ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-22638/2017 от 18.04.2018 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-22638/2017

14 мая 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2018.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой Н.П.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>)

3-и лица: ФИО1, ФИО2

о признании незаконными распоряжений от 27.06.2017 № 323 и № 321

при участии:

от заявителя – ФИО3 – по дов. от 31.01.2018

от ответчика – ФИО4 – по дов. от 12.07.2016

от 3-го лица 1 – ФИО1 – паспорт

от 3-го лица 2 – ФИО2 - паспорт

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Ярославль" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля о признании незаконными распоряжений от 27.06.2017 № 323 и № 321.

Определением суда от 27.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане ФИО1, ФИО2

Заявитель требования поддержал в полном объеме.

Ответчик возражал по доводам отзыва, представил комплект документов с заявлениями третьих лиц.

Третьи лица поддерживают доводы Администрации.

Обращаясь с настоящим заявлением в суд, ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» указало, что Территориальной администрацией Заволжского района мэрии города Ярославля приняты следующие решения:

1.Распоряжение от 27.06.2017г. №323 О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: <...>.

2.Распоряжение от 27.06.2017г. №321 О согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения по адресу: <...>.

В указанных жилых помещениях произведено переустройство (замена) инженерных сетей газоснабжения с установкой газового оборудования.

С указанными распоряжениями ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» не согласно по следующим основаниям.

Общество является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии для потребителей г.Ярославля.

Потребителями, проживающими в жилом доме по адресу <...>, осуществляется непосредственное управление многоквартирным домом (отсутствует управляющая компания), в связи с чем поставку коммунальных ресурсов потребителям, проживающим в указанном доме, осуществляют непосредственно ресурсоснабжающие организации, в том числе ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль».

В адрес Общества 03.10.2017 поступили заявления от ФИО1 (проживает по адресу: <...>) и от ФИО2 (проживает по адресу: <...>) с просьбой направить представителя для отключения жилых помещений от системы центрального отопления в связи с переходом на индивидуальное отопление. В качестве основания к заявлениям были приложены копии оспариваемых распоряжений территориальной администрации Заволжского района мэрии г. Ярославля.

Заявитель полагает, что исключение из расчетов за коммунальную услугу по отоплению площади жилого помещения, в котором установлен индивидуальный источник теплоснабжения, приведет к увеличению платежной нагрузки на прочих потребителей коммунальных услуг в указанном доме, а также приведет к невозможности получения оплаты Обществом стоимости тепловой энергии, израсходованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Кроме того, указывает заявитель, перевод на автономное отопление отдельно взятых квартир в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, что впоследствии может привести к нарушению качества оказываемых ООО «Газпром теплоэнерго Ярославль» и предъявлению к Обществу претензий со стороны собственников квартир в данном доме.

Ответчик в письменном отзыве сообщил, что администрация в силу пп.13 п.3.1. Положения, утвержденного решением муниципалитета г.Ярославля от 12.09.2006 №304 является уполномоченным органом при осуществлении функций по согласованию переустройства и перепланировки жилых помещений. Предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 09.07.2010 №2773. Третьи лица в администрацию представили необходимый комплект документов, предусмотренной ч.2 ст.26 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства жилого помещения отсутствовали. Ответчик считает, что заявитель не доказал того, что в результате перехода двух квартир на автономное отопление произошло изменение теплового баланса 4-х квартирного дома, которое негативно влияет на качество предоставляемых услуг по отоплению. Также ответчик считает недоказанным нарушение прав и законных интересов заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.

Оценивая материалы дела, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому 5 акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений статей 197, 198, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, Общество оспаривает распоряжения администрации о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в том числе, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (подпункт 7 пункта 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным Постановлением мэрии г. Ярославля от 09.07.2010 № 2773 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений».

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, которое должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса Российской Федерации "Переустройство и перепланировка жилого помещения".

Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации). Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 данной статьи(часть 3).

В силу положений частей 4 и 5 указанной статьи решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В качестве оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения статье 27 Жилищного кодекса Российской Федерации подразумевает следующие:

непредставление определенных частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов;

представление документов в ненадлежащий орган;

несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В силу части 2 указанной статьи решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, оспариваемые распоряжения вынесены администрацией на основании заявлений собственников жилых помещений о переустройстве и перепланировке жилых помещений, в том числе, в связи с проведением демонтажа (отключением от) приборов центрального отопления, установлением индивидуальных приборов отопления.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

Согласно пункту 15 статьи 14 Закона №190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Из содержания указанной нормы закона следует, что она носит отсылочный характер и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии только в том случае, если такие источники тепловой энергии включены в перечень, определенный Правительством Российской Федерации. Случаи, предусмотренные схемой теплоснабжения, являются исключительными и учитываются тогда, когда к рассматриваемой ситуации не подлежит применению общее правило, установленное пунктом 15 статьи 14 Закона № 190-ФЗ.

