ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-23474/18 от 23.04.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-23474/2018

23 мая 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  апреля 2019 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля (ИНН  7604129539, ОГРН  1087604005532)

к  Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ИНН  7604032150, ОГРН  1027600685320)

при участии третьих лиц – 1) Государственного автономного учреждения Ярославской области «государственная экспертиза в строительстве», 2) Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Нижнем Новгороде, 3) ООО «ЭКОГРАД», 4) ООО «Дорожное управление», 5) ООО «ЯРАВТОДОР»,

о   признании недействительным предписания от 30.10.2018 № 71-14-02/34/3861, 

при участии:

от заявителя – Киреевой Л.И. – начальника правового отдела по доверенности от 04.12.2018,

от ответчика – Сидневой Н.Н. – заместителя начальника юридического отдела по доверенности от 28.12.2018,

от 3-х лиц – не явились,

установил: 

         Муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ"   г. Ярославля(далее – Агентство, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением  признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Ярославской области (далее – УФК) от 30.10.2018 № 71-14-02/34/3861. 

         Заявитель оспаривает вывод  УФК о неправомерном применении  Агентством завышенных расчетных коэффициентов пересчета сметной стоимости  строительства, реконструкции, ремонтно-строительных работ при использовании средств из федерального бюджета  на строительство (реконструкцию)  автомобильных дорог в рамках подпрограммы  «Автомобильные дороги»  федеральной целевой программы  «Развитие  транспортной системы  Росси (2010-2021 годы)»  государственной программы РФ «Развитие транспортной системы»,  и о  завышении стоимости  заключенных контрактов на сумму 50 215 363,25руб. за 2017 год. 

         По мнению заявителя,  им правомерно применены  при составлении сметных расчетов расчетные коэффициенты изменения сметной стоимости  строительно-монтажных работ,  предлагаемые Государственным автономным  учреждением Ярославской области  «Государственная экспертиза в строительстве», согласованные Департаментом  строительства Ярославской области (ТЕР-2001), которые включены  в федеральный реестр  сметных нормативов.

Поскольку ТЕР Ярославской области  включены в Федеральный реестр сметных нормативов,  то их применение допускается при определении сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.

         Также заявитель не согласен  с требованием контрольного органа о  необходимости  принятия в полном объеме мер по взысканию  с подрядных организаций излишне уплаченных  бюджетных средств.  Муниципальные контракты заключены в твердой цене, работы по ним выполнены  в полном объеме,  уплаченные подрядным организациям денежные средства не имеют правовой природы неосновательного обогащения,  и отсутствуют правовые основания для их взыскания,  что подтверждается  отказными решениями арбитражного суда.  

  Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. 

  В ходе рассмотрения дела ответчик  представил выписку из протокола  заседания  Контрольной комиссии УФК по Ярославской области  от 04.04.2019 № 8, которой внесены изменения в п.1 оспариваемого Предписания,  решено считать сумму к возврату  30 021 692,33руб.

        В связи с этим  заявитель уточнил требование в порядке ст.49 АПК РФ, оспаривает предписание от 30.10.2018 № 71-14-02/34/3861 в редакции от 04.04.2019 - в сумме  30 021 692,33руб. 

  В остальной части  ответчик считает Предписание законным и обоснованным. В отношении  средств федерального бюджета расчет сметной стоимости  должен быть выполнен  с применением  нормативов из сборников  федеральной сметной  нормативной базы ФЕР-2001, ФЕРр-2001, ФЕРм-2001, ФЕРп-2001 (в редакции 2014г), что следует из положений ст.8.3 Градостроительного кодекса РФ.  Примененные Агентством расчетные коэффициенты изменения  сметной стоимости строительно-монтажных работ  не включены в федеральный реестр   сметных нормативов,  являются завышенными, что привело к завышению сметной стоимости  работ и излишнему расходованию бюджетных средств.

         Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее. 

УФК по Ярославской области  выдано  МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля Предписание № 71-14-02/34/3861 от 30.10.2018 года  о взыскании с подрядных организаций излишне уплаченных бюджетных средств в сумме 50 215 363,25 рублей.

04.04.2019 Контрольной комиссией УФК по Ярославской области  внесены изменения в п.1 указанного Предписания, решено считать сумму к возврату  30 021 692,33руб. (протокол заседания Контрольной комиссии УФК по ЯО от 04.04.2019 № 8).

