страховая часть трудовой пенсии:

1223,58 руб. - доначисленные пени на ранее принудительно взысканную задолженность по страховым взносам за 2012 год (период расчета пени с 16.02.2013 по 24.02.2014. Сумма задолженности по взносам, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов за 2012 год, рассчитанные за период с 01.01.2013 по 15.02.2013, ранее взыскана принудительно через УФССП по Ярославской области);

491,25 руб. - пени на задолженность по страховым взносам за 2013 год.

ФФОМС:

80,62руб. - доначисленные пени на ранее принудительно взысканную задолженность по страховым взносам за 2011 год (период расчета пени с 16.02.2013 по 16.08.2013. Сумма задолженности по взносам, пени, начисленные за неисполнение
обязанности по уплате страховых взносов за 2011 год, рассчитанные за период с  01.01.2012
по 15.02.2013, ранее взысканы принудительно через УФССП по Ярославской области);

194,01руб. - доначисленные пени на ранее принудительно взысканную задолженность по страховым взносам за 2012 год (период расчета пени с 16.02.2013 по 24.02.2014. Сумма задолженности по взносам, пени, начисленные за неисполнение
обязанности по уплате страховых взносов за 2012 год, рассчитанные за период с 01.01.2013
по 15.02.2013, ранее взысканы принудительно через УФССП по Ярославской области),

48,18 руб. - пени на задолженность по страховым взносам за 2013 год.

ТФОМС:

52,01руб. - доначисленные пени на ранее принудительно взысканную задолженность по страховым взносам за 2011 год (период расчета пени с 16.02.2013 по 16.08.2013. Сумма задолженности по взносам, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате страховых взносов за 2011 год, рассчитанные за период с 01.01.2012 по 15.02.2013,  ранее взысканы принудительно через УФССП по Ярославской области).

Ответчик  указывает, что  сроки принудительного взыскания, исчисляемые  с даты выявления недоимки, оформленной справками о выявлении недоимки, не нарушены,  вместе с требованием о взыскании плательщику направлялись расчеты  задолженности.  Обязанность по поиску  расчетных счетов  плательщика страховых взносов  у органов Пенсионного фонда отсутствует.  В связи с этим  действия Управления по принудительному взысканию выявленной недоимки являются законными и обоснованными.

Управление также обращает внимание на систематичность  неуплаты страховых взносов  заявителем.

Заявитель направил письменные возражения на дополнения к отзыву, где  указал, что расчетный счет в  КБ «РЭБ» (ЗАО) был закрыт  08.09.2009. Налоговые органы передавали  сведения  о счетах налогоплательщиков  в 2010 году, поэтому  непонятна ситуация, когда  налоговые органы передали в УПФР  сведения о закрытом счете и не сообщили о счете в СБ РФ,  через который осуществлялись расчеты с бюджетом, а также  почему с 2010г. до 2014г. УПФР в ходе практической деятельности не выяснило информацию о счетах.  Таким образом,  процедура взыскания нарушена.

Справка о выявлении недоимки не направляется плательщику,  однако без нее невозможно  идентифицировать  взыскиваемый платеж и установить срок  уплаты задолженности.  Согласно ч.4 ст.22 Закона № 212-ФЗ в требовании об уплате   должны содержаться  сведения о сроке уплаты причитающейся  суммы (помимо срока  исполнения требования).

  Расчет пеней, указанных в требовании  от 24.02.2014, УПФР раскрыло только  в ходе судебного производства, в требовании нет ссылок на документы, в которых отражен соответствующий расчет, он подготовлен постфактум для разбирательства в суде.

Таким образом, требование оформлено с нарушением закона, из него невозможно узнать, какие взносы и пени  взыскиваются с плательщика УПФР.

 Также заявитель считает нарушенными положения статей 19, 22 Закона № 212-ФЗ о сроках направления требования об уплате,  сроках, когда требование считается полученным, и сроке принятия решения о взыскании страховых взносов.  В случае пропуска сроков, установленных для принятия решения о взыскании страховых взносов,  Управление могло обратиться в суд  с заявлением о взыскании. 

Решение о взыскании  взносов и пеней  за счет денежных средств вынесено  13.05.2014,  и с учетом  положений статей 19, 22  Закона № 212-ФЗв нем могли содержаться только  взносы и пени, срок уплаты которых относится  к периоду  с 25.11.2013. 

         По мнению заявителя, объяснение Управления о том, что  требование об уплате  от 24.02.2014 было сформировано  22.02.2014,  противоречит  тому, что в требование вошли пени за период 23 и 24.02.2014.  Кроме того, представленный Управлением реестр не содержит подписей должностных лиц отправителя и почтовой службы. 

Заявитель также просит в соответствии со ст.ст.101, 110 АПК РФ взыскать с ответчика судебные расходы в сумме 7252,89руб., в том числе  200руб.  – затраты на уплату госпошлины, 52,89руб. – почтовые расходы, 7000руб. -  затраты на юридические услуги  (акт  оказанных услуг от 14.04.2015 и доверенность на представителя – приложение № 2 к  уточнению  заявления от 30.03.2015). 

Рассмотрев материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Правила взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов, установлены статьей 19 Закона № 212-ФЗ.

