150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-2326/2017 |
08 сентября 2017 года |
Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2017.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой Н.П.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Сельскохозяйственного производственного кооператива "Активист" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области
о признании недействительным приказа № 793 от 18.10.2014 года директора департамента лесного хозяйства Ярославской области об изменении категории земель; о признании недействительным приказа № 883 от 05.11.2014 г. директора департамента лесного хозяйства Ярославской области об изменении вида разрешенного использования, описания места положения и правообладателя (лесного) земельного участка,
при участии:
от заявителя – ФИО1, адвокат, по дов. от 29.05.2017,
от ответчика – ФИО2 – по дов. № 03-20/62 от 16.06.2016,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив " Активист " обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту лесного хозяйства Ярославской области о признании недействительным приказа № 793 от 18.10.2014 года директора департамента лесного хозяйства Ярославской области об изменении категории земель; о признании недействительным приказа № 883 от 05.11.2014 года директора департамента лесного хозяйства Ярославской области об изменении вида разрешенного использования, описания места положения и правообладателя (лесного) земельного участка (требования по ходатайству от 27.03.2017). Заявление принято к производству суда определением от 27.03.2017.
Заявитель требования поддержал, представил обобщенную правовую позицию в письменном виде.
Ответчик представил отзыв на заявление, возражает против удовлетворения заявленных требований.
Судебное заседание проведено с перерывом при участии представителей сторон.
После перерыва судебное заседание продолжено, стороны поддержали свои правовые позиции.
Заявитель заявил ходатайство об отложении судебного заседания с целью подготовки схемы наложения земельных участков на данные публичной кадастровой карты.
Департамент возражает против удовлетворения ходатайства.
Судом ходатайство рассмотрено, в удовлетворении его отказано. Суд исходит из того, что наложение границ земельных участков может иметь значение, например, при рассмотрении спора об установлении границ земельных участков, но не имеет правого значения при рассмотрении данного заявления по оспариванию приказов Департамента.
При рассмотрении спора заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд по ч.4 ст.198 АПК РФ по оспариванию приказов Департамента № 793 от 18.10.2014 и № 883 от 05.11.2014. Заслушав обоснование представителя заявителя, суд счел ходатайство подлежащим удовлетворению и восстановил срок на обращение в суд с заявленными требованиями.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Судебными актами по делу №А82-9045/2013 договор купли-продажи от 07.12.2010, заключенный Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в лице управления по имущественным и земельным отношениям и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Активист» на предмет передачи в собственность кооператива земельного участка с кадастровым номером 76:04:000000:41, и дополнительное соглашение к нему от 22.06.2011, признаны недействительными.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Активист» обязан передать земельные участки кадастровыми номерами: 76:04:072401:1170, 76:04:072401:1171, 76:04:072401:1186, 76:04:072401:1188, 76:04:072401:1219, 76:04:072401:1173, 76:04:072401:1231, 76:04:072401:1178, 76:04:072401:1218, 76:04:072401:1196, 76:04:072401:1215, 76:04:072401:1203, 76:04:072401:1183, 76:04:072401:1213, 76:04:072401:1205, 76:04:072401:1202, 76:04:072401:1211, 76:04:072401:1357, 76:04:072401:1350, 76:04:072401:1189, 76:04:072401:1192, 76:04:072401:1174, 76:04:072401:1230, 76:04:072401:1179, 76:04:072401:1194, 76:04:072401:1197, 76:04:072401:1200, 76:04:072401:1181, 76:04:072401:1223, 76:04:072401:1220, 76:04:072401:1176, 76:04:072401:1204, 76:04:072401:1356, 76:04:072401:1353, 76:04:072401:1351, 76:04:072401:1187, 76:04:072401:1191, 76:04:072401:1172, 76:04:072401:1175, 76:04:072401:1228, 76:04:072401:1193, 76:04:072401:1195, 76:04:072401:1199, 76:04:072401:1214, 76:04:072401:1182, 76:04:072401:1185, 76:04:072401:1234, 76:04:072401:1209, 76:04:072401:1212, 76:04:072401:1358, 76:04:072401:1349, 76:04:072401:1221, 76:04:072401:1190, 76:04:072401:1232, 76:04:072401:1233, 76:04:072401:1177, 76:04:072401:1180, 76:04:072401:1217, 76:04:072401:1198, 76:04:072401:1201, 76:04:072401:1224, 76:04:072401:1184, 76:04:072401:1206, 76:04:072401:1210, 76:04:072401:1208, 76:04:072401:1355, 76:04:072401:1354, 76:04:072401:1352, 76:04:072401:1348, 76:04:072401:1347, 76:04:072401:1346, 76:04:072401:1345 департаменту лесного хозяйства Ярославской области.
Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 08.10.2014 №793 (с приложениями) со ссылкой на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2013 по делу №А82-9045/2013 и лесоустроительные материалы была изменена категория земель лесных (земельных) участков согласно приложению, где указаны 72 земельных участка с указанием категории земель «земли лесного фонда».
Приказом Департамента лесного хозяйства Ярославской области от 05.11.2014 №883 (с приложениями) со ссылкой на ч.2 ст.6, ч.2 ст.69 Лесного кодекса Российской Федерации, п.6.4. Положения о Департаменте лесного хозяйства Ярославской области от 18.01.2007 №9 «О создании департамента лесного хозяйства Ярославской области» и решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2013 по делу №А82-9045/2013 был изменен вид разрешенного использования, описание местоположения и правообладателя лесного (земельного) участка, согласно приложению, где указаны 72 земельных участка с выше приведенными кадастровыми номерами.
В государственный кадастр недвижимости были внесены изменения, в соответствии с которыми категория земель сельскохозяйственного назначения была изменена на земли лесного фонда в отношении всех 72 участков общей площадью 1337 га.
В результате изменения кадастрового учета указанных объектов недвижимости все указанные в состоявшихся судебных актах земельные участки были отнесены к землям лесного фонда, что явилось основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации как на земли лесного фонда на основании п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ.
Заявитель указывает, что при вынесении приказов №793 и 883 Департаментом не были выполнены мероприятия по лесоустройству указанных 72 участков. Также заявитель полагает, что доказательства отнесения участков к ранее учтенным объектам недвижимости как лесных участков департаментом не представлено, а распределение указанных участков по лесным кварталам с 2101 по 2104 ГКУ ЯО «Гаврилов-Ямское лесничество», Ставотинского участкового лесничества, указанные в приказе №883, ничем не подтверждено и является произвольным.
Заявитель полагает, что приказы Департамента №793 и 883 создают препятствия в предпринимательской и иной экономической деятельности кооператива.
Департамент указывает, что действовал в рамках возложенных полномочий и исполнял решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2013 по делу №А82-9045/2013, которым был установлен факт принадлежности земельных участков к землям лесного фонда. Департамент указывает, что на земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации, которое не оспорено, в связи с чем, полагает ответчик, права СПК не нарушаются.
Оценив сложившуюся правовую ситуацию, суд пришел к следующему.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации суд полагает, что Департамент лесного хозяйства, принимая приказы № 793 от 18.10.2014 года об изменении категории земель и № 883 от 05.11.2014 года об изменении вида разрешенного использования, описания места положения и правообладателя (лесного) земельного участка действовал в рамках возложенных полномочий, согласно Положению о департаменте лесного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 18.01.2007 №9.
В решении Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2013 по делу №А82-9045/2013 указано «Спор же в настоящем деле состоит в том, к какой категории земель относится данный земельный участок, поскольку от этого зависит и его гражданско-правовой оборот, и полномочия по распоряжению им… Из всего изложенного суд делает вывод о том, что земельный участок 76:04:000000:41 ранее относился к колхозным лесам, составлявшим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд, был предоставлен образовавшемуся на базе колхоза «Активист» кооперативу «Активист» в пользование по своему целевому назначению – для ведения лесного хозяйства, не предназначен для сельскохозяйственного производства, относится к собственности Российской Федерации, является ограниченным в обороте…». в результате рассмотрения спора по указанному делу суд признал недействительным договор купли-продажи от 07.12.2010, заключенный Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в лице управления по имущественным и земельным отношениям и Сельскохозяйственным производственным кооперативом «Активист» на предмет передачи в собственность кооператива земельного участка кадастровым номером 76:04:000000:41, и дополнительное соглашение к нему от 22.06.2011.
Таким образом, вопрос о категории земельного участка был разрешен судом.
Согласно статье 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Суд полагает, что принятие приказа №793 во исполнение решения Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2013 по делу №А82-9045/2013 департаментом является законным и обоснованным.
Виды разрешенного использования земельных участков были применены департаментом также в пределах полномочий и в соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 29.11.2013 №26441-ПК/Д23и.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм права и отклоняются судом. Перевод земельных участков из одной категории в другую департаментом не осуществлялся, а произошло изменение в кадастровом учете.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оспариваемые акты признаются судом законными, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Уплаченная госпошлина остается на стороне заявителя в порядке ст.110 АПК РФ, а излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю на основании пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
На основании пп.1 п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу "Активист" (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6000 руб., перечисленную по платежному поручению №111 от 22.03.2017 (платежное поручение оставить в материалах дела).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Секерина С.Е. |