150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-19584/2018 |
16 ноября 2018 года |
Резолютивная часть решения оглашена ноября 2018 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО1 фирма "Среднерусская пчела" (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третье лицо: Департамент финансов Ярославской области(ИНН <***>,
ОГРН <***>),
о взыскании гранта в размере 0000.00 руб.
при участии:
от истца – ФИО2, по доверенности от 20.08.2018, служебному удостоверению № II-038;
от ответчика – глава ФИО1; ФИО3, по доверенности от 15.10.2018, удостоверению адвоката от 26.10.2002 № 495;
от третьего лица – представитель не присутствовал;
установил:
Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству ФИО1 фирма "Среднерусская пчела" о взыскании средств гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств в размере
7 770 000 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 26.09.2018 указанное исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу № А82-19584/2018. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ярославской области.
В судебном заседании истец поддержал иск, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению, представил документы в обоснование заявленных требований. Иск основан на нецелевом использовании средств гранта, выделенных на строительство убойного пункта, участии в деятельности коммерческой организации, наличии иного места работы. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец дополнил основание иска – не использование гранта в течение 24 месяцев с момента его получения.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, объяснениях и дополнениях, представил документы в обоснование своих возражений. Ответчик полагает, что при получении и расходовании гранта он действовал разумно и добросовестно, использовал грант полностью, истцом не доказано нецелевое использование гранта, основания для возврата денежных средств отсутствуют. У него имеется незавершенный строительством убойный пункт, он вышел из числа участников коммерческой организации и сложил с себя полномочия руководителя сельскохозяйственного производственного кооператива до подачи документов для получения гранта. В отношении доводов о несоответствии заявителя требованиям Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо представило отзыв на исковое заявление, в котором указывает на участие ответчика в коммерческой организации, на не использование гранта в течение 24 месяцев со дня его поступления на расчетный счет получателя, считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. В отзыве третьим лицом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
21 апреля 2015 года ФИО1 подана заявка на участие в конкурсе по отбору глав крестьянских (фермерских) хозяйств – участников региональной программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ярославской области" на 2015 – 2014 годы. В заявке ответчик сообщил о согласии с Правилами предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Протоколом заседания конкурсной комиссии от 07.07.2015 № 3 победителями конкурса определены трое претендентов, в том числе Глава Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 фирма "Среднерусская пчела" ФИО1, утвержден его план расходов на сумму 7 770 000 руб.
В соответствии с распоряжением Губернатора Ярославской области от 14.07.2015 № 385-р, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 признан победителем конкурса с предоставлением гранта в размере 7 770 000 руб.
Между Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области и Крестьянским (фермерским) хозяйством ФИО1 фирма "Среднерусская пчела" заключено соглашение от 14.07.2015 № 322 о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 4.5 соглашения, получателю на безвозвратной и безвозмездной основе предоставляется грант на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских фермерских хозяйств в размере 7 770 000 руб., который должен быть использован в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет главы КФХ.
Пункт 1.3 соглашения предусматривает, что грант предоставляется в целях возмещения расходов, связанных с развитием семейной животноводческой фермы, по каждому (каждой) наименованию (статье) расхода, указанному (указанной) в утвержденном комиссией плане расходов (приложение к соглашению).
Подпункт 2.2.1 пункта 2.2 соглашения возлагает на получателя обязанность представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие оплату за счет собственных средств не менее 40 процентов стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, а также документы, подтверждающие целевое использование бюджетных средств.
План расходов, предлагаемых к софинансированию за счет гранта, на общую сумму 12 950 000 руб. приводится в приложении к соглашению (в редакции дополнительного соглашения от 21.04.2016 № 2). В пункт 3.1 плана расходов включены затраты на строительство убойного пункта в сумме 900 000 руб., в том числе
540 000 руб. за счет гранта.
В пункте 3.6 соглашения закреплены основания для возврата гранта в бюджет в полном объеме:
- выявления факта(ов) нецелевого использования средств;
- выявления факта отсутствия ведения получателем предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана;
- выявления факта продажи, передачи в пользование или аренду, дарения, обмена или взноса в виде пая или вклада имущества, приобретенного за счет гранта;
- неиспользования гранта в течение 24 месяцев со дня его поступления на расчетный счет получателя.
Средства гранта перечислены ответчику:
- из областного бюджета – платежным поручением от 22.07.2015 № 2789 на сумму 3 400 000 руб. (исполнено 29.07.2015);
- из федерального бюджета – платежным поручением от 20.07.2015 № 658893 на сумму 4 370 000 руб. (исполнено 20.07.2015).
