ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-24808/18 от 10.09.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-24808/2018

16 сентября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  сентября 2019 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Коробовой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Князевой Н.В.

рассмотрев в судебном заседании заявление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям (ИНН  7603028094, ОГРН  1047600206334)

к  обществу с ограниченной ответственностью  "Полиграф Принт" (ИНН 7607021124, ОГРН  1027600985488)

о   взыскании  2 234 573.52 руб. задолженности по экологическому сбору,

при участии:

от заявителя – Сергеевой Л.С. по доверенности от 09.06.2019,

от ответчика – Балашова А.А. по доверенности от 17.01.2019,

Диуновой О.С. по доверенности от 14.01.2019,

установил: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ,  к обществу с ограниченной ответственностью "Полиграф Принт" (далее – Общество) о взыскании  2 253 856 руб. экологического сбора за 2016-2017 гг.

       Судебное заседание проведено с объявлением 03.09.2019 перерыва до 10 час. 30 мин. 10.09.2019.

       Заявитель в судебном заседании уточнил требования, в соответствии с заявлением от 09.09.2019 № 04/980 просил взыскать с ответчика 2 234 573.52 руб. задолженности по экологическому сбору за 2016-2017 гг. Уточненное заявление принято судом в порядке, установленном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

        Кроме того, представитель заявителя пояснил, что Общество после принятия заявления о взыскании задолженности по экологическому сбору представило корректирующие расчеты, согласно которым уплате в бюджет подлежит  экологический сбор в сумме   и в сумме за 2017г. Указанные суммы экологического сбора ответчиком уплачены; документы, подтверждающие основания к перерасчету суммы экологического сбора представлены и проверены. Оснований для доначисления экологического сбора по результатам проверки представленных с уточненными расчетами документов, не установлено. Вместе с тем, порядок представления корректирующих расчетов по экологическому сбору и их проверки, действующим законодательством не регламентирован. В связи с данными обстоятельствами заявитель поддерживает требования о взыскании задолженности, составляющей разницу между суммами экологического сбора по первоначально представленными расчетам и суммами уплаченного экологического сбора.

         Представители ответчика требования не признали, указав, что при представлении в территориальный орган Роспотребнадзора установленных форм отчетности за 2016-2017г., а именно: декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления  на территории РФ; отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров; расчета суммы экологического сбора Общество завысило количество произведенных и реализованных товаров и упаковки за 2016-2017г., а также ошибочно не указало на выполнение нормативов по утилизации за 2017г. С целью устранения допущенных ошибок Общество представило уточненные формы отчетности и документы, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности сведений. Экологический сбор на основании уточненных расчетов полностью уплачен.

Проверив доводы сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела, ответчик представил в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям расчеты за 2016-2017 гг.  по экологическому сбору, размер которого за 2016 г. составил 877  489,85 руб., за 2017 г. – 1 825 973,69 руб.

Впоследствии организацией представлены уточненные декларации и расчеты, согласно которым сумма экологического сбора за 2016 г. составила 95 183.72руб. в соответствии с расчетом от 03.09.2019г. (что на 1 365.14руб. меньше чем согласно уточненному расчету от 19.01.2019г.); за 2017г. – 322 952.85руб. в соответствии с уточненным расчетом от 29.08.2019г. (что на 19 281.54руб. больше чем согласно уточненному расчету от 19.01.2019).

Общество уплатило экологический сбор в сумме, указанной в расчетах от 19.01.2019г., а также доплатило сбор за 2017г. на основании расчета от 29.08.2019г. Задолженность по экологическому сбору по данным Общества отсутствует.

Оценивая представленные в материалы дела документы, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) установлено, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством РФ. При этом в силу положений пункта 9 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

Порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р, установлен Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее - Положение № 1417).

Порядок, формы и сроки представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, установлены Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее - Правила № 1342).

На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ).

Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

Экологический сбор уплачивается по каждой группе товаров, включенных в Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р (далее - Перечень).

Перечень содержит 36 товарных групп. В нем представлены, в частности, изделия из дерева, бумаги, которые выпускает и производит ООО «Полиграф Принт». При этом, если товар не является готовым к употреблению изделием, но реализуется в упаковке, то экологический сбор нужно заплатить только в отношении самой упаковки.

Порядок взыскания экологического сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм установлен п. 25 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 "О порядке взимания экологического сбора".

