ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2037/09 от 15.05.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А 82-2037/2009-28

25 «мая» 2009 г.

Резолютивная часть решения оглашена – 15 мая 2009г.

Полный текст решения изготовлен – 25 мая 2009г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры»

  об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области   от 06.02.09 № А-03-07/35-08 по делу об административном правонарушении,

при участии:
 от заявителя - Ручкинова А.В. – предст. по дов.
 от административного органа – Антонова М.В. - предст.по пост. дов.


установил:

Открытое акционерное общество Ярославский завод дизельной аппаратуры» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 06.02.09 № А-03-07/35-08, вынесенного Заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области «о наложении административного наказания» в виде штрафа в размере трех сотых суммы выручки заявителя от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2007 год, что составляет 151 394,22 рублей на основании статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  Правовая позиция заявителя основана на том, что факт совершения вменяемого ему правонарушения предприятие не оспаривает; считает неправомерным применение к нему мер административной ответственности, поскольку предприятие исполнило выданное ему предписание и добровольно уплатило в федеральный бюджет 176 228,84 руб. незаконно полученного дохода. При таких обстоятельствах привлечение к административной ответственности считает повторным и не обоснованным.

Также заявитель ссылается на тяжелое материальное положение предприятия, просил суд уменьшить сумму штрафа до минимального размера, установленного в пределах санкции, предусмотренной по статье 14.31 КоАП РФ, при установлении судом оснований для привлечения его к ответственности.

Административный орган считает вынесенное постановление законным и обоснованным, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
  Оспариваемым постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере трех сотых выручки Предприятия от оказания услуг по передаче энергии за 2007 год, что составляет 151 394,33 руб. за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах территории, охваченной присоединенной сетью. Данный факт подтвержден материалами дела, не оспаривается ни одной из сторон, судом считается установленным.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите прав конкуренции» запрещаются любые действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
  В качестве недопустимых действий административным органом заявителю вменяются действия, повлекшие ущемление интересов других лиц - ООО «Гранд» - взимание платы за услуги по передаче электроэнергии без установленного органами государственной власти соответствующего тарифа , в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

01.09.05 между ООО «Гранд» и АОА «ЯЗДА» был заключен абонентский договор поставки электрической энергии № 26, условия которого исходят из договора № 161 от 1995г., заключенного между ОАО «Энергосбыт Ярэнерго» и ОАО «ЯЗДА (п.7.1). Согласно п.4.1 договора расчет за электроэнергию осуществляется по тарифу, утвержденному Генеральным директором ОАО «ЯЗДА».Данный тариф состоял, в том числе из дополнительной платы, которая составляет13 копеек за 1 кВт.ч. Размер дополнительной платы в 13 копеек рассчитан ОАО «ЯЗДА» согласно плановой калькуляции, утвержденной заместителем генерального директора по финансово-экономическим вопросам от

31.12.03, куда входили: производственные затраты на перераспределение, транспортировку электроэнергии, кроме того затраты на содержание электрооборудования.

На основании договора ОАО «ЯЗДА» выставляло заявителю счета-фактуры для оплаты услуг за элетроэнергию, куда также входила и дополнительная плата в размере 13 копеек за 1 кВт.ч.

В материалах дела имеются счета-фактуры, выставленные ОАО «ЯЗДА» ООО «Гранд» за период 2006-2008гг. на общую сумму 176 228,84 руб.

Данная сумма была ООО «Гранд» перечислена ОАО «ЯЗДА» следующими платежными поручениями: № 253 от 06.05.06, № 357 от 09.06.06, № 438 от 05.07.06, № 552 от 07.08.06, № 663 от 06.09.06, № 770 от 09.10.06, № 858 от 09.11.06, № 952 от 08.12.06, № 18 от 11.07.07, № 120 от 08.02.07, № 229 от 07.03.07, № 370 от 10.04.07, № 496 от 15.05.07, № 638 от 09.06.07, № 766 от 12.07.07, № 908 от 10.08.07.

Установлен определенный порядок расчета платы за услуги по передаче электрической энергии, который производится только органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов путем рассмотрения индивидуально соответствующих дел. Такой порядок предусмотрен статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ», п.64 Постановления Правительства РФ от 26.02.04 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ».

Согласно письма № 2264 о07.10.08, полученного от Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, ОАО «ЯЗДА» тариф на услуги по передаче электрической энергии не устанавливался.

ОАО «ЯЗДА» осуществляет передачу электрической энергии по своим сетям, является субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Взимание заявителем не установленной в надлежащем порядке платы повлекло нарушение интересов ООО «Гранд» субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке по передаче электроэнергии (ОАО «ЯЗДА»).

Дело об административном правонарушении административным органом было возбуждено на основании решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16.12.08 по делу № 03-03/71-08, которым Общество признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Обществу было выдано предписание от 16.12.08 о перечислении в федеральный бюджет незаконно полученного дохода в общей сумме 176 228,84 руб. – в срок до 20 января 2009 года.

Указанная сумма незаконно полученного дохода была ОАО «ЯЗДА» перечислена в бюджет платежным поручением от 23.04.09 № 2181.

По факту совершения обществом вменяемого правонарушения Заместителем прокурора г. Ярославля было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.08 б/н (в материалах дела). По итогам рассмотрения ответчиком указанного постановления о возбуждении дела было принято оспариваемое постановление «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № А 03-07/35-08» от 06.02.09, которым ОАО «ЯЗДА» была привлечена к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде 151 394,22 руб. штрафа.

Вышеуказанные обстоятельства дела подтверждены материалами дела, признаются обеими сторонами по делу, установлены судом.

Оценивая доводы сторон, суд пришел к выводу о правомерности заявленных предприятием требований исходя из следующего.

Материалами дела установлен факт совершения вменяемого ОАО «ЯЗДА» правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.

Подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено право антимонопольного органа выдавать соответствующие предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Этой норме корреспондируют положения части 3 статьи 51 Закона, в силу которых лицо, которому выдано такое предписание, обязано в указанный в предписании срок перечислить в федеральный бюджет соответствующий доход. В случае не исполнения данной обязанности сумма дохода подлежит взысканию в судебном порядке.

Ответчик, таким образом, имел надлежащие полномочия на выдачу предписания от 16.12. 08 - о перечислении в бюджет суммы незаконно полученного дохода.

Вместе с тем, Пленум Высшего арбитражного суда РФ в пункте 9 Постановления от 30.06.08 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» указал, что «взыскание в Федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные упомянутыми статьями КоАП РФ, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения антимонопольного законодательства, применение которых одновременно - недопустимо».

Учитывая содержание решения и предписания от 16.12.09 по антимонопольному делу - в части обязания ОАО «ЯЗДА» по перечислению в федеральный бюджет суммы незаконно полученного дохода в размере 176 228,84 руб. в срок до 20 января 2009 года, необоснованным следует признать последующее привлечение ОАО «ЯЗДА» также и к административной ответственности оспариваемым постановлением от 06.02.09.

При рассмотрении спора между сторонами суд учитывает также и факт уплаты ОАО «ЯЗДА» суммы незаконно полученного дохода в бюджет платежным поручением от 23.04.09 № 2181, представленным в материалы дела.

На основании изложенного, руководствуясь 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06.02.09 № А03-07/35-08», вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ярославской области в размере 151 394,22 руб., в отношении Открытого акционерного общества «Ярославский завод дизельной аппаратуры» - по статье 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья А.В. Глызина