Таким образом,  Агентству предписано взыскать с подрядных организаций излишне уплаченные бюджетные средства в сумме 30 021 692,33руб.

По мнению УФК, Агентством в 2017 году применены  завышенные расчетные коэффициенты  пересчета сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонтно-строительных работ, нарушены положения  письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  РФ от  09.12.2016 № 41695-ХМ/09, ст.8.3 Градостроительного кодекса РФ. 

В основу  вывода УФК о завышении  сметной стоимости строительства  положены следующие фактические обстоятельства.

 В 2017 году Агентством были заключены муниципальные контракты:

-  № 815-ЭА-17 от 29.05.2017 с ООО «Экоград» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения во Фрунзенском и Красноперекопском районах города Ярославля в 2017 году на сумму 311 137 270 руб., включая НДС 18 %, источник финансирования – средства федерального бюджета на 2017 год, средства бюджета Ярославской области на 2017 год, средства бюджета города Ярославля на 2017 год,

-  № 816-ЭА-17 с ООО «Дорожное управление» на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Кировском, Ленинском и Дзержинском районах города Ярославля в 2017 году на сумму 413 093 478,60руб., включая НДС 18 %, источник финансирования – средства федерального бюджета на 2017 год, средства бюджета Ярославской области на 2017 год, средства бюджета города Ярославля на 2017 год.

В период с 02.08.2018 по 31.08.2018 УФК по ЯО при участии Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения «Центр по обеспечению деятельности казначейства России» в г. Нижнем Новгороде в Агентстве проведена проверка «О выполненном строительно-техническом исследовании работ в рамках программы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в отношении Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля (МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля). 

По результатам проверки в Агентство  был направлен Отчет № СТИ-НН-2018/15 Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Нижнем Новгороде и Акт плановой выездной проверки Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля от 13.09.2018.

Согласно Акту, Агентством приняты и оплачены подрядные работы по муниципальными контрактам работы с применением расчетных коэффициентов пересчета сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонтно-строительных работ, согласованные письмом Департамента строительства Ярославской области от 28.12.2016 № 01-20/1515, что нарушает требования письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2016г. № 41695-ХМ/09 и повлекло за собою существенное увеличение стоимости Контрактов в сумме 30 021 692,33 руб. из средств федерального бюджета.

На основании выводов, содержащихся в отчете № СТИ-НН-2018/15 Федерального казначейства (Межрегионального филиала ФКУ «ЦОКР» в г. Нижнем Новгороде), УФК выдало Агентству Предписание № 71-14-02/34/3861 от 30.10.2018 года о взыскании с подрядных организаций излишне уплаченных бюджетных средств в сумме 30 021 692,33 руб. (с учетом уточнений).

Агентство считает данное Предписание неправомерным по следующим основаниям.

Согласно приложению № 1 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 41695-ХМ/09 от 9 декабря 2016г. в графе «Объекты строительства» не выделено Дорожное строительство (Строительство, ремонт автомобильных дорог) и не указаны индексы к базе ТЕР/ФЭР Ярославской области.

Как следует из самого Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2016 № 41695-ХМ/09, его содержание носит рекомендательный характер.

Пункт 2.3 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (ред. от 16.06.2014) "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (вместе с "МДС 81-35.2004...") (далее – Методика) выделяет следующие виды сметных нормативов: государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные, которые образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

В соответствии с п.2.3 Методики территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

Сметные расчеты по муниципальным контрактам выполнены в базе ТЕР Ярославской области как субъекта РФ, на территории которого производился ремонт автомобильных дорог. Соответственно, индексы пересчета сметной стоимости применены согласно письму Департамента строительства Ярославской области от 28.12.2016 №01-20/1515.

Согласно ст.93 Устава города Ярославля мэрия города Ярославля является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления.

В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 № 492,  Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории города, в области лесных и водных отношений, охраны окружающей среды, дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения города.

В силу п. 2.2 Устава МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля казенное учреждение осуществляет функции муниципального заказчика, действуя от имени города Ярославля.

