ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-19249/20 от 27.04.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-19249/2020

29 апреля 2021 года

Резолютивная часть решения оглашена  апреля 2021 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ландарь Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Бачаевой А.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Индивидуального предпринимателя Смирнова Олега Александровича (ИНН  761000698761, ОГРН  304761031500338)

к  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН  7610052570, ОГРН  1047601617942)

при участии в деле в качестве третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований,  Министерства экономического развития  Российской Федерации и  Федерального агентства по  туризму

о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 и обязать произвести действия, направленные на выплату субсидии

при участии:

от заявителя – не явился

от ответчика – Шатохиной И.Н. – дов. от 29.01.2020

от третьих лиц – не явился

установил:

Индивидуальный предприниматель Смирнов Олег Александрович (далее – предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением о  признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (далее – налоговый орган, инспекция, ответчик) в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением  Правительства российской Федерации от 02.07.2020г. № 976 и обязании инспекции произвести  действия, направленные на выплату субсидии, предусмотренные подпунктом 8 пункта 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

В обоснование позиции заявитель указал, что   все установленные  условия для получения государственной поддержки им соблюдены,   объект туристской индустрии включен в единый перечень классифицированных гостиниц по состоянию на 10.06.2020г., что подтверждается  свидетельством о присвоении гостинице категории № 760139-2020 от 16.03.2020г., выпиской из федерального перечня туристских объектов Министерства экономического развития РФ, объект  внесен  в данный перечень 17.03.2020г. под номером 550022473. Кроме того, письмом, представленным на запрос предпринимателя, Министерством экономического развития РФ подтверждено включение  объекта предпринимателя в  единый перечень классифицированных гостиниц и доведение данной информации до  сведения Федеральной  налоговой службы Российской Федерации.

Ответчик требования не признал,  считает отказ в предоставлении  субсидии законным, поскольку   объект туристской индустрии, принадлежащий предпринимателю, не включен в единый перечень классифицированных гостиниц, который был доведен  до Федеральной налоговой службы Министерством экономического развития РФ. Подробно позиция инспекции изложена в отзыве на заявление.

К участию в деле в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство  экономического  развития Российской Федерации,   на которое были возложены обязанности  по передаче в ФНС России информации об объектах туристской индустрии, включенных в единый перечень классифицированных гостиниц,  а также Федеральное агентство по туризму.

Министерством экономического развития  РФ представлен отзыв, в котором   подтвержден факт включения  объекта ИП Смирнова О.А. в  единый перечень классифицированных гостиниц,    информация о включении в перечень доведена до ФНС России письмом от 02.06.2020 № 17712-СГ/Д28, условия для включения в реестр получателей субсидии соблюдено.

Федеральным  агентством по туризму заявлено ходатайство  о рассмотрении дела в  отсутствие  его представителя, дополнительно  сообщено о том, что формирование   реестра получателей субсидии  не относится к функциям Ростуризма.

Заявитель, третьи лица, надлежащим образом извещенные о дате и месте рассмотрения дела, в суд не явились, заявили ходатайства о рассмотрении  дела в их отсутствие.

Дело рассмотрено без участия заявителя и третьих лиц  по имеющимся в деле материалам  в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы  дела и  оценив  позиции сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения  заявленных требований с учетом следующего.

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции  (далее -  Правила) утверждены  постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020г. № 976.

В соответствии с пунктом 2 Правил субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой.

Данный реестр формируется  Федеральной налоговой службой на основании информации, представляемой Министерством экономического  развития Российской Федерации  (пункт 6 Правил).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что  условиями для включения получателя субсидии, относящегося к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в реестр получателей субсидий в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица или в виде почтового отправления;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

Для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно) (пункт 6 Правил).

В рассматриваемом случае ИП Смирновым О.А., имеющим объект туристской индустрии,   в предусмотренный Правилами срок в налоговый орган представлено заявление  о предоставлении субсидии.

Сообщением  от 17.08.2020 № 164951  налоговый орган  отказал в предоставлении субсидии по двум основаниям:

- не включение  объектов туристской индустрии, принадлежащих получателю субсидии, в  единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10.06.2020 в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,

-  получатель субсидии (социально ориентированная  некоммерческая организация) не включен в  реестр некоммерческих  организаций, в наибольшей степени  пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции по состоянию на 1 июля 2020  года, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.06.2020г. № 847 / в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июня 2020 г. № 906.

Все остальные условия, предусмотренные Правилами для получения субсидии, предпринимателем соблюдены.

В судебном заседании  представитель инспекции  пояснила, что  проверка  соответствия  получателя субсидии условиям ее получения производится  в автоматическом режиме программным комплексом. Поскольку  в составе представленной  Министерством  экономического развития  РФ в Федеральную налоговую службы  информации отсутствовали сведения о заявителе и его объекте туристкой индустрии, в автоматическом режиме  сформировался отказ в предоставлении субсидии. Обязанности  для проверки   налоговым органом  соблюдения условий для получения субсидии в ином режиме  не  установлено.

