АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-19207/2017
30 мая 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2018 года
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2018 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Марусина В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коуровой Я.С., помощником судьи Чудайкиной О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Волга" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>), Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>), Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН<***>, ОГРН <***>), Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН<***>, ОГРН <***>), Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала по Ярославской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области; Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2"; Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ФИО1 и К*";
об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:19
при участии:
от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 07.10.2017;
от ответчика(ДИЗО Ярославской области): ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2018 (до перерыва), ФИО4, представитель по доверенности от 29.12.2017;
от ответчика (Администрации ФИО5): ФИО6, представитель по доверенности от 01.03.2018;
от иных ответчиков - не явились;
от третьего лица (ПАО "ТГК-2"): ФИО7, представитель по доверенности от 29.12.2017 (до перерыва);
от третьего лица (ООО "Научно-производственное предприятие "ФИО1 и К*"): ФИО8, представитель по доверенности от 10.05.2018 (до перерыва);
от иных третьих лиц – не явились;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коксохиммонтаж-Волга" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела в порядке ст. 49 АПК РФ, к Мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об установлении границы земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:19 с исправлением реестровой ошибки в конфигурации границ земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:19, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковский сельский округ, на территории "Базы Нечерноземья", согласно межевому плану от 30.01.2018, изготовленному кадастровым инженером ФИО8 (т.1. л.д. 157-159).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 2", Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "ФИО1 и Ко".
Определением арбитражного суда от 16.01.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области.
В судебном заседании, проведенном с перерывом, представитель истца поддержал уточненные требования, от назначения судебной экспертизы по существу спора отказался.
Правовую позицию истца поддержал представитель третьего лица ООО "Научно-производственное предприятие "ФИО1 и Ко" ФИО8, которой и изготовлен межевой план от 30.01.2018, положенный истцом в основание своих требований.
Представители ответчиков ДИЗО Ярославской области, Администрации Ивняковского сельского поселения, третьего лица ПАО «ТГК-2» возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменные отзывы (т1. л.д. 138-141, 195-196, т.2, л.д. 70-72). Представители ДИЗО ЯО в судебном заседании представили в материалы дела дополнительный отзыв от 10.05.2018.
Также письменные отзывы по существу спора представлены следующими лицами, участвующими в деле:
1)ДАЗО мэрии г. Ярославле в письменном отзыве от 16.01.2018 (т.1. л.д. 133-134) не возражал против удовлетворения первоначального иска;
2)ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Ярославской области в письме от 15.01.2018 (т.1. л.д. 135) просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение по делу оставило на усмотрение суда, ссылаясь на то, что предмет спора не относится к компетенции Кадастровой палаты;
Представители Мэрии города Ярославля, ДАЗО мэрии города Ярославля, Администрации Ярославского муниципального района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"в лице филиала по Ярославской области, Управления Росреестра по Ярославской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело, согласно статье 156 АПК РФ, рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.
Постановлением Главы Администрации Ярославского района от 11.04.1995 № 228 утвержден и выдан государственный акт на право пользования землей УПТК Мелиорация» на площади 6,4 га, предоставленной на основании решения Облисполкома от 23.12.1975 № 841.
Постановлением Главы Ярославского муниципального округа от 290.06.1999 № 436 земельный участок площадью 6,40 га изъят из постоянного (бессрочного) пользования УПТК «Мелиорация», правопреемнику – ОАО «Ярославльагроснабмелиорация» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 5,4317 га на территории «Базы Нечерноземья». Земельный участок площадью 0,9683 га передан в запас.
Истец является правопреемником ОАО «Ярославльагроснабмелиорация».
В 2003 году ООО «Терра Плюс» по заданию истца выполнен Технический отчет по инвентаризации земельного участка по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковский сельсовет, «База Нечерноземья» (далее по тексту «Технический отчет»).
