150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль
Дело № А82-23580/2019
30 сентября 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 02 сентября 2020 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Овечкиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарапун Л.П.,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление товарищества собственников жилья «На Институтской» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ярославль» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 26 658 рублей 00 копеек,
при участии в судебном заседании представителей (до перерыва):
от истца: ФИО1 по доверенности от 12.12.2019,
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 26.01.2019 №юр/19-189,
установил:
товарищество собственников жилья «На Институтской» (далее – истец, Товарищество, ТСЖ, ТСЖ «На Институтской») обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ярославль» (далее – ответчик, Общество, ПАО «ТНС энерго Ярославль») о взыскании 26 658 рублей 00 копеек неосновательного обогащения возникшего в результате применения повышающего коэффициента при начислении платы за электрическую электроэнергию, потребленную в июле, августе, сентябре и октябре 2019 года, а также расходов по уплате государственной пошлины и 17 533 рублей 45 копеек расходов по оплате услуг представителя.
Исковые требования основаны на положениях договора снабжения электрической энергией от 02.03.2016 № 6021161 (далее – договор), статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, глав 23, 34 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 4, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 42 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», и мотивированы необоснованным получением ответчиком в составе платы за потребленную электрическую энергию от населения повышающего коэффициента, причитающегося, по мнению ТСЖ, истцу.
Определением суда от 23.12.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 АПК РФ.
Определением суда от 19.02.2020 суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Рассмотрение дела в соответствии со статьей 158 АПК РФ неоднократно откладывалось.
В судебном заседании, состоявшемся 26.08.2020, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 02.09.2020.
Присутствовавший до перерыва представитель истца иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика, также присутствовавший в судебном заседании до перерыва, исковые требования не признал по снованиям подробном изложенным в отзыве на иск и дополнениях к нему. Ответчик полагает, что вопреки статьям 65 АПК РФ и 1102 ГК РФ истцом не представлено достаточных доказательств сбережения денежных средств ответчиком. Начисления сумм повышающего коэффициента конечным потребителем еще не является доказательством получения начисленных денежных средств на расчетный счет ответчика. Истец также не доказал отсутствие основания перечисления денежных средств ответчику и соответственно не доказал наличия права на получение повышающего коэффициента истцом в рамках сложившихся на спорный момент времени договорных отношений.
На возражения ответчика истец привел свои контрдоводы, подробно изложенные в письменных пояснениях. ТСЖ продолжает настаивать на необоснованности получения Обществом повышающего коэффициента от собственников и пользователей помещений многоквартирного дома 28 по ул. Институтская г. Ярославля (далее – МКД, многоквартирный дом, дом) в период с июля по октябрь 219 года.
После перерыва стороны явку своих представителей не обеспечили, о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 156, 163 АПК РФ судебное заседание продолжено, а дело рассмотрено в судебном заседании без участия представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
02.03.2016 между ПАО «ТНС энерго Ярославль» (поставщик) и ТСЖ «На Институтской» (покупатель) заключен договор, в соответствии с которым поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги в порядке, количестве и сроки, предусмотренные договором. Покупатель приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг (пункты 1.1, 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 договора перечень точек поставки и средств учета электрической энергии (мощности) определен в Приложении № 1 к договору.
Из пунктов 2.1.4, 2.3.14 договора следует, что поставщик обязуется предоставлять покупателю счета-фактуры в сроки, установленные действующим законодательством, а также акты приема-передачи энергии и акты сверки для подписания в сроки, установленные договором. Покупатель, в свою очередь, обязан рассматривать и подписывать полученные от поставщика акты приема-передачи и акты сверки, возвращать один экземпляр поставщику до 25-го числа месяца, следующего за расчетным. В случае отказа от подписания сообщать поставщику о мотивах отказа в письменной форме в указанный срок. В случае непредставления подписанных актов они считаются принятыми покупателем на условиях поставщика, изложенных в актах.
В пункте 3.1 договора закреплено, что фактически принятое покупателем количество электроэнергии (мощности) определяется на основании показаний средств учета, указанных в приложении № 1 к договору, в порядке, установленном разделом 3 договора.
Расчетным периодом в соответствии с договором является один календарный месяц. Оплата стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) производится в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом. Оплата энергии производится покупателем путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика или с применением иной формы расчетов. В случае перечисления денежных средств оплата считается произведенной в день поступления денежных средств на расчетный счет поставщика. Изменение назначения платежа, зачет встречного однородного требования, исполнение обязательств покупателя третьим лицом, ценными бумагами и т.п. допускается только по согласию сторон, если иное не предусмотрено договором (пункты 4.3, 4.4 договора).
Объектом электропотребления согласно приложению № 1 к договору является многоквартирный жилой дом по адресу: <...>.
Во исполнения взятых на себя договорных обязательств ответчик с июля по октябрь 2019 года поставил в адрес дома электрическую, что подтверждается материалами дела и сторонами не отрицается.