Дополнительно представитель инспекции  пояснила, что  второе основание  для отказа в получении субсидии (отсутствие  предпринимателя в реестре социально  ориентированных  некоммерческих организаций)  также сформировано в автоматическом режиме.

Учитывая, что заявитель  не претендовал на получение субсидии как  социально ориентированная некоммерческая организация,  в связи с чем отсутствие  предпринимателя в реестре таких организаций  не могло быть препятствием в получении субсидии, соответственно,  отказ по этому основанию признается судом  незаконным.

Оценивая основания  отказа по мотиву отсутствия объекта  предпринимателя в в перечне классифицированных гостиниц по состоянию на  10.06.2020г., суд исходит из следующего.

Из материалов дела    следует, что  ИП Смирнову О.А. на праве собственности принадлежит  объект туристской индустрии -  Гостевой дом «На Лесной», который классифицирован Торгово-промышленной палатой при Правительстве Ярославской области 16.03.2020г. и внесен в Федеральный   перечень  классифицированных гостиниц  17.03.2020г. под номером 550022473.

Таким образом, отказ в предоставлении субсидии по мотиву отсутствия  объекта предпринимателя в перечне классифицированных гостиниц   не соответствует фактическим обстоятельствам. Иные условия для получения субсидии, установленные  Правилами,  заявителем соблюдены, что подтверждено налоговым органом. 

В процессе рассмотрения дела судом предприняты попытки выяснить по какой причине  объект туристкой индустрии, принадлежащий  заявителю,  не был включен в реестр  получателей субсидии, сформированный в целях реализации  постановления Правительства РФ от  02.07.2020 № 976 Федеральной налоговой службой РФ.

Министерством  экономического развития  РФ, на которое постановлением  Правительства РФ от  02.07.2020 № 976 возлагалась обязанность по представлению в ФНС РФ информации об  объектах туристкой индустрии, даны пояснения о том, что в соответствии с Положением о Федеральном  агентстве по туризму, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. № 901, Ростуризм осуществляет  функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности. В настоящее время перечень лиц, сведения о которых включены в  единый перечень классифицированных гостиниц, ведет Ростуризм.  До передачи  этих полномочий в Ростуризм Министерство экономического развития  РФ письмом от 02.06.2020г. довело до сведения ФНС России  перечень субъектов, имеющих право на получении  отсрочки уплаты налогов в соответствии с постановлением  Правительства РФ от 02.04.2020г. № 409.

Подтверждения  того, что информация о включении  ИП Смирнова О.А. в единый перечень классифицированных гостиниц  доводилась до ФНС России в целях  формирования иного  реестра, а именно  реестра  получателей субсидии по постановлению Правительства  от 02.07.2020г. № 976 ,  не представлено. Вместе с тем, следует учитывать, что отсрочка (рассрочка) уплаты  налогов по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020г. № 409  предоставлялась, в частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, объекты которых включены в  единый перечень классифицированных гостиниц, то есть по тем же основаниям.

Министерство экономического развития  РФ в отзыве от 26.04.2021г. подтвердило факт включения ИП Смирнова О.А. в  единый перечень  классифицированных гостиниц по состоянию на 10.06.2020г., имеющим право претендовать при соблюдении иных условий на получении субсидии, предусмотренной  постановлением Правительства  от 02.07.2020г. № 976.

Федеральное   агентство по туризму  также не  представило пояснений о том, передавалась ли информация об объекте  ИП Смирнова О.А. в ФНС России,  ограничившись  пояснением о том, что  формирование  реестра получателей субсидии не относится к функциям Ростуризма.

С учетом того, что  заявитель отвечает всем установленным Правилами критериям для получения субсидии и имел право на получение государственной поддержки, отсутствие в сформированном  ФНС России реестре сведений об объекте, а также  применяемый  механизм проверки  условий  в автоматическом режиме, препятствующий  гарантированному государством праву на получение субсидии не могут  влечь нарушение прав и законных интересов  лица,  отвечающему всем установленным нормативным актом критериям,   в связи  с чем  отказ  налогового органа  в предоставлении субсидии  признается судом формальным.

В соответствии с пунктами 8,9 Правил Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

 Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий.

          С учетом изложенного, требования заявителя  подлежат  удовлетворению.

           При обращении в суд заявителем произведена уплата государственной пошлины в сумме 300 руб. Учитывая результат рассмотрения спора, расходы по ее уплате суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на ответчика.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 216, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области, выраженный в сообщении  от 17.08.2020г. № 164951,   в предоставлении индивидуальному предпринимателю Смирнову Олегу  Александровичу субсидии и обязать Межрайонную  инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области   совершить  действия, направленные на получение субсидии, предусмотренные Правилами  предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой  коронавирусной инфекции,  утвержденными  постановлением  Правительства Российской Федерации от 02.07.2020г. № 976.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области  в  пользу  индивидуального предпринимателя  Смирнова Олега  Александровича  300 руб. в возмещение  затрат по уплате государственной пошлины. Исполнительный лист выдать  по ходатайству  заявителя после вступления  решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ландарь Е.В.