С учетом установленного срока 24 месяца со дня поступления средств на расчетный счет получателя, грант подлежал использованию до 29.07.2017.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Будучи формой субсидии, гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; в случае нарушения условий, установленных при предоставлении грантов, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункты 1, 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Правила предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств приведены в приложении 2 к региональной программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ярославской области" на 2015 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.09.2014 № 951-п.
Пункт 1.2 Правил в редакции, действующей на момент подачи ответчиком заявки на участие в конкурсе, предусматривал, что заявитель, подающий заявку на участие в конкурсе по отбору глав КФХ – участников Программы, не должен являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением КФХ, главой которого он является; КФХ должно являться единственным местом трудоустройства заявителя.
Согласно пунктам 2.1, 6.3 Правил, грант предоставляется главе КФХ в форме субсидии единовременно на безвозмездной и безвозвратной основе. Грант подлежит возврату в бюджет в полном объеме, если:
- выявлен факт нецелевого использования гранта;
- выявлен факт отсутствия ведения получателем гранта предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана;
- выявлен факт продажи, передачи в пользование или аренду, дарения, обмена или взноса в виде пая или вклада имущества, приобретенного за счет гранта;
- грант не использован в течение 24 месяцев со дня его поступления на расчетный счет получателя.
В случае невыполнения получателем гранта требований правил и соглашения уполномоченный орган составляет акт о невыполнении требований правил и направляет его получателю гранта с уведомлением о взыскании суммы гранта в полном объеме. Получатель гранта обязан осуществить возврат гранта в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении. В случае если возврат гранта не произведен, взыскание средств производится в судебном порядке (пункты 6.4 – 6.6 Правил).
Из искового заявления, претензии и объяснений истца в судебном заседании следует, что предпринимательская деятельность получателем ведется, необходимая отчетность предоставляется, план расходов исполнен, за исключением строительства убойного пункта. Следовательно, правовое значение для рассматриваемого дела имеют целевое использование средств в части убойного пункта и использование гранта на строительство убойного пункта в течение 24 месяцев со дня его поступления на расчетный счет получателя.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные сторонами доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу о недоказанности оснований для возврата гранта.
Отсутствие убойного пункта.
Соглашение от 14.07.2015 № 322 о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств обязывает получателя предоставлять в уполномоченный орган декларации с отметкой налогового органа в течение всего срока реализации бизнес-плана (пункт 3.2), сведения об основных показателях деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 5 лет с момента получения гранта (пункт 3.3).
О ведении получателем предпринимательской деятельности в течение заявленного срока реализации бизнес-плана говорится в пункте 3.6 соглашения.
Следовательно, участие получателя в региональной программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ярославской области" не ограничивается 24 месяцами со дня поступления гранта на его расчетный счет.
Бизнес-план мясного скотоводства, утвержденный ответчиком 20.04.2015 и представленный для участия в конкурсе, предусматривает реализацию проекта в течение 5 лет. Сроки строительства убойного цеха в июле 2015 года – декабре 2016 года носят плановый характер и могут быть скорректированы в пределах общего срока реализации проекта.
Гарантийным письмом от 20.04.2015 ответчик гарантировал ведение хозяйственной деятельности и реализацию проекта не менее 5 лет.
В Правилах предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и соглашении от 14.07.2015 № 322 о предоставлении гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств отсутствует перечень документов, подтверждающих затраты на строительство убойного пункта, помимо предоставляемой ответчиком отчетности.
Суд считает достаточными доказательствами целевого использования средств гранта договор подряда от 25.08.2015 на выполнение работ по строительству убойного пункта стоимостью 900 000 руб., платежные поручения от 28.08.2015 № 71, от 26.08.2015 № 67 на сумму 900 000 руб. (540 000 руб. +
360 000 руб.) с назначением платежа за строительство убойного пункта.
Актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 18.10.2018 № 1 зафиксировано выполнение подрядчиком работ по строительству здания убойного пункта стоимостью 963 488.88 руб. за период с 26.08.2015 по 18.10.2018.
Согласно заключению от 17.10.2018, подготовленному Обществом с ограниченной ответственностью "Независимая оценка", работы по строительству здания для забоя скота выполнены на 69 процентов, рыночная стоимость незавершенного строительством здания для забоя скота составляет 963 490 руб.
Здание убойного пункта строится на земельном участке с кадастровым номером 76:12:040407:43, принадлежащем ответчику на праве собственности (л.д. 152, 153).