 Согласно частям 1, 2, 3, 5, 6, 8 статьи 19 Закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках (ч.1).

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч.2).

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона (ч.3).

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении одного или нескольких требований одновременно.

Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению не подлежит.

 В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

 Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч.5).

 Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч.6).

 Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению (ч.8).

Частью 14  статьи  19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что п ри недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

 Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.15).

Частями 1, 3 статьи 20 Закона № 212-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

 Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в отношении одного или нескольких требований одновременно.

В соответствии со ст.22 Закона № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (ч.1).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч.2).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (ч.4).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании (ч.5).

Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (ч.7).

Из приведенных  положений Закона следует, что при отсутствии у органа контроля за уплатой страховых взносов сведений об открытых  счетах плательщика взыскание может быть произведено за счет имущества  плательщика путем  вынесения соответствующего постановления, которое принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.  В свою очередь требование об уплате направляется в течение трех месяцев  момента выявления  недоимки  по страховым взносам и пеням,  оформленного в установленном порядке справкой о выявлении недоимки.  

 Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной проверки УПФР была выявлена недоимка  по страховым взносам  на ОПС и ОМС плательщика ИП ФИО1 за 2013 год по установленному сроку уплаты 31.12.2013, в том числе  по страховым взносам на  страховую часть трудовой пенсии  в сумме 32479,20руб., по страховым взносам  в ФФОМС – 3185,46руб., на которую были начислены пени в сумме 491,25руб. и  48,18руб. соответственно.  

Также  у нее имеется задолженность по  начисленным в соответствии со ст.25 Закона № 212-ФЗ пеням  на  недоимку 2011, 2012гг.  за период с 16.02.2013 (с даты после  предыдущих требований об уплате). 

Выявление недоимки и задолженности по пеням оформлено  в установленном порядке справками о выявлении недоимки, в том числе справкой № 08603014СН0010541 от 31.01.2014, которая явилась основанием для выставления требования об уплате № 08603040016862 от 24.02.2014 на сумму  37754,31руб. со сроком исполнения до 15.03.2014 и  вынесения решения № 08603014ВД0014280 от 13.05.2014 о взыскании за счет денежных средств на счете в КБ «РЭБ» (ЗАО).   

Выставленные инкассовые поручения  были возвращены банком 21.05.2014 в связи с отсутствием расчетного счета заявителя,  и в отсутствие  информации об иных счетах  УПФР было вынесено оспариваемое постановление  от 21.08.2014 № 08603090013999 о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов.

 В справку о выявлении недоимки,  требование об уплате и в постановление вошла недоимка за 2013 год, пени на нее, а также пени за 2011 и 2012гг. за период с 16.02.2013 до момента погашения недоимки в соответствии с представленными  УПФР расчетами. 

Управлением  представлены расчеты задолженности, включая расчеты пеней,  согласно пояснениям  представителя УПФР в судебном заседании, расчеты направлялись  заявителю вместе с требованием об уплате. Правильность расчетов  заявителем в судебном заседании не опровергнута.

Также из материалов дела усматривается, что расчетный счет  заявителя в отделении Сбербанка РФ был открыт в 2004г., изначально сведения о данном счете в орган Пенсионного фонда РФ заявителем не представлялись.  При передаче в 2010г.  полномочий по контролю  за уплатой  страховых взносов  от налогового органа   органам ПФ РФ  налоговый орган не передал Управлению имеющиеся у него сведения о данном расчетном счете.   Вместо этого  в УПФР  налоговым органом были переданы сведения  о счете в КБ «РЭБ» (ЗАО),  фактически закрытом в 2009 году. 

Закон № 212-ФЗ не возлагает на  контролирующий орган ПФ РФ обязанность по поиску  счетов плательщика страховых взносов в банках. 

Таким образом,  орган ПФР правомерно в соответствии с ч.14 ст.19, ст.20 Закона №212-ФЗ  вынес постановление о взыскании  недоимки и пеней  за счет имущества  плательщика страховых взносов.

Суд не усматривает нарушений порядка  направления требования об уплате взносов и пеней. Факт направления требования подтвержден документально, требование считается полученным по истечении шести рабочих дней после его направления согласно ч.7 ст.22 Закона № 212-ФЗ.  Ранее направлявшиеся требования  заявитель получала и производила по ним частичную уплату.  Отличие даты  в реестре заказной корреспонденции  от  даты  требования объясняется  техническими особенностями формирования  требования и, по мнению суда, не нарушает  права и законные интересы заявителя, поскольку срок исполнения требования исчисляется  от более поздней даты.       

         Сроки  взыскания за счет имущества  плательщика органом ПФР не нарушены.

Суд учитывает, что нарушение сроков уплаты страховых взносов заявителем носит систематический характер,  с 2010 года  страховые взносы и пени взыскивались  органом ПФР за счет имущества  заявителя  в аналогичном порядке через службу судебных приставов,  при этом сведения в орган ПФР о наличии расчетного счета в Сбербанке РФ  заявителем не  подавались. 

В связи  с этим суд не находит оснований для удовлетворения  заявленного требования и возмещения судебных расходов. 

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 216 АПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Розова Н.А.