Однако, как следует из искового заявления, при представлении в адрес ТСЖ ежемесячных отчетов по начислению платы за электрическую энергию за июль, август, сентябрь, октябрь 2019 года истец установил, что Общество выставляет собственникам (нанимателям) жилых помещений, у которых не заменен или не прошел проверку индивидуальный прибор учета, повышающий коэффициент, который собственники (пользователи) перечисляют на расчетный счет ресурсоснабжающей организации и который является неосновательным обогащением ответчика.
Истцом заявлены к взысканию денежные средства, поступившие от потребителей в счет оплаты повышающего коэффициента в период с июля по октябрь 2019 в размере 26 658 рублей 00 копеек.
Претензией от 14.11.2019 истец потребовал от ответчика перечислить на расчетный счет ТСЖ «На Институтской» сумму денежных средств, поступивших от потребителей в счет оплаты повышающего коэффициента в период с июля по октябрь 2019 в размере 26 658 рублей 00 копеек.
Неисполнение Обществом требований претензии послужило основанием для обращения ТСЖ в суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают среди прочего и из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
По правилам пункта 184 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения № 442), определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется в порядке, установленном Правилами № 354, в соответствии с которыми в случае наличия у потребителя установленного и введенного в эксплуатацию прибора учета, объемы коммунальных услуг по электроснабжению определяются на основании показаний такого прибора учета. В случае его отсутствия - по нормативам потребления соответствующей коммунальной услуги, утверждаемым в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом норматив потребления коммунальной услуги определяется пунктом 2 Правил № 354, а также пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.
В силу пунктов 21, 22 Правил № 306 норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета.
Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг введены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 344) в целях стимулирования потребителей к установке коллективного ОДПУ, а также индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных коммунальных услуг по показаниям данных приборов учета, применения при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений, не исполнивших обязанность по оснащению принадлежавших им помещений приборами учета коммунальных ресурсов. При этом указанные коэффициенты возможно применять только в случае наличия технической возможности установки соответствующих приборов учета.
Применение повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленные потребителям в жилых помещениях в многоквартирном доме, предусмотрено в пунктах 60, 60 (1), 60 (2) Правил № 354.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ на товарищество собственников жилья возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирном домом товариществом собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данным товариществом, но не ресурсоснабжающей организации.
Поэтому с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению товариществом собственников жилья, которое, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно пункту 27 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила № 124), в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами № 354;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с исполнителя коммунальных услуг обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения. Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Закрепление решением этого общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице товарищества собственников жилья.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 № АКПИ14-197.
Вместе с тем, установленный собственниками способ исполнения обязательств путем осуществления расчетов за индивидуальное потребление (за вычетом ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно с ресурсоснабжающей организацией предполагает формирование соответствующей схемы взаимоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, обеспечивающей получение ресурсоснабжающей организацией оплаты за ту часть коммунального ресурса, которая потреблена на общедомовые нужды и не оплачена потребителями.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) до 01.07.2012 собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона № 261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом МКД в указанный срок должны быть оснащены ОДПУ используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета в целях эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, поддержки и стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, что следует из пункта 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.
Однако увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации, каких-либо дополнительных расходов она также не несет. Более того, в случае расчета объема услуги по нормативам потребления с учетом повышающего коэффициента, у ресурсоснабжающей организации возникнет неосновательное обогащение.
В случае, когда объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период в МКД, оборудованный ОДПУ, в соответствии с подпунктом «а» пункта 21, подпунктом «а» пункта 21 (1) Правил № 124 определяется по показаниям ОДПУ, независимо от наличия или отсутствия в МКД ИПУ и применения в отношении потребителей «повышенных» или «базовых» нормативов, то объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в МКД ОДПУ, не учитывает применение в отношении потребителей «повышенного» норматива.
Плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей «повышенных» нормативов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме ОДПУ и ИПУ, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса в случае, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Согласно пояснениям ответчика, содержащимся в отзыве на иск, что 02.03.2016 между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ТСЖ «Ha Институтской» заключен договор. В соответствии с приложением № 1 к договору расчет по нему производится по общедомовым приборам учета электрической энергии за исключением объема коммунального ресурса, поставленного в адрес собственников и нанимателей жилых помещений (пункт 5 «транзит население»). Прямые договорные отношения с собственниками помещений у ресурсоснабжающей организации сложились изначально, до заключения договора с истцом. В апреле 2016 года для правового обоснования начислений, производимых собственникам (нанимателям) МКД со стороны ресурсоснабжающей организации, с учетом выводов, содержащихся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.05.2015 по делу № 8-КГПР15-2, между сторонами 11.04.2016 было подписано дополнительное соглашение, которым точка учета «транзит населения» исключена из договора, и реализована агентская схема отношений, в соответствии с которой ПАО «ТНС энерго Ярославль» от своего имени обеспечивает