В силу п.2.1. Устава Агентства основной целью и предметом деятельности казенного учреждения является реализация принятых в установленном порядке решений вопросам, связанным с организацией и выполнением работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, иных объектов городского хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, благоустройству и озеленению территории города, обустройству мест массового отдыха.

В соответствии с п.1.2 Устава учреждения функции и полномочия учредителя Агентства, а также функции главного распорядителя бюджетных средств выполняет Департамент городского хозяйства Мэрии города Ярославля.

Реализация принятых Департаментом решений осуществляется путем заключения Агентством соответствующего муниципального контракта, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.

Для соблюдения положений Закона о контрактной системе в части заключения контракта для выполнения определенных видов работ Агентству главным распорядителем бюджетных средств - ДГХ мэрии г. Ярославля, должны быть предоставлены техническое задание, сметы на выполнение указанного вида работ и доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме, необходимой для оплаты соответствующего вида работ в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

На основании положений пункта 1 ст. 123.22 ГК РФ МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля является казенным учреждением.

В силу определения, данного в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

08.02.2017 главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля было доведено до Агентства указание о необходимости размещения  муниципального заказа на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в пределах доведенных лимитов финансирования в соответствии с техническим заданием и титульным списком (письма ДГХ мэрии г. Ярославля № 01-18/931 от 24.01.2017 и № 01-08/1947 от 07.02.2017). В соответствии с п.3 Технического задания состав и объем работ определяется ведомостью объемов работ и сметной документацией, являющейся приложением к письму ДГХ мэрии г. Ярославля, Агентство осуществляет размещение муниципального заказа на основании представленных ему ДГХ мэрии г. Ярославля документов.

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» в целях усиления контроля за расходованием средств областного бюджета и оптимизации исполнения государственного заказа проверку достоверности и обоснованности сметной стоимости в Ярославской области осуществляет ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве».

В пункте 1 постановления Ярославской области от 28.05.2008 № 252-п Правительство Ярославской области определяет, что при финансировании затрат на ремонтные работы за счет средств областного бюджета проводится проверка достоверности и обоснованности сметной стоимости при выполнении ремонтных работ зданий и сооружений при стоимости работ свыше 1 000 000 (один миллион) рублей.

При размещении аукционной документации на заключение муниципальных контрактов  все сметы были проверены ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве». По примененным коэффициентам и расценкам в проектно-сметной документации на вышеуказанные работы у ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» замечаний не было.

Согласно п.1. ст.8.3  Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п.3. ст.8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

Согласно п.4 названной статьи сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Территориальные единичные расценки Ярославской области:

- на ремонтно-строительные работы;

 - на строительные и специальные строительные работы;

- сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;

- сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств,

 в установленном порядке утверждены постановлением Департамента строительства Ярославской области от 12.03.2010 № 150-п, от 26.05.2010 № 326-п и на основании письма Минрегиона России от 24.06.2010 № 25112-ИП/08, от 06.07.2010 № 26321-ИП/08 21.06.2010 года включены в федеральный реестр сметных нормативов.

К сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормативы, на основании которых разрабатываются ТЕР, а также индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских  работ, устанавливаемые к базовому уровню цен.

Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

В ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при ремонтно-строительных работах в пределах территории административного образования Российской Федерации.

Поскольку ТЕР Ярославской области  включены в Федеральный реестр сметных нормативов,  то их применение допускается при определении сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.

К аналогичному выводу приходит Контрольно-счетная палата Ярославской области по результатам проверки исполнения условий заключенных муниципальных контрактов в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в отношении Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля (МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля). 

Агентством приняты по актам выполненных работ и оплачены работы, с применением расчетных коэффициентов пересчета сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонтно-строительных работ, согласованные письмом департамента строительства Ярославской области от 28.12.2016 № 01-20/1515, в точном соответствии с условиями заключенных муниципальных контрактов (в соответствии с требованиями Закона № 44- ФЗ).

Во-вторых, Агентство не согласно с доводами контрольного органа о необходимости принятия мер по взысканию с подрядных организаций излишне оплаченных бюджетных средств в размере 30 021 692,33 рублей. Агентство полагает, что указанные денежные средства в размере 30 021 692,33руб. не имеют правовой природы неосновательного обогащения в силу следующего.

