ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2592/15 от 07.07.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-2592/2015

18 июля 2015 года

Резолютивная часть оглашена 07.07.2015

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Кокуриной Н.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галанцевой М.С.

рассмотрев в судебном заседании заявление

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Обществу с ограниченной ответственностью  "РыбинскСтройИзыскания" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

о   взыскании   93.22   руб.

при участии

от заявителя – ФИО1 по дов. от 12.01.2015, ФИО2 по дов. от 26.06.2015

от ответчика – ФИО3 по дов. от 26.06.2015, ФИО4 по дов. от 26.96.2015

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рыбинске и Рыбинском муниципальном районе Ярославской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью  "РыбинскСтройИзыскания" о взыскании 45893,22 руб. финансовых санкций за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В судебном заседании заявитель поддержал предъявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал, представил письменный отзыв, не согласен с выявленным нарушением, а также просит снизить размер штрафа в связи со смягчающими обстоятельствами.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Ответчик согласно статье 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 и статье 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

Статьей 15 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на страхователей возложена обязанность в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 вышеназванного закона страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице  сведения о страховом стаже, периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Ответственность за представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и применяется в виде финансовых санкций в размере 5 процентов причитающихся за отчетный период платежей в  Пенсионный фонд РФ.

Статьей 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на органы Пенсионного фонда РФ возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным законом.

В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в состав представляемых страхователем индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц входят сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Управлением Пенсионного фонда РФ установлено, что в индивидуальных сведениях за 2013 год в отношении застрахованных лиц, перечисленных в акте выездной проверки от 25.06.2014 № 74, ответчик неверно отразил сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Факт правонарушения зафиксирован в акте выездной проверки от 25.06.2014 № 74. Решением от 18.07.2014 № 1 ответчик привлечен к ответственности по ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 5 процентов от суммы платежей в Пенсионный фонд РФ по застрахованным лицам, в отношении которых поданы недостоверные сведения; сумма примененного штрафа составила 45893,22 руб.

Требованием от 11.08.2014 ответчику предложено уплатить сумму финансовых санкций. Требование об уплате взыскиваемой суммы штрафа ответчиком в добровольном порядке не исполнено до настоящего времени.

Требования заявителя подлежат удовлетворению частично с учетом следующего.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, проработавшим определенное время в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.

Представленные ответчиком индивидуальные сведения признаны Управлением ПФ недостоверными по тому основанию, что предприятием в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включены дни выполнения сотрудниками общества изыскательских работ в городах. Такие работы, по мнению Управления ПФ РФ, не являются полевыми работами.

В соответствии с п. 7 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности. Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды выполнения изыскательских работ непосредственно в полевых условиях, то есть в неблагоприятных условиях труда, связанных с необустроенностью труда и быта. Выполнение изыскательских работ в условиях города суд не может признать работами в полевых условиях.

С доводами ответчика о том, что следует руководствоваться определением «полевых работ», изложенным в Методическом пособии по определению стоимости инженерных изысканий для строительства, введенном в действие Письмом Госстроя России от 31.03.2004 N НЗ-2078/10, суд не согласился. Указанное пособие предназначено для практического применения при определении стоимости изыскательских работ и составлении сметных расчетов при финансировании инженерных изысканий для строительства. Согласно этому пособию основные изыскательские работы делятся на три вида: полевые, камеральные и лабораторные. Особенностью полевых работ является то, что они выполняются с выходом на объект инженерных изысканий (выполняются на открытом воздухе, в подземных выработках и подвалах, в помещениях, являющихся объектом инженерных изысканий). В пособии указано, что полевые работы могут выполняться, например, в условиях стационара, а камеральные и лабораторные работ - в условиях полевого лагеря. Таким образом, приведенное в пособии понятие полевых работ никак не связано с условиями, в которых ведутся работы.

В связи с изложенным, Управление ПФ РФ правильно решило, что дни выполнения изыскательских работ в условиях города нельзя включать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и индивидуальные сведения в этой части недостоверны.

При принятии в 2014 году Управлением ПФ РФ решения и определении суммы подлежащего взысканию штрафа, на основании ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", ст. 43, ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Управление ПФ РФ обязано было уменьшить размер штрафа в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Управление ПФ РФ рассчитало размер штрафа в соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» исходя из суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации. Начислены к уплате страховые взносы в размере, указанном в расчетах общества по начисленным и уплаченным страховых взносам. Вместе с тем, заслуживают внимания доводы ответчика о том, что, как указано в Письме ПФ РФ от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649 "О направлении письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" согласно частям 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов применяются для плательщиков страховых взносов - организаций в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. В случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней на соответствующих видах работ, поименованных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ. Следовательно, для определения действительного размера обязательств общества по уплате страховых взносов и справедливого назначения штрафа, применяя названную пропорцию, нужно уменьшить количество фактически отработанных дней на полевых изыскательских работах, и, соответственно, уменьшить размер страховых взносов по дополнительному тарифу. Страховые взносы по дополнительному тарифу исчислены самим страхователем за 2013 год в сумме 48 275 руб. Часть этой суммы исчислена страхователем излишне. Указанное обстоятельство суд учитывает в качестве смягчающего. Суд также принимает во внимание, что страхователь заблуждался при толковании понятия полевых изыскательских работ в силу наличия в Методическом пособии по определению стоимости инженерных изысканий для строительства, введенном в действие Письмом Госстроя России от 31.03.2004 N НЗ-2078/10, определения «полевых работ». Кроме того, страховые взносы за 2013 год предприятием уплачены, правонарушение совершено впервые. С учетом перечисленных смягчающих обстоятельств штраф в сумме 15000 руб. соответствовал бы тяжести допущенного нарушения и обстоятельствам его совершения. Решение Управления ПФ РФ в части штрафа, превышающего указанный размер, не соответствует законодательству.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью  "РыбинскСтройИзыскания"  (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

- в доходы Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 15000 руб. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

- в доход федерального бюджета 654 руб. государственной пошлины.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья

Кокурина Н.О.  -  19