Постановлением Главы Ярославского муниципального округа от 19.03.2003 № 537 уточнены площади и закреплены на право постоянного (бессрочного) пользования земельные участки, используемые истцом для размещения производственной базы на территории «Базы Нечерноземья» Ивняковского сельсовета Ярославского района по фактическому использованию, площадью 4,9705 га и 0,1721 га.
В результате 01.04.2003 на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 49705 кв.м., с присвоением кадастрового номера 76:17:168701:0019.
21 июня 2010 года в ЕОРП зарегистрировано право собственности истца на указанный земельный участок.
30 января 2018 года кадастровым инженерном ФИО8 по заданию истца изготовлен межевой план в связи с уточнением границ с исправлением реестровой ошибки в конфигурации границ земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:19, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Ивняковский сельский округ, на территории "Базы Нечерноземья" (т.1. л.д. 160-190).
В заключении кадастрового инженера указано, что границы земельного участка содержаться в сведениях ЕГРН не в МСК-76, а в условных координатах с применением координатного ориентировочного сдвига на 1 миллион по оси У и на 19 м по ИСО Х, то есть координаты поворотных точек границы участка внесены в сведения ЕГРН с точностью, не соответствующей действующим требованиям. При этом на местности границы участка имеют четкое обозначение , частично соответствуют существующим капитальным строениям либо местоположению ограждений , почти все границы участка установлены и согласованы в рамках уточнения границ смежных землепользователей, граница со смежными землепользователями согласовывалась ранее, на настоящий момент споры также отсутствуют. Границы участка по точкам 34-38,38-40,53-1 существенно отличается от данных фактического расположения границ на местности, остальные отличия местоположении границ – от точки 1 до 34, от точки 40 до 53 являются незначительными, и могут быть объяснены погрешностью определения координат поворотных точек в условной системе. Площадь земельного участка в результате уточнения границ не изменяется. Граница от точки 34 до 36 определена на местности положением сооружений, расположенных на ж/д путях, и подтверждается картографическими материалами Базы Нечерноземья за 1989 год. С учетом изменений появляется новая характерная точка н1. Граница по точкам от 36 до 38, от 38 до 40 однозначно определена с момента строительства и до настоящего времени наземной магистралью теплотрассы. На основании установленных в 2002 году границ земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:19 была сформирована граница территориальной зоны, определяющей земли промышленности в границах ЯМР и зону П.1 в границах г. Ярославля, а, следовательно, и границы населенного пункта г. Ярославль. Таким образом, ошибка, содержащаяся в конфигурации границ земельного участка 76:17:168701:19 перешла на границы территориальных зон и границы населенного пункта. Учитывая, что площадь земельного участка, отнесенная к землям промышленности, составляет 94% от всей площади участка, в ЕГРН на основании пунктов 8-10 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" необходимо внести изменения в части местоположения границ населенных пунктов и границ территориальных зон.
Ответчики возражают против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что кадастровый инженер безосновательно установил новую конфигурацию границ земельного по точкам 34-36, поскольку существующая граница земельного участка в этой части ранее установлена по границам имеющихся на участке капитальных сооружений. Также ответчики указывают на то, что в случае удовлетворения иска земельный участок будут располагаться как в границах г. Ярославля, так и в границах Ярославского муниципального района, что недопустимо в силу пунктов 3, 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
ПАО «ТГК-2» возражает против удовлетворения иска, указывая на то. что межевой план от 30.01.2018 предполагает прохождение границы спорного земельного участка по точкам 36-39 на расстоянии 0.9 метров от оси магистрального трубопровода, принадлежащего ПАО «ТГК-2», что приведет к нарушению границ охранной зоны теплотрассы и создаст препятствия для качественного и бесперебойного теплоснабжения г. Ярославль.
Оценив доводы сторон, третьих лиц, представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к спорам о правах на недвижимое имущество относятся, среди прочего, иски об установлении границ земельного участка.
В рассматриваемом случае истец обосновывает необходимость изменения сведений ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 76:17:168701:19 приведением описания границ в соответствии с системой координат МСК-76, а также исправлением ошибки в установлении и описании конфигурации границ земельного участка.
