ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-19302/14 от 11.09.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-19302/2014

18 сентября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 11.09.2015г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Митрофановой Г.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шириновой Л.И., рассмотрев в судебном заседании исковое заявлениеДепартамента архитектуры и земельных отношений города мэрии города Ярославля (ИНН 7604092913, ОГРН  1067604080345)

к обществу с ограниченной ответственностью "Ярсантехмонтаж" (ИНН  7627014277, ОГРН 1037602601948)

третьи лица: 1.Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области, 2.Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, 3. Мэрия города Ярославля, 4.Рогачева Елена Николаевна, 5.Георгиевская Елена Михайловна, 5.Моругова Ирина Николаевна

об изъятии объекта культурного наследия местного муниципального значения путем его продажи с публичных торгов                                                          

при участии

от истца – Морина Л.А, представитель пол доверенности от 24.08.2015, Сизова О.В., представитель по доверенности от 11.09.2015

от ответчика – Русанова В.Ю., представитель по доверенности от 02.03.2015

от 3-го лица: Субботина Е.Н., представитель по доверенности от 15.07.2015, удостоверение № II-008,Морина Л.А., представитель по доверенности от 08.09.2015, Георгиевская Е.М., паспорт, Моругова И.А., паспорт, Георгиевский Д.Л., (представитель Георгиевской Е.М. по устной доверенности), паспорт

установил: 

Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ярсантехмонтаж" об изъятии объекта культурного наследия местного муниципального значения «Больница городская детская, 1907-1908гг.», расположенного по адресу: г.Ярославль, ул.Володарского, д.107а, а также земельного участка, являющегося территорией указанного памятника, путем их продажи с публичных торгов.

        Истец в связи с реорганизацией управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля в форме присоединения к нему департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля  и переименовании его в департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, заявил ходатайство о замене стороны истца на департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля..

             Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

            Истец поддерживает исковые требования.

            Ответчик с исковыми требованиями не согласен, указывает, что объект недвижимости еще до момента отнесения его к объектам культурного наследия находился в ненадлежащем состоянии, полагает, что им предпринимались все необходимые меры к сохранению объекта недвижимости, в том числе принимались меры по охране объекта, предпринимались действия по получении сведений в Архиве для сохранения облика здания.

            Представитель   Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области поддерживает требования истца, указывает, что ни ранее, ни до настоящего времени  ответчик не предпринимал никаких мер для получения охранного обязательства.

             Мэрии г. Ярославля поддерживает требования об изъятии объекта недвижимости и земельного участка.

            Представители третьих лиц в судебном заседании поддержали требования истца,  пояснили, что  2012г. ответчик эксплуатировал  здание, объект находился в  хорошем состоянии, в мае 2012г. была предпринята попытка сноса здания собственником, чему воспрепятствовали жители близлежащих домов. Действия собственника по сносу здания привели его в ненадлежащее состояние. Во время консервации здания собственником были испорчены наличники, сняты решетки и т.д. С 2012г. в здании произошло 2 пожара, что свидетельствует о ненадлежащей охране памятника собственником.        

            Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил

   Приказом департамента культуры Ярославской области от 24.04.2012 № 16 здание, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 107а, отнесено к выявленным объектам культурного наследия «Больница городская детская, 1907-1908 гг.».

  Постановлением Правительства Ярославской области от 12.09.2012 № 892-п дом № 107а по ул. Володарского в г. Ярославле отнесен к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения «Больница городская детская, 1907-1908 гг.», включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Приказами департамента культуры Ярославской области от 22.11.2012 № 50 и от 26.11.2012 № 51 утверждены границы его территории и предметы охраны. Граница территории памятника совпадает с границами земельного участка.

   В соответствии с абз. 3 ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется органами местного самоуправления поселений и городских округов. Согласно пп. 18 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения отнесена к вопросам местного значения.      

   Согласно п. 3.19. Положения о департаменте архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 20.03.2006 № 222, охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения осуществляется департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля (далее - департамент) в пределах полномочий, установленных действующим законодательством об объектах культурного наследия.

Собственником указанного объекта культурного наследия является общество с ограниченной ответственностью «Ярсантехмонтаж» (далее - ООО «Ярсантехмонтаж»).

 В соответствии с пунктом 2 статьи 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), пунктом 3.19 Положения о департаменте архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 20.03.2006 № 222, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных в г. Ярославле, относится к полномочиям департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля.

 В соответствии с пунктами 1.2, 3.36 Положения о департаменте культуры области, утвержденного постановлением Правительства области от 01.04.2008 № 78, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области по осуществлению государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с действующим законодательством.

 На основании приказа директора департамента от 21.05.2012 № 212 по факту причинения вреда объекту культурного наследия в отношении ООО «Ярсантехмонтаж» проведена выездная внеплановая проверка. В ходе проверки установлено, что собственником произведен снос части здания, составляющей часть предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного актом государственной историко-культурной экспертизы от 03.03.2012 г. Собственнику выдано предписание от 29.05.2012 № их. 22-1826/12 о немедленной приостановке работ на объекте.

По факту причинения вреда указанному объекту культурного наследия на основании приказа директора департамента от 21.10.2014 № 315 27.10.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Ярсантехмонтаж» (собственника здания). В ходе проверки установлено:

1.Здание на момент проверки не используется, внутрь здания существует
свободный доступ;

2.В большинстве оконных проемов утрачены оконные решетки;

3.Демонтированы приборы отопления;

4.Помещения захламлены бытовым мусором;

5.Разрушена одноэтажная часть здания, составляющая часть предмета
охраны объекта (объёмно-пространственную асимметричную композицию
разновеликих объёмов), утвержденного приказом департамента культуры
Ярославской области от 26.11.2012 №51;

6.Вследствие разрушения южной части здания, раскрытия дверных
проемов и форточек здание подвергается неблагоприятным атмосферно-
влажностным воздействиям.