Статья 1102 Гражданского кодекса РФ указывает на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

 Согласно п.2 ст.1105 Гражданского кодекса РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

На основании п.3 ст.1103 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные главой 60 Гражданского кодекса РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ).

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ). В силу ст. 711 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.

Согласно п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст.709 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.

Пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

В заключенных муниципальных контрактах предусмотрено, что их цена является твердой. Из условий заключенных муниципальных контрактов следует, что подрядные организации ООО «ЭКОГРАД» и ООО «Дорожное управление» выполнили работу в соответствии с условиями заключенных муниципальных контрактов, результат выполненных работ был сдан Заказчику, который принял работу без возражений и оплатил ее стоимость в соответствии с ценой, согласованной в Контракте.

В своем решении по делу № А82-1578/2018 Арбитражный суд Ярославской области приходит к выводу об отсутствии наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика, в удовлетворении исковых требований, заявленных МКУ «Агентства по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, на основании Предписания УФК по ЯО, о взыскании с подрядной организации неосновательного обогащения по заключенному и исполненному муниципальному контракту, отказано.

В качестве обоснования факта завышения стоимости выполненных работ и, соответственно, получения указанными лицами неосновательного обогащения в заявленной сумме Агентство (Заказчик) не может ссылаться только на доводы, приведенные в Акте плановой выездной проверки от 13.09.2018, о приемке выполненных работ и оплаты их Заказчиком (Агентством).

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Оспариваемое предписание содержит указание на нарушение  Агентством письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 41695-ХМ/09 от 9 декабря 2016г. Также УФК в обоснование необходимости применения нормативов  из сборников  федеральной  сметной нормативной базы (ФЕР) ссылается на  положения  ст.8.3  Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, УФК не учтено следующее.

В соответствии с п.1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п.3. ст.8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в установленном им порядке.

В силу п.4 названной статьи сведения об утвержденных сметных нормативах включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

Территориальные единичные расценки Ярославской области:

- на ремонтно-строительные работы;

- на строительные и специальные строительные работы;

- сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве;

- сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств,

 в установленном порядке утверждены постановлением Департамента строительства Ярославской области от 12.03.2010 № 150-п, от 26.05.2010 № 326-п и на основании письма Минрегиона России от 24.06.2010 № 25112-ИП/08, от 06.07.2010 № 26321-ИП/08 21.06.2010 года включены в федеральный реестр сметных нормативов.

К сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормативы, на основании которых разрабатываются ТЕР, а также индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских  работ, устанавливаемые к базовому уровню цен.

Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

В ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при ремонтно-строительных работах в пределах территории административного образования Российской Федерации.

Поскольку ТЕР Ярославской области  включены в Федеральный реестр сметных нормативов,  то их применение допускается при определении сметной стоимости объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета.

К аналогичному выводу приходит Контрольно-счетная палата Ярославской области по результатам проверки исполнения условий заключенных муниципальных контрактов в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» в отношении Муниципального казенного учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля (МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля). 

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 41695-ХМ/09 от 9 декабря 2016г. носит рекомендательный характер.

Согласно приложению № 1 к указанному письму, в графе «Объекты строительства» не выделено Дорожное строительство (Строительство, ремонт автомобильных дорог) и не указаны индексы к базе ТЕР/ФЭР Ярославской области.

Кроме того, пункт 2.3 Методики выделяет следующие виды сметных нормативов: государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные, которые образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве. В соответствии с п.2.3 Методики территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

Сметные расчеты по муниципальным контрактам выполнены в базе ТЕР Ярославской области как субъекта РФ, на территории которого производился ремонт автомобильных дорог. Соответственно, индексы пересчета сметной стоимости применены согласно письму Департамента строительства Ярославской области от 28.12.2016 №01-20/1515.

В соответствии с Положением о Департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.07.2007 № 492,  Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории города, в области лесных и водных отношений, охраны окружающей среды, дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения города.

В силу п. 2.2 Устава МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля казенное учреждение осуществляет функции муниципального заказчика, действуя от имени города Ярославля.

Согласно п.2.1. Устава Агентства основной целью и предметом деятельности казенного учреждения является реализация принятых в установленном порядке решений вопросам, связанным с организацией и выполнением работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений, иных объектов городского хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, благоустройству и озеленению территории города, обустройству мест массового отдыха.

