ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2714/17 от 27.08.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 

Дело № А82-2714/2017

сентября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  августа 2019 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Яцко И.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макиной Н.Н., секретарем судебного заседания Горшковой К.М.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявлениепубличного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью "УК ЖКУ "Сатурн" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

третьи лица: Правительство Ярославской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области

о   взыскании   104.94   руб.,

при участии:

от истца – ФИО1 представитель по доверенности от 24.04.2017 и паспорту,

от ответчика – не явились,

от третьих лиц 1, 2 – не явились,

установил: 

Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК ЖКУ "Сатурн" (ответчику) о взыскании 265046,42 руб. долга за потребленную электроэнергию за период январь–апрель, июнь–ноябрь 2016 года по договору снабжения электрической энергией №7634 от 01.06.2015.

В деле №А82-3481/2017 предъявлены требования публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" к обществу с ограниченной ответственностью "Раскат – РОС" о взыскании с учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, 15899,29 руб. долга за потребленную электроэнергию в декабре 2016 года.

Определением от 19.10.2017 дела №А82-2714/2017 и №А82-3481/2017  объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения в деле №А82-2714/2017.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Ярославской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

С учетом уточнений, принятых судом к рассмотрению, истец просил взыскать 203197,35 руб. долга за период январь–апрель, июль–декабрь 2016 года.

Определением суда от 01.08.2019 произведена замена судьи Фирсова А.Д. на судью Яцко И.В. в деле №А82-2714/2017.

Ответчик в судебное заседание не явился, ранее представил ходатайство, в котором просил провести судебное заседание в отсутствие представителя, поддержал позицию, изложенную в отзыве №195 от 06.08.2019, в котором указал, что истец предоставил в суд два расчета: основной расчет на сумму 203197,35 руб. и справочный на сумму 162152,31 руб. Проверив основной расчет,ответчиком предоставлен в суд контррасчет на сумму 88237,71 руб. Основными разногласиями явились: неправильное применение истцом норматива потребления электрической энергии в целях содержания общедомового имущества (разница в сумму 48551,89 руб.); истец исключает из расчета сверхнормативного ОДН разницу начисления по показаниям ИПУ и ОДН населению, превышающую показания по ОДПУ. Считает, что в  законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды. Не учет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса; истцом проведены перерасчеты платы за электроэнергию. Из совокупности положений Правил №354 следует, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания ИПУ и обязан применить эти показания в расчетах, при этом проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды, исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний ИПУ, Правила 354 не предусматривают. Проверив справочный расчет,ответчик изложил основные разногласия: истец при применении новых нормативов потребления электрической энергии на общедомовые нужды МКД (согласно экспертного заключения о расчете величины норматива потребления электроэнергии населением с учетом доводов, изложенных в решении Ярославского областного суда от 01.11.2017 №3а-117/2017) не учел характеристику МКД, в связи с чем, норматив указан истцом некорректный. Считает, что нормативы, рассчитанные на основании экспертного заключения о расчете величины норматива потребления электроэнергии населением с учетом доводов, изложенных в решении Ярославского областного суда от 01.11.2017 №3а-117/2018, наиболее правильные, так как расчет соответствует действующему законодательству; истцом не начислены объемы: апрель 2016г. ул.Моторостроителей, д.19, кв.№№6,30,38,54,68,117; декабрь 2016г. ул.Рапова, д.6, кв.13.

Третье лицо 1 в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено (уведомление в деле), ранее представило ходатайство, в котором просило рассмотреть дело в отсутствие представителя; поддержало доводы, изложенные в отзыве департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Третье лицо 2 в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено (уведомление в деле), ранее представило отзыв от 07.02.2018, подробно изложило позицию.

Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, изложил позицию.