выполнение расчетов с потребителями, исходя из показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии, а так же с применением расчетных способов и нормативов потребления. Принимает оплату за электроэнергию на свои расчетные счета. В соответствии с пунктом 20 дополнительного соглашения его исполнение может быть прекращено в одностороннем порядке любой стороной с предварительным уведомлением за 30 календарных дней до даты его прекращения. Реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения агентского соглашения ПАО «ТНС энерго Ярославль» направило в адрес истца уведомление о расторжении с 01.07.2019 года дополнительных соглашений, заключенных 11.04.2016. В договор были внесены изменения путем подписания 30.05.2019 дополнительного соглашения. Внесение изменений в договор было обусловлено переходом на договор снабжения электрической энергией в целях содержания общего имущества (СОИ) и приведением его в соответствие с пунктом 21 (1) Правил № 124. С момента подключения многоквартирного жилого дома к электрическим сетям между жителями (собственниками и нанимателями) и ПАО «ТНС энерго Ярославль», как отмечалось сложились прямые договорные отношения. ПАО «ТНС энерго Ярославль» осуществляло и осуществляет начисления и расчеты по лицевым счетам собственников на регулярной основе.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу ул. Институтская, д. 28 в г. Ярославле управлялся Товариществом с 2002 года‚ однако договор был заключен только в 2016 году. Договоры электроснабжения, заключенные ресурсоснабжающей организацией с собственниками (пользователями) помещений в многоквартирных домах по состоянию на 30.06.2015 на основании пунктов 6 - 9, 14, 15, 17 Правил № 354, в том числе путем совершения потребителями конклюдентных действий, действуют до истечения срока действия таких договоров или до отказа одной из сторон от исполнения договора. Прямые договоры продолжают действовать, если до внесения в ЖК РФ поправок о возможности перехода на «прямые договоры», между ресурсоснабжающей организацией и собственниками помещений в МКД они уже были заключены и срок исполнения которых не истек, а ни одна из сторон не отказалась от их исполнения (часть 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В подтверждение своих доводов ответчик представил в материалы дела двадцать прямых договоров электроснабжения с гражданами-потребителями, в рамках которых ПАО «ТНС энерго Ярославль» осуществляет поставку электрической энергии на индивидуальные нужды и расчет производит непосредственно с гражданами. Указанное дополнительно свидетельствует о том, что между истцом и ответчиком существую правоотношения по поставке и приобретению электрической энергии на содержание общего имущества.
С учетом изложенного судом не принимается ссылка ТСЖ на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2019 № 302-ЭС18-21882. В указанном деле Верховым Судом рассмотрен случай, когда управляющая организация выступает покупателем всего объема ресурса (и на цели содержания общего имущества, и на цели предоставления коммунальной услуги собственникам помещений). В таком случае именно управляющая организация вправе получать с собственников и нанимателей помещений плату в соответствии с Правилами № 354, в том числе и повышающий коэффициент. В настоящем деле в спорный период между истцом и ответчиком действовали иные договорные отношения. Собственники помещений в МКД, управление которыми осуществляет ответчик, имеют прямые договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией.
В этом случае коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором. Договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Решение собственников о заключении ими от своего имени договора электроснабжения с ресурсоснабжающей организацией не затрагивает отношения лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, с ресурсоснабжающей организацией, сложившиеся в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
С 01.07.2019 расчет по договору с ТСЖ осуществляется в соответствии с пунктом 21(1) Правил № 124, а именно: объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами № 354. При этом повышающий коэффициент к нормативу потребления, который применяется при расчете платы за коммунальную услугу, фактически увеличивая ее размер для собственников помещений в многоквартирных домах (жилых домах), не может считаться объемом потребленного коммунального ресурса. В письмах Минстроя России от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 и от 02.06.2017 № 19506-00/04 дано аналогичное разъяснение: повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных услуг.
В этой связи довод ТСЖ «На Институтской» о том, что предъявленный истцом к оплате объем потребленной электроэнергии должен уменьшаться на повышающий коэффициент, является необоснованным.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права истца ответчиком.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 2, 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Следовательно, обязательство из неосновательно обогащения возникает при наличии трех условий, а именно: когда имеет место приобретение или сбережение имущества, то есть увеличение собственного имущества приобретателя; когда такое приобретение или сбережение произведено за счет другого лица; при отсутствии для этого правового основания, то есть если оно не основано на законе или иных правовых актах или на сделке.
Вместе с тем перечисленных выше условий, чтобы квалифицировать получение ответчиком денежных средств от истца в качестве неосновательного обогащения суд не видит с учетом установленных фактических обстоятельств и представленных в дело доказательств.
Свидетельств недобросовестности со стороны ПАО «ТНС энерго Ярославль», которое привело убедительные доводы о наличие оснований для получения от собственников (пользователей) помещений МКД повышающего коэффициента, суд не усматривает.
Таким образом, учитывая, что одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 АПК РФ), а в рассматриваемом случае истец, не доказал факта нарушения со стороны ответчика своих прав и законных интересов в виде неосновательного обогащения, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения настоящего иска о взыскании 26 658 рублей 00 копеек .
Расходы по возмещению государственной пошлины и расходы на оплату услуг предстателя суд в порядке статьи 110 АПК РФ оставляет на истце.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований товарищества собственников жилья «На Институтской» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Ярославль» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 26 658 рублей 00 копеек неосновательного обогащения отказать, а также расходов на оплату услуг представителя и расходов по уплате государственной пошлины отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством ее подачи через личный кабинет, созданный в информационной системе «Мой арбитр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
Е.А. Овечкина