150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-21461/2020 |
09 апреля 2021 года |
Резолютивная часть решения оглашена 30.03.2021.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маянцевой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения от 05.12.2019 № 4453,
об обязании возвратить излишне уплаченный налог на имущество организаций в размере 1 036 493,00 руб.,
при участии
от заявителя - ФИО1 - директора,
от ответчика – ФИО2- главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 27.09.2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Санаторий «Черная речка» (адалее – Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области(далее – Инспекция) от 05.12.2019 № 4453 об отказе в зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога, об обязании Инспекции возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на имущество организаций в размере 1 036 493,00 руб.
В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ст.49 АПК РФ отказался от требования о признании недействительным решения инспекции от 05.12.2019 № 4453, просит обязать инспекцию возвратить из бюджета излишне уплаченный налог на имущество организаций в размере 1 036 493,00 руб.
Частичный отказ от заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ судом принят.
Заявитель основывается на ст.ст.21, 78 НК РФ, правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О, указывает, что заявление о возврате переплаты по налогу подано в суд в пределах трехлетнего срока с момента, когда заявитель узнал о наличии переплаты.
В настоящее время право на применение налоговой льготы и размер льготы налоговым органом не оспаривается, однако при проведении камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций налоговый орган отрицал наличие у Общества права на данную льготу, не уведомил Общество об окончании камеральной налоговой проверки и ее результатах.
В частности, 24.12.2018 (в последний день трехмесячного срока камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций) инспекцией были направлены Обществу требования № 11338 от 24.12.2018 и № 11339 от 24.12.2018 о представлении пояснений, в которых указано, что выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями налогоплательщика и сведениями, полученными в ходе налогового контроля, увеличение остаточной стоимости льготируемого имущества не подтверждено, предложено уточнить налоговые обязательства по налогу на имущество организаций за 2015, 2016 годы. По указанным требованиям инспекции Общество 05.03.2019 направляло письменные пояснения и документы по поводу правомерности использования льготы.
Указанными действиями Общество было введено в заблуждение относительно результатов камеральной проверки уточненных налоговых деклараций, в связи с чем у Общества отсутствовали основания полагать о наличии переплаты по налогу на имущество, и оно не обратилось своевременно с заявлением о возврате излишне уплаченного налога по результатам камеральной проверки. Заявитель считает, что налоговый орган в нарушение положений п.3 ст.78 НК РФ не известил налогоплательщика о наличии у него переплаты по налогу.
Кроме того, окончательный размер налогового обязательства определяется в налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представляемой по итогам налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.3 ст.386 НК РФ).
Таким образом, юридические основания для возврата излишне уплаченного налога на имущество наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
С учетом изложенного заявитель считает, что при обращении 02.12.2019 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога им не был пропущен трехлетний срок с даты представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год и с даты представления уточненных налоговых деклараций за 2015 и 2016 годы.
Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указывает, что Обществом пропущен трехлетний срок для подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, установленный п.7 ст.78 НК РФ, со дня излишней уплаты налога.
Уплата налога была произведена 18.12.2015 в сумме 190 704руб., 22.06.2016 в сумме 295 639руб., 13.07.2016 в сумме 279 782руб., 12.10.2016 в сумме 270 368руб. Заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций за 2015-2016 годы в размере 1 036 493руб. следовало подать не позднее 18.12.2019, фактически заявление подано Обществом в налоговую инспекцию 02.02.2019 (зарегистрировано 04.12.2019 № 67184846) , то есть с пропуском установленного законом трехлетнего срока.
В связи с этим решение об отказе в возврате излишне уплаченного налога является правомерным.
Относительно довода Общества о том, что в нарушение п.3 ст.78 НК РФ налоговый орган не сообщил ему о наличии переплаты, инспекция основывается на правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 25.02.2009 № 12882/08, согласно которой вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Ответчик указывает, что в соответствии с названным постановлением моментом, когда налогоплательщик может узнать о наличии переплаты по налогу, является день уплаты налога или день подачи налоговой декларации.
В спорной ситуации налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговых расчетов по авансовому платежу за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев 2015 и 2016 года, налоговых деклараций за 2015 и 2016 годы по налогу на имущество организаций произведен перерасчет налога и установлена излишняя сумма уплаченного налога.
В силу подп.10 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
Обществу по его запросам после представления уточненных налоговых деклараций неоднократно направлялись справки о состоянии расчетов с бюджетом, содержащие сведения о наличии переплаты по налогу на имущество организаций в сумме 1 036 493руб. и по пеням в сумме 19 213,54руб.: по состоянию на 03.10.2018 № 38105, по состоянию 13.10.2018 № 39678 и по состоянию на 23.11.2018 № 48003.
В связи с этим инспекция считает, что до истечения установленного п.7 ст.78 НК РФ срока Общество информировалось инспекцией о наличии переплаты по налогу.
Кроме того, сам по себе факт нарушения положений п.3 ст.78 НК РФ не изменяет установленный порядок исчисления срока давности для возврата налога, на что указано в определении Верховного Суда РФ от 07.10.2016 № 305-КГ16-12552.
Довод Общества о том, что отсчет трехлетнего срока на возврат излишне уплаченного налога следует производить с момента представления уточненных налоговых деклараций, не соответствует положениям Налогового кодекса РФ, а именно пункту 7 ст.78 НК РФ.