В силу положений частей 3, 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Соответственно, необходимым условием удовлетворения рассматриваемого иска является установление ошибки в определении и описании конфигурации границ спорного земельного участка при выполнении работ по его инвентаризации, проводимых ООО «Терра Плюс» в 2003 году.
Из представленного Технического отчета ООО «Терра Плюс» следует, что установленные границы земельного участка согласованы как с правообладателем, так и со всеми заинтересованными лицами, в том числе с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ярославского муниципального округа. При этом на всех чертежах и схемах, включенных в состав Технического отчета, северо-восточная граница земельного участка проходит по границе здания склада цемента (страница 26 отчета), в непосредственно близости от склада доломитовой муки. В представленном межевом плане от 30.01.2018 та же граница, обозначенная точками н1-36, отдалена от двух указанных объектов, что видно, например, на странице 13 межевого плана. В обоснование такого изменения границы земельного участка кадастровый инженер сослался на проектную документацию по строительству Базы Нечерноземья от 1989 года. Однако суд учитывает, что после 1989 года границы предоставленного правопредшественникам истца, а потом и самому истцу земельного участка дважды устанавливались (в государственном акте в 1995 году и при инвентаризации 2003 года), при этом проектные границы земельного участка не учитывались. Кроме того, из представленного ДИЗО ЯО ортофотоплана 2009 года (т.1. л.д. 194) видно, что по стоянию на 2009 год никакие дополнительные площади земельных участков истцом не использовались, восточнее объектов «склад цемента» и «склад доломитовой муки» никакие капитальные либо временные сооружения не устанавливались.
От назначения и проведения по делу судебной экспертизы по вопросу наличия ошибок в техническом отчете ООО «Терра Плюс» истец отказался.
В силу части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В связи с этим суд не находит оснований считать, что при определении конфигурации границ земельного участка в указанной части допущена реестровая ошибка.
Кроме того, суд учитывает, что границы земельного участка, об установлении которых просит истец, располагаются как в границах г. Ярославля, так и в границах Ярославского муниципального района (Ивняковского сельского поселения).
В силу части 3 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Пунктом 11 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
Описание границ муниципальных образований Ярославской области и картографические материалы, фиксирующие прохождение границ муниципальных образований Ярославской области, в том числе городского округа город Ярославль утверждены Законом Ярославской области от 03.12.2007 N 105-з "Об описании границ муниципальных образований Ярославской области" (действует в редакции Закона от 15.10.2014 № 53з).
Действующие границы Ярославского муниципального района утверждены решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 12.12.2013 № 72.
Действующие границы Ивняковского сельского поселения утверждены решением Муниципального совета Ивняковского сельского поселения от 18.12.2013 № 157.
Указанные нормативно-правовые акты истцом в установленном порядке не оспорены. Требования об изменении границ указанных образований в рассматриваемом деле не заявлены.
Ссылка истца на положения пунктов 8-10 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не принимается судом.
Согласно указанным нормам Закона если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ, органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (исключая земельные участки, пересечение границ которых с границами территориальных зон допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в сведения об их местоположении в целях приведения этих сведений в соответствие с описанием местоположения границ земельного участка, сведения о местоположении границ которого содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 8 настоящей статьи сведения о населенном пункте, об одной или нескольких территориальных зонах в целях отнесения земельного участка только к одному населенному пункту или одной территориальной зоне. Положение части 8 настоящей статьи применяется при условии, что семьдесят пять и более процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.
Таким образом, указанные положения закона применяются при внесении в государственный реестр сведений о местоположении границ населенных пунктов, границ территориальных зон, в том числе при изменении сведений о местоположении таких границ. В данном деле спор рассматривается об установлении (изменении) границ конкретного земельного участка.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований об установлении (изменении) границ земельного участка в соответствии с представленным межевым планом.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья Марусин В.А.