ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2354/07 от 10.05.2007 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                                    Дело №   А82-2354/2007-29

15 мая  2007  года

              Резолютивная часть решения объявлена 10 мая 2007 года.

              Полный текст решения изготовлен 15 мая 2007 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьиЕ.В. Мухиной

при ведении протокола судебного заседания  судьей Е.В. Мухиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО  «Территориальная генерирующая компания № 2»

к   Отделу цен Тверской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 05.03.2007г.

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 23.04.2007г.

от ответчика – не явился

установил:

 Открытое акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2» (сокращенное наименование ОАО «ТГК №2») обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным Постановления Отдела цен Тверской области от 5 марта 2007г. № 146/01-15 по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности.

На основании Определения Арбитражного суда Тверской области от 30 марта 2007г. по делу № А66-1470/2007 дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд Ярославской области в соответствии с правилами подсудности.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Ответчик заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующее.

Главным специалистом-экспертом Отдела цен Тверской области в период с 23.01.2007г. по 20.02.2007г.  проведена проверка Главного Управления по Тверской области ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» с целью осуществления контроля за соответствием начисления и взимания платы за услуги отопления и горячего водоснабжения с Товарищества собственников жилья «На Конева» Жилищному кодексу РФ и постановлениям Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» за октябрь – декабрь 2006 года. По результатам проверки составлен акт от 20.02.2007г., которым установлено выявленное в ходе проверки нарушение ОАО «ТГК №2» порядка ценообразования на услугу «отопление», выразившееся в расчете размера платы за данную коммунальную услугу  не по нормативу потребления, установленному Решением Тверской городской Думы от 21.12.2001г. № 185 «О приведении нормативных правовых актов в сфере ЖКХ в соответствие с действующим законодательством». В результате допущенного нарушения сумма излишне полученной выручки составила 24834,31 руб.

Факт выявленного правонарушения отражен также в протоколе об административном правонарушении от 20.02.2007г. Из текста протокола следует, что протокол составлялся в присутствии заместителя генерального директора – управляющего директора  ФИО2, который от подписания протокола отказался.

Данный протокол послужил основанием для вынесения Отделом цен Тверской области двух постановлений: постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности № 145/01-15 от 05.03.2007г., которым ОАО «ТГК №2» привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования, мера ответственности применена в  виде штрафа в размере 50000 руб.; и постановления по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности № 146/01-15 от 05.03.2007г., которым ОАО «ТГК №2» признано нарушившим пункт 4 Указа Президента РФ от 28.02.1995г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», что квалифицировано как правонарушение, предусмотренное статьей 14.6 КоАП РФ, к правонарушителю применены санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки в размере 24834,31 руб.

Заявитель считает незаконным Постановление Отдела цен Тверской области № 146/01-15 от 05.03.2007г. по ряду оснований: во-первых, ОАО «ТГК №2» не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении,  заместитель генерального директора ФИО2 не участвовал при составлении протокола (в тексте протокола содержатся недостоверные сведения), во-вторых, административным органом нарушен порядок сложения административных наказаний, предусмотренный статьей 4.4 КоАП РФ, в–третьих, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного пунктом 4 Указа Президента РФ от 28.02.1995г. № 221.

Как следует из отзыва, ответчик полагает, что им при составлении протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления соблюдены все процессуальные правила, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ответчик полагает, что  действия заявителя правомерно квалифицированы им как правонарушение, предусмотренное статьей 14.6 КоАП РФ и пунктом 4 Указа Президента РФ № 221 от 28.02.1995г. постольку, поскольку ОАО «ТГК №2» навязывает ТСЖ «На Конева» условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, предусматривающие неправомерный порядок расчета платы за тепловую энергию, используемую для отопления жилого дома, при котором количество потребленной тепловой энергии при отсутствии коллективного прибора учета рассчитывается исходя из общей внешней отапливаемой кубатуры, а не исходя из площади жилого дома, как это установлено Постановлением Правительства РФ  от 23.05.2006г. № 307 и Решением Тверской городской Думы от 21.12.2001г. № 185.

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 4 Указа Президента РФ № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» от 28.02.1995г. (в редакции от 08.04.2003г.) установлено, что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), применяются санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки.

Статьей 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за  завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного, завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка регулирования ценообразования.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995г., согласно статье 1 которого тарифы на электрическую и тепловую энергию – это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). Согласно статье 2 указанного закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.2004г. утверждены основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, которыми дано понятие ценообразования, как процесса расчета и установления регулируемых тарифов (цен), применяемых при расчетах за электрическую энергию и мощность и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В  ходе судебного разбирательства установлено, что в период с октября по декабрь 2006 года ОАО «ТГК №2» осуществляло снабжение ТСЖ «На Конева» горячей водой для целей отопления и горячего водоснабжения на основании договора теплоснабжения № 3005 от 01.01.2004г.  Согласно пункту 4.1 договора количество тепловой энергии для целей отопления определялось по фактическому удельному расходу тепловой энергии на единицу наружного объема здания (при отсутствии приборов учета у абонента).

Как следует из материалов дела, за данный период расчеты между энергоснабжающей организацией и абонентом за тепловую энергию производились  с применением действующего тарифа на тепловую энергию в размере 620,68 руб./Гкал, утвержденного Приказом региональной энергетической комиссии Тверской области от 14.08.2006г. № 70-нп.

Однако нарушение порядка ценообразования Отделом цен Тверской области усмотрено в применении при расчетах с абонентом ненадлежащего, по мнению административного органа, норматива потребления тепловой энергии на отопление в жилых домах города Твери против установленного Решением городской Думы от 21.12.2001г. № 185 в размере 0,0257 Гкал/кв.м.

В обоснование события выявленного правонарушения административный орган ссылается на пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, статьи 135, 137 Жилищного кодекса РФ.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, исходя из приведенных выше нормативно установленных понятий тарифов, ценообразования, государственного регулирования цен, суд полагает, что неправомерное применение энергоснабжающей организацией при расчетах с абонентом норматива потребления тепловой энергии при условии применения надлежащего тарифа на тепловую энергию, не может быть квалифицировано как действие, нарушающее порядок ценообразования, хотя бы оно и нарушало установленные правила предоставления коммунальных услуг.

В силу изложенного суд не усматривает в действиях заявителя ни события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.6 КоАП РФ, ни оснований для применения к энергоснабжающей организации санкций, установленных пунктом 4 Указа Президента РФ № 221 от 28.02.1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Таким образом, суд считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.

     Руководствуясь статьями 167, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить Постановление Отдела цен Тверской области по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности № 146/01-15 от 05.03.2007г. о применении к Открытому акционерному обществу «Территориальная  генерирующая компания № 2» санкции в виде взыскания всей излишне полученной выручки в сумме 24834,31 руб.

            Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в установленном порядке.

Судья                                                                                                     Е.В. Мухина