Совместным актом осмотра от 08.11.2018 стороны зафиксировали наличие на земельном участке нежилого здания из силикатного кирпича, на бетонном фундаменте, размером 9.7 м х 6.4 м, в котором планируется оборудовать убойный пункт. Внутри здания имеются перегородки для оборудования необходимых помещений (раздевалка, душевая, холодильная камера, помещение для убоя, помещение для разделки туш). Внутренняя отделка отсутствует, водоснабжение и электричество отсутствуют. К акту прилагаются фотографии здания.
Акты осмотра от 22.03.2018, от 31.05.2018 и составленный на их основании акт о невыполнении требований Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм от 09.06.2018 не свидетельствуют об отсутствии убойного пункта у ответчика, поскольку осмотры проводились в отношении иного земельного участка.
Фактическая стоимость незавершенного строительством здания для забоя скота в размере 963 490 руб. истцом не оспаривается.
Требование о предоставлении разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, заключения о соответствии ветеринарным нормам и правилам в течение 24 месяцев со дня поступления гранта на расчетный счет получателя предъявлено истцом неправомерно.
Руководство сельскохозяйственным производственным кооперативом (колхозом) "Белосельский".
По данным Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 51, 52, 73, 74), ФИО1 с 18 апреля 2011 года является председателем сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Белосельский".
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» выборы председателя кооператива и прекращение его полномочий отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива.
Протоколом внеочередного общего собрания членов кооператива от 26.02.2015 № 1 полномочия председателя ФИО1 прекращены с 27.02.2015, председателем избран ФИО4
Оснований не доверять протоколу и заявлению ответчика о сложении полномочий от 10.02.2015 у суда не имеется.
Участие в деятельности Общества с ограниченной ответственностью "Крона Плюс".
По данным Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 44 – 46, 83 - 85), ФИО1 с 16 апреля 2014 года является участником Общества с ограниченной ответственностью "Крона Плюс", ему принадлежит доля в уставном капитале общества номинальной стоимостью 16 000 руб.
К представленному ответчиком заявлению о выходе из общества от 15.04.2015 суд относится критически.
Согласно подпункту 2 пункта 7 статьи 23 Федерального закона от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», доля переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника общества о выходе из общества. На представленном заявлении отсутствует отметка общества о получении с указанием фамилии, имени, отчества и должности получившего его лица.
Согласно пункту 1 статьи 26 данного Федерального закона, с 01 января 2016 года заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок. Представленное заявление не удостоверено нотариусом, поскольку по состоянию на 15.04.2015 этого не требовалось. Однако основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о выходе ответчика из общества послужило не заявление от 15.04.2015, а нотариально заверенное заявление от 26.10.2018 серии 76 АБ № 1550654.
Следовательно, ответчик не доказал прекращение участия в Обществе с ограниченной ответственностью "Крона Плюс" на момент подачи заявки на участие в конкурсе, что является нарушением условий предоставления гранта.
Вместе с тем, в отзыве на исковое заявление и судебном заседании ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права (статьи 196, 200, 204 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1.3.2 пункта 1.3 Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на уполномоченный орган и конкурсную комиссию возложены обязанности по запросу выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, составлению заключения о деловой репутации заявителя, проверке документов на комплектность, полноту и достоверность сведений.
Решение конкурсной комиссии о предоставлении (или непредоставлении) гранта оформляется протоколом (подпункт 1.3.3 пункта 1.3 Правил предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств).
Действуя добросовестно, истец должен был узнать об участии ответчика в коммерческой организации и наличии у него иного места работы в день проведения заседания конкурсной комиссии, оформленного протоколом от 07.07.2015 № 3. Срок исковой давности истек 07.07.2018.
Об обстоятельствах, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, истец не заявил, соответствующих доказательств не представил.
Статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истечение срока исковой давности исключает взыскание средств гранта в связи с нарушением условий, установленных при его предоставлении.
Кроме того, по своей правовой природе возврат гранта является формой гражданско-правовой ответственности. Он должен применяться с учетом вытекающих из Конституции Российской Федерации и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. Статьями 38, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Нецелевым использованием бюджетных средств считается оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При совершении получателями грантов формальных нарушений, которые не привели к нецелевому использованию бюджетных средств, возврат гранта как мера ответственности не соответствует принципам справедливости и соразмерности ответственности.
В рассматриваемом деле грант полностью использован ответчиком в установленный срок и по целевому назначению, определенному планом расходов, результат использования средств соотносится с целью, установленной при предоставлении гранта.
Учитывая изложенное, исковые требования Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области не подлежат удовлетворению.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Кузьмичев А.В. |