Ответчик также пояснил, что камеральные налоговые проверки уточненных налоговых деклараций завершены 24.12.2018, нарушений не выявлено, право на применение льготы подтверждено, решения о привлечении ООО «Санаторий «Черная речка» к ответственности не выносились. По камеральным налоговым проверкам, не установившим нарушений, акты и справки о проведенной проверке не составляются, решения не выносятся.
Направление Обществу требований от 24.12.2018, дальнейшая переписка с Обществом и изучение дополнительных документов, по мнению инспекции, не свидетельствует о продолжении камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций (расчетов) и необоснованности применения налоговой льготы, приведшей к переплате по налогу. Право на льготу подтверждено, наличие переплаты в сумме 1 036 493руб. инспекция не оспаривает.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В силу статей 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и пеней.
Согласно п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 данной статьи установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В то же время, данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте, на что указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 28.02.2006 № 11074/05, излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды.
Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 21 декабря 2011 года № 1665-О-О, от 21 июня 2001 года № 173-О), закрепление в статье 78 НК РФ трёхлетнего срока давности для возврата излишне уплаченною налога не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200 ГК РФ).
Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что Обществом 24.09.2018 были поданы в налоговый орган уточненные налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций за 2015 и 2016 годы, в которых увеличена остаточная стоимость льготируемых основных средств, что повлекло излишнее начисление и уплату налога на имущество организаций за 2015-2016 годы в сумме 1036493руб. Причиной явилась бухгалтерская ошибка: в связи со сменой бухгалтера в первоначальных налоговых декларациях (расчетах) остаточная стоимость льготируемого имущества не учитывала остаточную стоимость приобретенных основных средств. Данная бухгалтерская ошибка была выявлена Обществом в сентябре 2018 года, сумма излишне уплаченного налога определена в налоговых декларациях и налоговых расчетах, представленных 24.09.2018.
Уплата налога на имущество за 2015-2016 годы произведена Обществом 18.12.2015 в сумме 190 704руб., 22.06.2016 в сумме 295 639руб., 13.07.2016 в сумме 279 782руб., 12.10.2016 в сумме 270 368руб.
Сформировавшаяся в результате подачи уточненных налоговых деклараций переплата по налогу на имущество организаций в сумме 1 036 493руб. за 2015 и 2016 годы технически была отражена в КРСБ ООО «Санаторий «Черная речка». По запросам Общества инспекцией были направлены о состоянии расчетов с бюджетом, содержащие сведения о наличии переплаты по налогу на имущество организаций в сумме 1 036 493руб. и по пеням в сумме 19 213,54руб.: по состоянию на 03.10.2018 № 38105, по состоянию 13.10.2018 № 39678 и по состоянию на 23.11.2018 № 48003.
Вместе с тем, налоговым органом были проведены камеральные налоговые проверки представленных 24.09.2018 уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам) с целью подтверждения обоснованности и правомерности уменьшения суммы ранее исчисленного налога.
Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 НК РФ.
В соответствии с п.п.2, 3 ст.88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).
Как указывает ответчик, камеральная налоговая проверка закончилась 24.12.2018, нарушений не установлено, право на льготу подтверждено.
Однако данное утверждение вступает в противоречие в дальнейшими действиями налогового органа, который 24.12.2018 (в последний день трехмесячного срока камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций) направил Обществу требования № 11338 от 24.12.2018 и № 11339 от 24.12.2018 о представлении пояснений, в которых указано, что выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями налогоплательщика и сведениями, полученными в ходе налогового контроля, увеличение остаточной стоимости льготируемого имущества не подтверждено, предложено уточнить налоговые обязательства по налогу на имущество организаций за 2015, 2016 годы. По указанным требованиям инспекции Общество 05.03.2019 направляло письменные пояснения и документы по поводу правомерности использования льготы.
В связи с этим суд полагает, что правовая позиция налогового органа о том, что он известил Общество о наличии переплаты путем направления справок о состоянии расчетов с бюджетом, противоречит действиям налогового органа, фактически продолжавшего камеральную проверку как минимум до 05.03.2019 и усмотревшего нарушения при уменьшении суммы налога на имущество организаций по уточненным налоговым декларациям (расчетам).
Действия налогового органа в ходе проведения камеральной налоговой проверки не давали заявителю оснований считать данную переплату подтвержденной налоговым органом. Суд обращает внимание, что справки о состоянии расчетов с бюджетом были направлены Обществу до окончания установленного срока проведения камеральных налоговых проверок и их фактического завершения.
Из положений ст.200 ГК РФ следует, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Поскольку переплата возникла в результате дополнительного заявления Обществом права на льготу по налогу на имущество, которую налоговый орган оспаривал как минимум по состоянию на 24.12.2018 (согласно требованиям № 11338 от 24.12.2018 и № 11339 от 24.12.2018), суд считает, что в данной конкретной ситуации заявитель должен был узнать и узнал о нарушении своего права не ранее представления уточненных налоговых деклараций (расчетов).
Следовательно, трехлетний срок обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, исчисляемый с 24.09.2018, заявителем не пропущен, заявленное требование подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170 п.4 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) возвратить из соответствующего бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка"(ИНН <***>, ОГРН <***>) излишне уплаченный налог на имущество организаций в размере 1 036 493,00 руб.
В части требования о признании недействительным решения от 05.12.2019 № 4453 производство по делу прекратить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Санаторий "Черная речка"(ИНН <***>, ОГРН <***>) 3000руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать по заявлению взыскателя после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Розова Н.А. |