АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-23163/2017
28 сентября 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 27 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мельниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (ИНН <***>,
ОГРН <***>)
к Муниципальному образованию городской округ город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: Мэрия города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля, Департамент финансов Мэрии города Ярославля,
о взыскании с учетом уточнения иска убытков в размере 15715.82 руб.
при участии:
от истца – ФИО1, по доверенности от 29.12.2017 № 528-17;
от ответчика – представитель не присутствовал (до перерыва в судебном заседании – ФИО2, по доверенности от 22.08.2016 № 01-08/12257, удостоверению от 15.02.2011 № 10);
от третьего лица Мэрии города Ярославля – представитель не присутствовал (до перерыва в судебном заседании – ФИО2, по доверенности от 25.02.2016);
от иных третьих лиц – представители не присутствовали;
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Муниципальному образованию город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля о взыскании убытков, составляющих стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, за сентябрь – ноябрь 2016 года, февраль, март, июль, август 2017 года в размере 42 591 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2017 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Согласно определению Арбитражного суда Ярославской области от 26.01.2018, дело подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Мэрия города Ярославля, Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля, Департамент финансов Мэрии города Ярославля.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательном виде просил взыскать убытки в размере 15 715.82 руб. Убытки состоят из стоимости потерь тепловой энергии за ноябрь 2016 года, март, июль, август 2017 года на участках тепловых сетей по площади Челюскинцев, в районе дома № 7, корпус 2; по улице Большая ФИО3, в районе дома № 63; по улице Закгейма, в районе домов № 2 и № 4; по улице Труфанова, в районе дома № 32а; по улице Чехова, в районе дома № 17, корпус 2.
В судебном заседании объявлялся перерыв в пределах дня судебного заседания, после окончания перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Истец поддержал иск в уточненном виде, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению, сослался на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2018 по делу № А82-17019/2017.
Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 18.12.2017, возражениях от 24.04.2018, полагал, что до истечения тридцатидневного срока для определения теплосетевой или теплоснабжающей организации гражданско-правовая ответственность органа местного самоуправления наступить не может. По расчетам ответчика, сумма потерь составляет 15 238.43 руб.
Третье лицо Мэрия города Ярославля поддержало позицию ответчика.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом Мэрии города Ярославля в письменном ходатайстве поддержал ранее выраженную позицию об учете затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тариф на истца на следующий период регулирования, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
19 октября 2016 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети от тепловой камеры Н-46а/2 до наружной стены дома № 7, корпус 2 по площади Челюскинцев. Распоряжением заместителя мэра – директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 24.11.2016 № 118 Единая теплоснабжающая организация № 1 (ОАО «ТГК-2») определена теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети, до признания права собственности на бесхозяйную тепловую сеть.
03 февраля 2017 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйного участка тепловой сети от тепловой камеры К-9/1 через тепловые камеры К-9/2, К-9/3, К-9/4 до наружной стены дома № 63 по улице Большая ФИО3. Распоряжением заместителя мэра – директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 10.03.2017 № 40 АО «Ярославский городской энергосбыт» города Ярославля определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данного бесхозяйного участка тепловой сети, до признания права собственности на бесхозяйную тепловую сеть.
30 мая 2017 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных участков тепловой сети под выносными тепловыми павильонами Д-41/24, Д-41/26 в районе домов № 2 и № 4 по улице Закгейма. Распоряжением заместителя мэра – директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 25.07.2017 № 122 АО «Ярославские ЭнергоСистемы» определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данных бесхозяйных участков тепловой сети, до признания права собственности на бесхозяйные тепловые сети.
12 июля 2017 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных участков тепловой сети от т/к О-6 до наружной стены дома № 32а по улице Труфанова. Распоряжением заместителя мэра – директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 29.09.2017 № 170 АО «Ярославские ЭнергоСистемы» определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данных бесхозяйных участков тепловой сети, до признания права собственности на бесхозяйные тепловые сети.
19 июля 2017 года Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обратилось в Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля для принятия мер по определению теплосетевой организации для содержания и обслуживания бесхозяйных участков тепловой сети от т/к А-18/5 и т/к А-18/31 до наружной стены дома № 17, корпус 2 по улице Чехова. Распоряжением заместителя мэра – директора Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля от 27.10.2017 № 191 АО «Ярославские ЭнергоСистемы» определено теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание данных бесхозяйных участков тепловой сети, до признания права собственности на бесхозяйные тепловые сети.