Судебное заседание проводилось судом с объявлением перерывов в порядке статьи 163 АПК РФ до 27.08.2019 до 09.00 часов и до 27.08.2019 до 17.20 часов, сведения о перерыве размещены в КАД.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Истец направил в суд ходатайство об уменьшении исковых требований, просил взыскать с ответчика 203104,94 руб. долга за электрическую энергию за январь–апрель, июль – декабрь 2016 года. Представил справочный расчет задолженности, позицию на возражения ответчика, указал, что по лицевому счету №<***> <...> (апрель 2016 г.) – в ноябре 2015 года произведено ограничение электроэнергии, в связи с этим начисления не производились, при подключении электроэнергии в июне 2016 года списаны показания индивидуального прибора учета (далее ИПУ) и произведено до­начисление объема; лицевой счет №<***> <...>. кв.30 (апрель 2016г.) – в апреле 2016 года не переданы показания ИПУ, начисление про­изведено по среднему, в мае 2016 года старшей по дому переданы показания ИПУ и за апрель месяц осуществлен перерасчет; лицевой счет №<***> <...> (апрель 2016г.) – в марте 2016 года установлен и введен в эксплуатацию новый ИПУ; в апреле 2016 года показания ИПУ не передавались, также нет статистики среднего объема по новому ИПУ, доначисление по показания выполнено в июне 2016 года; лицевой счет №<***> <...>. кв.54 (ап­рель 2016г.) – за апрель 2016 года начислено 6 кВт/ч по показаниям ИПУ, также в апреле выполнен перерасчет среднемесячного начисления за март 2016 года, а именно: – 70  кВт/ч, соответственно, начисления за апрель 2016 года составили: 64 кВт/ч; лицевой счет №<***> <...> (ап­рель 2016г.) – начисления производятся по нормативному потреблению со­гласно зарегистрированных и комнат в квартире, в квартире 68 никто не зарегистрирован; лицевой счет №<***> <...> (ап­рель 2016г.) – в мае 2015 года произведено ограничение электроэнергии, в связи с этим начисления не производились; <...>. кв.13 (декабрь 2016г.) – квартира коммунальная, в декабре 2016 года показания ИПУ не предоставлены, доначисление объемов выполнено в январе 2017 года по всем лицевым счетам.

Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточнение цены иска.

Дело рассмотрено судом в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в отсутствие участников процесса в порядке статьи 156 АПК РФ.

Исследовав обстоятельства иска, письменные доказательства по делу, позиции сторон и третьих лиц, суд установил следующее.

Порядок определения фактически принятого покупателем количества электроэнергии (мощности) определен в разделе 3 Договора "Учет и контроль поставки энергии".

Расчетным периодом является один календарный месяц. Оплата производится до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 4.3 договора).

Согласно пункту 9.1 договора срок его действия с 01.06.2015 по 31.12.2015 с последующей пролонгацией.

Истец, полагая, что пункт 17 дополнительного соглашения от 01.06.2015 к договору снабжения электрической энергией от 01.06.2015 в части вычитания из общего объема, определенного на основании показаний приборов учета, объемов сверхнормативного ОДН, является ничтожным, противоречащим действующему законодательству, просил взыскать с ответчика 203104,94 руб. долга за электроэнергию на общедомовые нужды сверх норматива потребления за январь–апрель, июль–декабрь 2016 года.

Исковые требования основаны на положениях статей 310, 426, 539-544 ГК РФ, п/п "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее – Правила №124), пункте 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), статьях 155, 157, 161, 162 ЖК РФ.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, проанализировав правовые позиции сторон, суд исходит из следующего.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

По правилам статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ (пункт 1 статьи 157 ЖК РФ).

Из положений части 1 статьи 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Часть 2 указанной статьи ЖК РФ предусматривает, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

При этом часть 9 статьи 161 ЖК РФ императивно установила, что многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Правила №354 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Из пункта 2 Правил №354 следует, что исполнителем коммунальных услуг может являться юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В силу пункта 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила №442) покупателем электрической энергии может выступать и исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения – в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - исполнитель коммунальной услуги).