В соответствии с п.1.2 Устава учреждения функции и полномочия учредителя Агентства, а также функции главного распорядителя бюджетных средств выполняет Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля.

Реализация принятых Департаментом решений осуществляется путем заключения Агентством соответствующего муниципального контракта, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного или муниципального контракта.

Для соблюдения положений Закона о контрактной системе в части заключения контракта для выполнения определенных видов работ Агентству главным распорядителем бюджетных средств - ДГХ мэрии г. Ярославля, должны быть предоставлены техническое задание, сметы на выполнение указанного вида работ и доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме, необходимой для оплаты соответствующего вида работ в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и пояснений  заявителя, 08.02.2017 главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля было доведено до Агентства указание о необходимости размещения  муниципального заказа на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в пределах доведенных лимитов финансирования в соответствии с техническим заданием и титульным списком (письма ДГХ мэрии г. Ярославля № 01-18/931 от 24.01.2017 и № 01-08/1947 от 07.02.2017). В соответствии с п.3 Технического задания состав и объем работ определяется ведомостью объемов работ и сметной документацией, являющейся приложением к письму ДГХ мэрии г. Ярославля, Агентство осуществляет размещение муниципального заказа на основании представленных ему ДГХ мэрии г. Ярославля документов.

В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 28.05.2008 № 252-п «О проведении проверки сметной стоимости» в целях усиления контроля за расходованием средств областного бюджета и оптимизации исполнения государственного заказа проверку достоверности и обоснованности сметной стоимости в Ярославской области осуществляет ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве».

В пункте 1 постановления Ярославской области от 28.05.2008 № 252-п Правительство Ярославской области определяет, что при финансировании затрат на ремонтные работы за счет средств областного бюджета проводится проверка достоверности и обоснованности сметной стоимости при выполнении ремонтных работ зданий и сооружений при стоимости работ свыше 1 000 000 (один миллион) рублей.

При размещении аукционной документации на заключение муниципальных контрактов  все сметы были проверены ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве». По примененным коэффициентам и расценкам в проектно-сметной документации на вышеуказанные работы у ГАУ ЯО «Государственная экспертиза в строительстве» замечаний не имелось.

Таким образом, Агентством приняты по актам выполненных работ и оплачены работы с применением расчетных коэффициентов пересчета сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонтно-строительных работ, согласованные письмом департамента строительства Ярославской области от 28.12.2016 № 01-20/1515, в соответствии с условиями заключенных муниципальных контрактов и требованиями Закона № 44- ФЗ.

Также отсутствуют правовые основания для взыскания с подрядных организаций излишне оплаченных бюджетных средств в размере 30 021 692,33 рублей.

Указанные денежные средства в размере 30 021 692,33руб. являются неосновательным обогащением  в силу положений ст.ст. 1102, 1103, 1105 ГК РФ.

В спорной ситуации  заявителем были заключены муниципальные контракты на выполнение подрядных работ.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ).

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ). В силу ст. 711 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.

Согласно п.1 ст.424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст.709 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

Пунктом 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены работ.

Пунктом 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

В заключенных муниципальных контрактах предусмотрено, что их цена является твердой. Из условий заключенных муниципальных контрактов следует, что подрядные организации ООО «ЭКОГРАД» и ООО «Дорожное управление» выполнили работу в соответствии с условиями заключенных муниципальных контрактов, результат выполненных работ был сдан Заказчику, который принял работу без возражений и оплатил ее стоимость в соответствии с ценой, согласованной в Контракте.

Решением Арбитражного суда Ярославской области по делу № А82-1578/2018 Арбитражный суд Ярославской области отказано в удовлетворении исковых требований Агентства  о взыскании с подрядной организации неосновательного обогащения по заключенному и исполненному муниципальному контракту на основании Предписания УФК по ЯО. Суд пришел к выводу  об отсутствии наличия неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Таким образом,  оспариваемое предписание  не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Агентства, а потому подлежит признанию недействительным.   

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

        Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Ярославской области(ИНН  7604032150, ОГРН  1027600685320) от 30.10.2018 № 71-14-02/34/3861 (в редакции от 04.04.2019), вынесенное в отношении  Муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля(ИНН  7604129539, ОГРН  1087604005532).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.