150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-2286/2018 |
05 апреля 2018 года |
Резолютивная часть решения оглашена – 04 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен – 05 апреля 2018 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новиковой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Прокуратуры Дзержинского района г. Ярославля (ИНН 7604008189, ОГРН 1027600688917)
о привлечении к административной ответственности
Индивидуального предпринимателя Ягутьян Татевуи Сергеевн (ИНН 760402815547, ОГРН 315762700038771)
при участии
от заявителя – Кваша Н.Е. – предст. по удост.,
от лица, в отношении которого составлен протокол – Кац Е.И. – предст. по пост. дов.,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Ярославля (ИНН 7604008189, ОГРН 1027600688917) (далее по тексту – заявитель) обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Индивидуального предпринимателя Ягутьян Татевуи Сергеевн (ИНН 760402815547, ОГРН 315762700038771) - на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, предпринимателю вменяется осуществление образовательных услуг - без специального разрешения (лицензии).
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Ответчик факт совершения правонарушения не отрицает; действовала неумышленно; является субъектом малого предпринимательства.
Оценивая основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Во исполнение п.4 указания прокурора Ярославской области от 07.08.2015 № 44/21 «Об организации надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», прокуратурой Дзержинского района г. Ярославля была проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в период с 22.01.2018 по 01.02.2018 в отношении Детского развивающего центра «Ступеньки» (г. Ярославль, Ленинградский пр-т, д.52-А), в котором предприниматель осуществляет деятельность. На момент проверки заявителем было выявлено осуществление ответчиком предпринимателем образовательной деятельности – по программе дополнительного образования детей, а именно: посещение группы кратковременного пребывания, творческой мастерской, креатив-студии «Мармеладки», предоставление услуг логопеда, посещение игровой программы «АБВГД-ка», группы «Сказочная страна», группы «Азбучная страна». осуществляемой без специального разрешения (лицензии).
Данный факт подтвержден доказательствами - приобщены в материалы дела.
Осуществление образовательной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ подлежит лицензированию.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, дополнительное образование это один из видов образования, который также подлежит лицензированию в установленном порядке.
В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание услуг по реализации образовательных программ по перечню, согласно приложению. В приложении к указанному Положению в перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ включена, в том числе, реализация дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, дополнительных профессиональных программ (пункт 1).
Соответственно, у ответчика имелась обязанность по получению соответствующей лицензии до начала осуществления рассматриваемого вида деятельности.
Выявленное при проверке нарушение было отражено в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.02.2018, составленном в присутствии уполномоченного представителя ответчика, по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд считает установленным факт осуществления предпринимателем рассматриваемого вида образовательных услуг - без соответствующего разрешения (лицензии).
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет назначение административного наказания.
Факт правонарушения подтверждается письменными материалами дела, ответчиком не оспаривался, судом считается установленным.
Ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не было представлено суду необходимых и достаточных доказательств отсутствия у ответчика объективной и реальной возможности надлежащим образом исполнить соответствующую обязанность.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, судом из материалов дела не установлено. Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.
С учетом изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, оценив доводы сторон о необходимости замены административного взыскания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, на предупреждение, суд пришел к выводу о наличии таких оснований, с учетом следующего.
Частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С 04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым в КоАП РФ введена статья 4.1.1.
В соответствии с частью 1 указанной статьи КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Указанные изменения в КоАП РФ в части возможности назначения лицу меры ответственности в виде предупреждения, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи раздела II Кодекса, свидетельствует об улучшении положения лица, привлекаемого к административной ответственности, и имеют обратную силу.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, условиями применения правила статьи 4.1.1 КоАП РФ является: 1) наличие в деле достоверных доказательств того, что привлеченное к ответственности лицо является субъектом малого и среднего предпринимательства; 2) правонарушение совершено им впервые; 3) вследствие совершения правонарушения не был причинен вред и не создана угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб; 4) правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 настоящей статьи (часть 4).
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 209-ФЗ при обращении за оказанием поддержки, предусмотренной настоящим Федеральным законом, вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 настоящего Федерального закона, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным настоящим Федеральным законом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Из указанного следует, что подтверждение статуса субъекта как субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется данными Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства сформированного уполномоченными органами на основании сведений предоставленных самим лицом.
Суд, оценив материалы дела и исследовав данные содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru) установил, что Индивидуальный предприниматель Ягутьян Татевуи Сергеевна(ИНН 760402815547, ОГРН 315762700038771) по состоянию на 01.08.2016 включена в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства под категорией "микропредприятие".
В материалах дела не имеется ни доказательств того, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, ни доказательств причинения вреда совершенным административным правонарушением или наличия реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также отсутствуют доказательства причинения деянием ответчика реального имущественного ущерба и доказательства предъявления иска о возмещении такого ущерба.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд усматривает основания для замены предусмотренной санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ меры ответственности предпринимателя - на предупреждение.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Индивидуального предпринимателя Ягутьян Татевуи Сергеевну (ИНН 760402815547, ОГРН 315762700038771) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Предупредить ответчика - Индивидуального предпринимателя Ягутьян Татевуи Сергеевну (ИНН 760402815547, ОГРН 315762700038771) – о недопустимости впредь нарушения действующего законодательства о лицензировании образовательных услуг.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Глызина А.В. |