Согласно пункту 3 Правил №354 потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе и электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, потребитель получает электрическую энергию, как для собственных нужд, так и для мест общего пользования.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 статьи 153 ЖК РФ), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из пункта 13 Правил №354 и пунктов 10, 11 Правил №124, следует, что заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту. В интересах собственников помещений жилого многоквартирного дома управляющая организация заключает договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций), что следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13, пунктов 2, 8, 9, подпунктов «а», «б» пункта 31, подпункта «а» пункта 32 Правил №354 и правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 06.07.2015 №310-КГ14-8259.

Таким образом, по общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.

Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей компанией по отношению к многоквартирным домам, для обеспечения которых истцом поставлялась электроэнергия, в том числе и на общедомовые нужды. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Факт управления указанными многоквартирными домами в спорный период ответчиком не опровергнут.

По смыслу действующего законодательства ответчик является исполнителем коммунальных услуг, действует при этом в интересах жителей домов – физических лиц, обслуживанием которых он занимается и в отношении которых он является управляющей компанией.

Соответственно, ответчик в силу закона наделен правомочиями по управлению жилыми домами, и именно он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленную электрическую энергию истцу, которая была потреблена для нужд жилых домов.

Факт поставки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, им по существу не оспорен и подтверждается материалами дела.

В соответствии с абзацем 7 пункта 2 Правил № 354, статьями 155, 161 ЖК РФ ответчик во взаимоотношениях с истцом является исполнителем коммунальных услуг, выполняет функции управляющей организации. В силу своего статуса ответчик обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

Согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 – 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Доказательств того, что собственниками помещений в многоквартирных домах было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, ответчиком в материалы дела не представлено.

В силу абзаца 2 пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является РСО) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.

Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).

Из абзаца 6 пункта 3 постановления Пленума от 14.03.2014 №16 следует, что согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ обязательства оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета. Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что условие договора (пункт 17 дополнительного соглашения) в части вычитания объема сверхнормативного ОДН из общего объема электрической энергии, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета, противоречит указанным выше положениям Правил № 124 и Правил № 354, которые носят императивный характер.  Изменение условий договора в данной части дополнительным соглашением от 01.06.2015 не влечет правовых последствий.

В Приложении № 1 к договору стороны определили перечень точек поставки  электроэнергии и расчетные приборы учета, в соответствии с которыми определяется объем подлежащей оплате электрической энергии.

Ответчик не представил доказательств оплаты сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды, а также иного объема потребленной электроэнергии. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований, о наличии у ответчика, являющегося исполнителем коммунальных услуг, обязанности оплатить истцу сверхнормативный объем электропотребления. Доводы ответчика в данной части судом отклонены как несостоятельные.

Уточненный и поддержанный истцом расчет суммы исковых требований произведен следующим образом: из  объема поступившей в дом электроэнергии, определенного по показаниям ОДПУ (столбец 8), вычитается объем потребления оборудования связи (столбец 9), объем потребления нежилыми помещениями, определенный по показаниям ИПУ (столбец 10), ОДН по нежилым помещениям (столбец 11), получается объем поставки по договору в кВтч (столбец 12). Объем поставки по договору (столбец 12) умножается на тариф (столбец 13), получается стоимость электроэнергии по договору (столбец 14). Из стоимости электроэнергии по договору (столбец 14) вычитается сумма по отчету поставщика (столбец 18), получается задолженность (столбец 21). Итоговая сумма складывается из задолженности по нормативу (столбец 19) и задолженности по договору (столбец 21). В расчете справочно указаны (столбцы 20, 22-24): расход ОДН, площадь мест общего пользования, норматив по ОДН кВтч на 1 кв. м., норма кВтч.

По расчету истца задолженность за 2016 год составила 203104,94 руб., в том числе: январь 2016 года – 16524,59 руб., февраль 2016 года  – 18349,21 руб., март 2016 года – 10752,87 руб., апрель 2016 года – 27528,22 руб., июль 2016 года – 6732,97 руб., август 2016 года – 31456,59 руб., сентябрь 2016 года – 39848,29 руб., октябрь 2016 года – 9196,11 руб., ноябрь 2016 года – 26816,80 руб., декабрь 2016 года – 15899,29 руб.