По выявленным в ходе проверки 27.10.2014 г. нарушениям собственник вызван на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАПРФ.

На составление протокола собственник не явился. Протокол от 23.12.2014 № 61 по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ составлен в отсутствие собственника. Экземпляр протокола направлен собственнику письмом департамента от 26.12.2014 № ИХ.22-5474/14, получен собственником 16.01.2015. Протокол и другие материалы административного дела по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ переданы в Дзержинский районный суд г. Ярославля.

По результатам проверки департаментом собственнику направлены:

-предписание от 06.11.2014 № ИХ.22-4437/14 о проведении консервационных (противоаварийных) работ в срок до 20.12.2014;

-предписание от 06.11.2014 № ИХ.22-4438/14 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в срок до 01.11.2016.

            Оба предписания собственником получены.

Проверка исполнения предписания от 06.11.2014 № ИХ.22-4437/14 о проведении консервационных работ была назначена на 22.12.2014 на основании приказа директора департамента от 28.11.2014 № 371. Собственнику о проведении проверки направлено уведомление от 28.11.2014 № ИХ.22-5057/14. На проведение проверки собственник не явился. Составлен акт о невозможности проведения проверки и акт осмотра объекта.      По выявленным нарушениям (неявка) собственник вызван на составление протокола об административном правонарушении.

На 23.01.2015 на основании приказа директора департамента от 26.12.2014 № 414 была назначена документарная проверка исполнения предписания от 06.11.2014 № ИХ.22-4437/14 о проведении консервационных работ.
           Собственнику направлен запрос о представлении документов от 26.12.2014 №
ИХ.22-5472/14 (почтовое извещении о вручении от 16.01.2015). При проведении
проверки собственник не присутствовал. По итогам проверки составлен акт
документарной проверки, из которого следует, что требования предписания
департамента культуры Ярославской области от 06.11.2014 № ИХ.22-4437/14
собственником объекта культурного наследия ООО «Ярсантехмонтаж» не
выполнены.

Собственнику направлена копия акта проверки (письмо от 10.02.2015 № ИХ.22-0429/15) и извещение о месте и времени (10.03.2015 г.) составления протокола об административном правонарушении по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ (от

10.02.2015      № ИХ.22-428/15).

Материалы административного дела находятся в Дзержинском районном суде.

По итогам документарной проверки от 23.01.2015 г. собственнику направлено новое предписание (от 06.02.2015 № ИХ.22-0371/15) о проведении консервационных работ в срок до 11.03.2015.

На основании приказа директора департамента от 10.02.2015 № 54, 12.03.2015 состоялась документарная проверка исполнения предписания 06.11.2014 № ИХ.22-4437/14. Актом проверки установлено, что требования указанного предписания собственником не выполнены.

По итогам документарной проверки от 12.03.2015 г. собственнику направлено новое предписание (от 30.03.2015 № ИХ.22-1140/15) о проведении консервационных работ в срок до 27.04.2015.

31 марта 2015 г. на объекте культурного наследия произошел пожар, в результате которого памятник получил значительные повреждения. По данному факту на основании приказа директора департамента на 27.04.2015 назначено проведение выездной внеплановой проверки.

В результате проведения департаментом контрольных мероприятий установлено, что собственник не принимает мер по сохранению принадлежащего ему объекта культурного наследия, игнорирует законные требования контролирующего органа.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а так же в целях их защиты от неблагоприятного воздействияокружающей среды и от иных негативных воздействий. В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, относятся к землям историко-культурного назначения.

В соответствии с п. 3 ст. 52. Федерального закона № 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением обеспечения неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта.

Согласно ст. 11 Федерального Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: предъявлять в суд в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо собственник земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

В силу ст. 210 Гражданского Кодекса РФ и ч. 3 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.

Указанные факты свидетельствуют, что за период с 2012 г. по 2014 г. физическое состояние объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д. 107а, ухудшилось. Собственником здания не предпринималось достаточных мер против разрушения памятника, не выполнялись требования по сохранению объекта культурного наследия, чем нарушены обязательные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объекта культурного наследия: пункт 1, подпункт 4 пункта 2 статьи 33, пункт 3 статьи 48, пункт 3 статьи 52 Федерального закона № 73-ФЗ.

Департаментом культуры ООО «Ярсантехмонтаж» выданы предписания, в соответствии с которыми на общество наложена обязанность в срок до 20.12.2014 выполнить работы по консервации объекта культурного наследия (противоаварийные работы), в срок до 01.11.2016 выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с проектом, получившим положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и согласованным с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Невыполнение своевременных консервационных и ремонтно-реставрационных работ, непринятие мер по сохранению объекта культурного наследия в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом состоянии повлекло ухудшение физического состояния памятника. Таким образом, существует угроза полной утраты памятника.

В соответствии с ч. 1 ст. 61 Федерального закона № 73-ФЗ за нарушение указанного федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность.

     На основании того, что собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия, совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, суд

Руководствуясь ст.ст. 235,240 ГК РФ, статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

        Изъять у Общества с ограниченной ответственностью «Ярсантехмонтаж» объект культурного наследия местного муниципального значения «Больница городская детская, 1907-1908 гг.», расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Володарского, д.107 а, а также земельный участок, являющийся территорией указанного памятника путем его продажи с публичных торгов.

          Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ярсантехмонтаж» в доход федерального бюджета  6000 рублей  государственной пошлины.

          Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Митрофанова Г.П.