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров (в рублях за тонну) установлены постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 № 284. При этом каждая ставка сформирована на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

Нормативы утилизации устанавливаются для каждой группы товаров, подлежащих утилизации, в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров за истекший календарный год. Раз в три года они пересматриваются.

Нормативы на 2015-2017 годы приведены в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р. Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2017 г. № 43-р в нормативы внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. (период действия с 01.01.2017 по 31.12.2017). Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. №2971-р, утвердившее нормативы на 2018-2010гг. настоящее распоряжение от 04.12.2015 № 2491-р признано утратившим силу с 1 января 2018 г.

В адрес Межрегионального управления производителями и импортерами товаров ежегодно в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, предоставляется декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств.

Распоряжением Правительства от 24.09.2015 №1886-р определен перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в который входят блокноты, записные книжки и книги для записей, альбомы и папки с бумагой (включая блоки), тетради школьные ученические, тетради общие, ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона соответствующие кодам продукции по Общероссийскому классификатору 17.23.13.191; 17.23.13.192; 17.23.13.194; 17.23.13.195; 17.21.13.000.

Товары выпускаемые ООО «Полиграф Принт», а именно блокноты, записные книжки и книги для записей, альбомы и папки с бумагой (включая блоки), тетради школьные ученические, тетради общие, ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона включены в указанный Перечень, в данном случае - Группа № 10 "Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная" и Группа № 12 "Принадлежности канцелярские бумажные".

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров утверждены постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 284.

Ставка экологического сбора (рублей за тонну) для ООО «Полиграф Принт», по группе товаров, предусмотренных перечнем готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в соответствии с Перечнем 1886-р по 10 Группе товаров и 12 Группе товаров составляет по 2378 рублей.

Нормативы экологических сборов в 2016 году установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2491-р.

Нормативы на 2016-2017 годы в соответствии в распоряжении Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р для расчета экологического сбора ООО «Полиграф Принт» по Группе товаров 10 составили соответственно за 2016 -10%, за 2017г.- 20%, по Группе товаров 12 соответственно за 2016г.- 5% , за 2017г.-10%.

         В соответствии с Правилами взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (пункты 15.1. 15.2, 15.3), контроль за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения осуществляется администратором экологического сбора посредством проверки полноты и правильности заполнения расчета суммы экологического сбора и соблюдения сроков его представления, при которой устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных плательщиком в составе расчета суммы экологического сбора и прилагаемых к нему документов, требованиям, установленным настоящими Правилами, а также проверки своевременности и полноты внесения экологического сбора.

          В случае если при осуществлении контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения, указанного в пункте 15.1 настоящих Правил, в расчете суммы экологического сбора выявлены ошибки и (или) противоречия (несоответствия), либо выявлено несоответствие сведений, представленных плательщиком, информации, указанной в пункте 15 настоящих Правил, либо установлен факт невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора, администратор экологического сбора составляет акт проведения контроля за правильностью исчисления суммы экологического сбора, полнотой и своевременностью его внесения (далее - акт контроля), форма которого утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

         В акте контроля указываются, в том числе факты ошибок, допущенных при выполнении расчетов, и противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в расчете суммы экологического сбора, и информацией, имеющейся в распоряжении администратора экологического сбора и (или) полученной им в установленном порядке при декларировании товаров и упаковки товаров, при представлении отчетности о нормативах и при проведении контроля выполнения установленных нормативов утилизации, а также федерального государственного экологического надзора; факты невнесения, внесения не в полном объеме или несвоевременного внесения экологического сбора; факт завышения размера исчисленного и (или) уплаченного экологического сбора.

         Таким образом, вне зависимости от прямого указания на возможность представления корректирующих форм отчетности, действующие Правила устанавливают достаточные полномочия администратора экологического сбора для того чтобы проверить правильность его расчета.

         Представление корректирующих форм отчетности действующим законодательством не запрещено, основания для признания указанных в корректирующих формах отчетности сведений недостоверными, а сумм экологического сбора – заниженными, заявитель при проверке представленных Обществом документов не установил, о чем проинформировал суд в ходе судебного разбирательства.

          С учетом данных обстоятельств, основания для взыскания с ответчика сумм экологического сбора сверх уплаченных на основании уточненных расчетов по результатам рассмотрения дела не установлено.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении заявления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям к обществу с ограниченной ответственностью "Полиграф Принт" о взыскании  2 234 573.52 руб. задолженности по экологическому сбору за 2016-2017 гг. отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Коробова Н.Н.  -  20