В подтверждение параметров, положенных в основу расчета, истцом в материалы дела представлены: акты допуска приборов учета электроэнергии в эксплуатацию, ведомости энергопотребления; акты снятия показаний; реестры начислений МКД по ИПУ за исковой период; сведения по нормативному ОДН; соглашения об уступке прав требования (цессии), подписанные сторонами; акты приема-передачи электрической энергии (мощности); корректировочные счета-фактуры; акты приема-передачи; договоры снабжения электрической энергии в отношении третьих лиц и сведения о расходе электрической энергии.

Истцом в материалы дела представлены доказательства направления ответчику и третьим лицам детализированного расчета объемов, уточнений, а также сведений, необходимых для проверки расчетов.

Согласно письму Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 06.04.2017 №18-02061/17, орган государственного регулирования тарифов Ярославской области полагал правомерным и обоснованным включение в необходимую валовую выручку регулируемой организации затрат на поставку сверхнормативного ОДН гражданам-потребителям в течение 3 лет (с 2014 по 2016 год). Данные обстоятельства, а также постановление Ярославской областной думы от 27.04.2016 № 138, в пункте 5 которого предлагалось рассмотреть вопрос о финансировании спорных расходов из бюджета Ярославской области, послужили для истца основанием для не предъявления исполнителям коммунальных услуг расходов на поставку электрической энергии в многоквартирные дома в части сверхнормативного ОДН. Указанная информация доводилась до исполнителей коммунальных услуг.

Размеры площадей мест общего пользования ответчиком не оспорены.

Расчет объемов электроэнергии на ОДН в пределах норматива произведен истцом в соответствии с нормативами потребления электрической энергии населением, утвержденных постановлением Правительства Ярославской области «Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 29.11.2010 №870-п» от 10.08.2012 №789-п.

В период с 01.09.2012 по 31.05.2017 в Ярославской области действовали нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 №789-п «Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства Ярославской области от 29.11.2010 №870-п». Данным постановлением установлены нормативы потребления электрической энергии населением при отсутствии приборов учета на основании Расчета нормативов потребления электрической энергии населением при отсутствии приборов учета, утвержденного директором Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

Указанный нормативный акт содержит единый подход для определения нормативов потребления как для случаев отсутствия приборов учета, так и для случаев, указанных в пункте 44 Правил № 354 (при наличии приборов учета).

С 01.06.2017 на территории Ярославской области действуют новые нормативы потребления электрической энергии в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Ярославской области от 31.05.2017 № 431-п «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и внесении изменений в постановление Правительства области от 31.10.2016                  № 1135-п».

Решением Ярославского областного суда от 01.11.2017 по делу № 3а-117/2017 признан недействующим пункт 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области от 10.08.2012 № 789-п «Об установлении нормативов коммунальных услуг по электроснабжению и признании утратившим силу постановления Правительства области от 29.11.2010 № 870-п» со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума ВС РФ от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом. В случае непринятия заменяющего нормативного правового акта спор о взыскании задолженности за поставленные ресурсы рассматривается с участием регулирующего органа.

При этом размер подлежащей оплате задолженности определяется судом исходя из выводов, содержащихся в судебном решении, которым нормативный правовой акт признан недействующим (например, об экономической необоснованности размера необходимой валовой выручки либо величин плановых объемов поставки ресурсов регулируемой организации), и имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ). В частности, при рассмотрении дела суд может учесть консультации специалистов, материалы тарифного дела, исходя из которых устанавливалась регулируемая цена, принять во внимание выводы, содержащиеся в судебных актах по делам, при рассмотрении которых уже определялась стоимость того же ресурса, поставленного тем же лицом за тот же регулируемый период, а также назначить в соответствии с процессуальным законодательством судебную экспертизу (п.5 Постановления № 63).