В соответствии с пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 (далее – Правила №307) в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической

энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Таким образом, в перечень запрещенных к использованию индивидуальных квартирных источников тепловой энергии включены только источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие указанным в пункте 44 Правил №307 требованиям.

Судом установлено, что собственники жилых помещений – ФИО1, ФИО2, обращаясь в администрацию с заявлением, приложили к заявлению документы, указанные в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе, технический паспорт объекта недвижимости, проектную документацию.

Третьи лица пояснили, что переход на индивидуальное отопление был вынужденной мерой, поскольку 4-квартирный двухэтажный жилой дом №5 по ул.Лучезарная г.Ярославля 1937 года постройки, имеет старые коммуникации, квартиры №2 и 4 располагаются с северной стороны дома, тепловой баланс в доме не сохраняется, в квартирах постоянно влажность, что негативно отражается на здоровье семей, проживающих в данном доме. Из-за удаленности дома от основного жилого массива горячая вода в неотапливаемый период имеет ненадлежащую (низкую) температуру.

Дом не является памятником архитектуры.

Квартиры ФИО1 и ФИО2 расположены в одной части дома на 1 и 2 этаже (одна над другой).

Протоколом от 16.03.2017 собрания собственников жилого дома №5 по ул.Лучезарная согласован переход квартир №2 и №4 на индивидуальное газовое отопление.

В материалы дела представлен протокол собрания собственников жилья по адресу: <...> от 12.07.2017, согласно которому собственники квартир 1 и 3 претензий на установку фасадного коллективного дымохода не имеют.

Протоколом от 27.01.2018 собрания жильцов лома №5 по ул.Лучезарная подтверждено, что в результате перехода квартир №2 и №4 на индивидуальное отопление система теплоснабжения в квартирах №1 и №3 не пострадала.

Проектом, разработанным ООО «ЯрославльГаз-Сервис» на основании технических условий АО «Газпром газораспределение Ярославль» филиал в г.Ярославле от 10.11.2016, предусмотрена установка дополнительного газового оборудования (газового котла) в помещении кухни. Точкой подключения является существующий газопровод низкого давления Ду 25 мм из стальной трубы, проложенной по фасаду дома №5 по ул.Лучезарная.

Проект переустройства квартир выполнен Обществом с ограниченной ответственностью «РИККОМ», имеющей свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Материалами дела подтверждается, что третьи лица предоставили в адрес ответчика помимо собственно заявления собственника о переустройстве квартиры комплект документов, предусмотренных ст.26 Жилищного кодекса РФ, и администрация не установила нарушений, предусмотренных ч.1 ст.27 ЖК РФ, соответственно, у ответчика не имелось правовых оснований для вынесения решения об отказе в согласовании переустройства.

Пунктом 1.7.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что не допускается переоборудование квартир, ведущее к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного в здании оборудования. Обществом не доказано, что произведенное третьим лицом переустройство (демонтаж приборов центрального отопления, установка индивидуального газового котла) нарушает работу инженерных систем рассматриваемого дома. Согласно пункту 1.7.3. указанных правил, перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

Общество не доказало, что приборы отопления, расположенные в квартирах №2 и №4, предназначены для функционирования системы отопления в целом и являются неотъемлемыми элементами, без которых данная система не может функционировать.

Суд отмечает отсутствие в материалах дела сведений о наличии обращений (жалоб) собственников смежных жилых помещений в спорном доме, свидетельствующих о нарушениях теплового режима в связи с переоборудованием системы отопления в квартирах третьих лиц.

Заявитель является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем услуги по теплоснабжению 4-квартирного дома.

Вместе с тем данное обстоятельство не является безусловным свидетельством нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в результате переоборудования системы отопления в квартире третьих лиц.

Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Общее количество потребленной домом тепловой энергии, определённое на основании показаний коллективного прибора учёта, распределяется исполнителем коммунальных услуг между жильцами многоквартирного дома пропорционально площади занимаемых помещений в соответствии с пунктом 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

При этом суд учитывает, что перераспределение между собственниками помещений в доме платы за тепловую энергию может затрагивать интересы указанных собственников, но не соотносится с предпринимательскими интересами Общества и не соотносится с данным предметом спора по оспариванию распоряжений территориальной администрации.

Ссылки Общества на изменение теплового баланса дома и нарушение работы инженерной системы дома носят предположительный характер, наступление таких последствий документально не подтверждено. Заявителем не представлено каких-либо доказательств или сведений, свидетельствующих о наличии таких нарушений.

Таким образом, заявителем не обозначены права и законные интересы в сфере его предпринимательской деятельности, которые могут быть нарушены в связи с возможными нарушениями в работе системы отопления в спорном доме.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом изложенного арбитражный суд не находит оснований для признания распоряжений Администрации от 27.06.2017 № 323 и № 321 о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений незаконными.

По итогам рассмотрения спора государственная пошлина в сумме 6000 руб. в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Секерина С.Е.