Бесхозяйные участки тепловых сетей выявлялись истцом при оформлении актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности с потребителями.
Часть 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Статьей 98 Устава города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42, организация теплоснабжения в границах города отнесена к полномочиям Мэрии города Ярославля.
В структуре мэрии полномочия по организации теплоснабжения реализует Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля, что закреплено в пункте 2.1 Положения о департаменте, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 № 492.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля совместно с территориальными администрациями мэрии города Ярославля и управляющими организациями многоквартирными домами районов выявляет бесхозяйные сети на территории города Ярославля.
Материалами дела подтверждено, что департамент нарушил тридцатидневный срок для определения теплосетевой или теплоснабжающей организации, исчисляемый со дня поступления обращений истца, в связи с чем, спорные тепловые сети не были переданы лицу, которое бы обеспечивало их эксплуатацию и производило соответствующие платежи истцу.
Доказательств того, что ответчик ранее располагал или должен был располагать информацией об отсутствии лица, осуществляющего на законных основаниях эксплуатацию участков тепловых сетей, истец не представил.
Согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.
Пункт 55 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 г. № 808, предусматривает, что потери тепловой энергии и теплоносителя в тепловых сетях компенсируются теплосетевыми организациями (покупателями) путем производства на собственных источниках тепловой энергии или путем приобретения тепловой энергии и теплоносителя у единой теплоснабжающей организации по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым по соглашению сторон.
В отсутствие владельца тепловых сетей, по которым осуществляется поставка тепла конечным потребителям истцу причинены убытки в виде стоимости потерь тепловой энергии при ее транспортировке (разница между переданной и оплаченной тепловой энергией).
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав отнесено возмещение убытков.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, ответчиком является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации).
В качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Доказанными суд считает убытки в размере 15 715.82 руб., подтвержденные расчетами истца. Расчеты истца соответствуют Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1034. Из таблиц с расчетами тепловых потерь следует, что стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях с учетом потерь через теплоизоляционные конструкции, утечки теплоносителя составила:
- за ноябрь 2016 года – 161.57 руб. по участку тепловых сетей по площади Челюскинцев, в районе дома № 7, корпус 2;
- за март 2017 года – 4 594.84 руб. по участку тепловых сетей по улице Большая ФИО3, в районе дома № 63;
- за июль 2017 года – 865.14 руб. по участкам тепловых сетей по улице Закгейма, в районе домов № 2 и № 4;
- за август 2017 года – 10 094.27 руб. по участкам тепловых сетей по улице Труфанова, в районе дома № 32а, и улице Чехова, в районе дома № 17, корпус 2.
Участок тепловых сетей по улице Большой Октябрьской, в районе дома 73, корпус 2, который отсутствовал в первоначальном исковом заявлении, исключен истцом из расчетов. В отношении иных бесхозяйных сетей ответчик в судебном заседании заявил об отсутствии возражений по расчетам.
Убытки истца находятся в причинно-следственной связи с противоправным бездействием ответчика. Осуществление Департаментом городского хозяйства Мэрии города Ярославля функций главного распорядителя бюджетных средств предусмотрено подпунктом 9 пункта 3.1 Положения о департаменте, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 № 492.
Следовательно, Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля является надлежащим ответчиком по делу, уполномоченным представлять интересы Муниципального образования городской округ город Ярославль в процессе.
Довод ответчика об учете стоимости потерь при установлении тарифов на тепловую энергию подлежит отклонению.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пункт 91 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, предусматривает, что в случае если регулируемая организация осуществляет эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию таких тепловых сетей до момента признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети включаются в необходимую валовую выручку при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для такой регулируемой организации в расчетный период регулирования, следующем за тем, в котором бесхозяйные тепловые сети приняты такой регулируемой организацией на содержание и обслуживание.
При этом включение расходов на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных сетей в тарифы невозможно без соблюдения органом местного самоуправления требований пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Кроме того, согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей. Установлено, что энергоснабжающая организация не вправе включить в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Учитывая изложенное, исковые требования Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (с учетом уточнения иска) подлежат удовлетворению полностью.
На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации на ответчика относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 49, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" удовлетворить полностью.
Взыскать с Муниципального образования городской округ город Ярославль в лице Департамента городского хозяйства Мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны городского округа город Ярославль в пользу Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (ИНН <***>, ОГРН <***>) убытки, составляющие стоимость потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях, за ноябрь 2016 года, март, июль, август 2017 года в размере 15 715.82 руб., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья
Кузьмичев А.В.