В связи с тем, что нормативный акт об установлении нормативов потребления электроэнергии на ОДН признан судом недействующим, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Правительство Ярославской области и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

По сообщению Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области издание заменяющего нормативного акта не планируется. Вместе с тем департамент полагает, что для расчета сверхнормативного ОДН в 2016 году вполне применим количественный показатель норматива – 3,6 кВт/час в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Расчет значений нормативов (как утвержденных постановлением Правительства Ярославской области № 789-п, так и утвержденных постановлением Правительства Ярославской области № 431-п) осуществлялся департаментом в соответствии с пунктом 37 Правил установления и применения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306.

Основанием для признания пункта 3 Приложения к постановлению Правительства Ярославской области № 789-п недействующим послужило несоответствие перечня помещений, относящихся к общему имуществу, положениям статьи 36 ЖК РФ, а также необоснованность применения расчетного метода (а не метода аналогов).

При этом суд принял во внимание, что применение в расчете иного значения общей площади помещений не повлияло на рассчитанную величину норматива «Осветительные установки общедомовых помещений жилого дома» (строка 1 таблицы в пункте 3 Приложения) оспариваемого постановления.

По мнению суда, данный вывод позволяет применять количественное значение указанного норматива (на кв. м/мес.) при расчете объема электроэнергии на ОДН. Однако при расчете норматива на конкретный многоквартирный дом необходимо учитывать лишь те помещения, входящие в состав общего имущества, которые были указаны в пункте 3 Приложения к постановлению №789-п, в силу следующего.

При расчете значения норматива на осветительные установки общедомовых помещений (3,6 кВт/час/мес.) регулирующим органом учтена максимально допустимая удельная установленная мощность искусственного освещения (5 Вт/кв.м), количество часов использования приборов освещения в год (Nмакс.) учтено в размере 8 760 часов (365 дней х 24 часа), то есть исходя из круглосуточного режима использования освещения. Данные параметры применены регулирующим органом исходя из того, что при расчете норматива на конкретный многоквартирный дом будет учитываться площадь лишь тех помещений, входящих в состав общего имущества, которые круглосуточно используются при проживании в жилых помещениях.

Таким образом, количественное значение объема потребления коммунального ресурса, применяемого для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме, может применяться только с учетом установленного в абзаце 3 пункта 3 Приложения ограничения по перечню помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Расчет количественного показателя норматива в отношении конкретного многоквартирного дома в случае, когда установленное в пункте 3 значение норматива будет умножаться на площадь всех помещений, относящихся в общему имуществу в соответствии со статьей 36 ЖК РФ, приведет к необоснованному завышению норматива, так как расход на работу осветительных приборов на чердаках и в подвалах будет учтен исходя из их максимальной мощности и круглосуточного использования, что нарушит права собственников помещений.

Представленный истцом в материалы дела справочный расчет на сумму  162152,31 руб., по мнению суда, не имеет правого значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку данный расчет составлен в соответствии с выполненным департаментом ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Расчетом величины норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, выполненный департаментом с учетом доводов, изложенных в решении Ярославского областного суда от 01.11.2017 по делу № 3а-117/2017.

Суд учитывает выводы, изложенные в решении Ярославского областного суда от 01.11.2017 по делу № 3а-117/2017, которым признан недействующим пункт 3 приложения к Постановлению № 789-п по причине несоответствия перечня помещений, относящихся к общему имуществу, положениям статьи 36 ЖК РФ, а также необоснованности применения расчетного метода. Вместе с тем признание недействующим пункта 3 приложения к Постановлению № 789-п не освобождает ответчика от обязанности оплачивать электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, вне зависимости от наличия (отсутствия) оснований для применения пункта 44 Правил № 354.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2016 № 301-ЭС16-14114. 

Многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учета. Поскольку Постановление № 789-п признано недействительным за пределами срока исполнения агентского поручения и после вынесения оспариваемого решения по настоящему делу, отсутствуют основания полагать, что в течение 2016 года истец ненадлежащим образом выполнял агентское поручение. Агентское соглашение выполнено, претензий по его исполнению не поступало. Последствия, связанные с тем, что расчет значений нормативов, выполненный взамен Постановления № 789-п, повлечет изменение норматива, возлагаются на лицо, которое являлось исполнителем коммунальном услуги в соответствующий период в силу закона, поскольку с исполнителя коммунальных услуг не снимается обязанность оплаты гарантирующему поставщику всего объема электрической энергии, поставленного в МКД и определенного по показаниям ОДПУ. Иное противоречило бы положениям статье 544 ГК РФ, согласно которой оплате поставщику подлежит фактический объем потребленной энергии. В связи с чем, доводы ответчика о применении  нормативов, рассчитанных на основании экспертного заколючения судом отклонены.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в размере 203104,94 руб.

Согласно пунктам 46,  47 Правил № 354 (действующих в исковой период) плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В случае, указанном в пункте 46 настоящих Правил, объем коммунального ресурса в размере образовавшейся разницы исполнитель обязан распределить между всеми жилыми помещениями (квартирами) пропорционально размеру общей площади каждого жилого помещения (квартиры) - в отношении отопления и газоснабжения для нужд отопления либо пропорционально количеству человек, постоянно и временно проживающих в каждом жилом помещении (квартире) - в отношении холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения для приготовления пищи и (или) подогрева воды. В связи с чем, доводы ответчика об учете  отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды в отношении ответчика, а также довод о проведении перерасчетов в отношении потребителей, судом отклонены как противоречащие пунктам 46, 47 Правил № 354.

Согласно пункту 61 Правил № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 31.08.2018 № 307-ЭС18-12364, в письме Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации от 10.02.2017 № 4070-АТ/04.

В отношении разногласий по отдельным лицевым счетам по ул.Моторостроителей  д. 19 и ул. Рапова д. 6, суд соглашается с позицией истца (пояснения и акты ограничения/возобновления, выписка приложены к делу 27.08.2019). 

Расчеты истцом проведены на основании сведений по оборудованию МКД, предоставленных ответчиком истцу 30.01.2015. Документов в подтверждение своевременного направления истцу новых данных по оборудованию МКД с приложением документов в обоснование в дело не представлено.

Признаков недобросовестности и злоупотребления правом в действиях истца по начислению платы за сверхнормативный объем электроэнергии судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем доводы ответчика отклонены судом. Согласно письму Департамента ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 06.04.2017 №18-02061/17, орган государственного регулирования тарифов Ярославской области полагал правомерным и обоснованным включение в необходимую валовую выручку регулируемой организации затрат на поставку сверхнормативного ОДН гражданам-потребителям в течение 3 лет (с 2014 по 2016 год). Данные обстоятельства, а также постановление Ярославской областной думы от 27.04.2016 №138, в пункте 5 которого предлагалось рассмотреть вопрос о финансировании спорных расходов из бюджета Ярославской области, послужили для истца основанием для не предъявления исполнителям коммунальных услуг расходов на поставку электрической энергии в многоквартирные дома в части сверхнормативного ОДН. Указанная информация доводилась до исполнителей коммунальных услуг.

При установлении сбытовых надбавок на 2017 год ПАО "ТНС энерго Ярославль"  также были предъявлены к включению в необходимую валовую выручку затраты на поставку жителям многоквартирных домов электрической энергии, потребляемой на общедомовые нужды сверх установленных нормативов. Однако департаментом во включении указанных затрат в необходимую валовую выручку было отказано.

Таким образом, для обеих сторон, являющихся профессиональными участниками отношений, было очевидно, что содержание сделки в оспариваемой части на момент ее заключения и в период исполнения диктовалось указанными особенностями тарифного регулирования на 2014-2016 годы. Данные обстоятельства не свидетельствуют о недобросовестности истца и злоупотреблении правом.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из бюджета.

Руководствуясь статьями 49, 65, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с  общества с ограниченной ответственностью "УК ЖКУ "Сатурн" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу  публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 203104,94 руб. долга, а также 7062 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В соответствии со статьей 333.40 НК РФ возвратить истцу из федерального бюджета 1238,93 руб. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением № 17 от 09.023.2017 (п/пор в деле).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

И.В. Яцко