ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-271/20 от 24.03.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-271/2020

24 марта 2020 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Харламовой О.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявлениезакрытого акционерного общества "Локотранс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ярославль

к ответчику акционерному обществу "Завод металлоконструкций" (ИНН<***>, ОГРН<***>) г. Энгельс Саратовской области

о взыскании 58793 руб. 70 коп.

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд по Ярославской области с иском к АО "Завод металлоконструкций" о взыскании убытков в сумме58793 руб. 70 коп. обратилось ЗАО "Локотранс".

В соответствии с п. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.

Принятая по результатам рассмотрения дела А82-271/2020 резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 14.03.20.

Согласно п. 2 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Судом установлено, что 16.03.20 от ответчика поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Учитывая, что ответчик обратился с заявлением в течение установленного процессуального срока, арбитражным судом принимает решение по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Определением от 15.01.20 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам предоставлено время для направления доказательств и отзыва на исковое заявление, в соответствии с ч. 2 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Данное определение направлено истцу и ответчику по последним известным адресам их места нахождения согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц и вручено сторонам, что подтверждается имеющимся в материалах дела уведомлениями о вручении.

Согласно определению от 15.01.20 в сроки, установленные судом, от сторон поступили следующие документы:

- от ответчика: отзыв, которым иск оспорен, по основаниям, изложенным в отзыве,

- от истца: возражения на отзыв, а так же ходатайство об уменьшении заявленных требований и взыскании с ответчика убытков в сумме 37906 руб. 63 коп.

Документы опубликованы на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в разделе Картотека арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru).

Суд согласно п. 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принял к рассмотрению данное ходатайство заявителя иска.

Ходатайство ответчика об уменьшении суммы пени принято судом к рассмотрению.

На основании статей 226, 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив собранные по делу доказательства, суд усматривает основания для удовлетворения иска.

При этом суд исходит из следующих обстоятельств дела, норм материального и процессуального права.

Как следует из представленных в материалы дела документов, между истцом (поставщиком) и ответчиком (покупателем) заключен договор от 24.05.18 № 1176, согласно которому поставщик обязуется изготовить и поставить, а покупатель - принять и оплатить новые, не находящиеся в эксплуатации, вагоны-платформы для перевозки пиломатериалов и круглых лесоматериалов модели 13-9997, ТУ 3182-097-01395963-2014, производства ОАО «ЗМК» (изготовитель, г. Энгельс, Саратовской области).

Согласно п. 2.3 договора гарантийный срок эксплуатации продукции составляет 36 месяцев с даты осуществления поставки и подписания акта приема-передачи продукции, при условии соблюдения правил эксплуатации продукции. Гарантийные сроки на комплектующие изделия устанавливаются согласно государственным и отраслевым стандартам, техническим условиям и паспортам изготовителей.

В соответствии с условиями данного договора ответчик поставил истцу вагон-платформу № 96694393 для перевозки пиломатериалов, модели 13-9997, что подтверждается актом приема-передачи от 06.07.18 № 10.

В силу п. 2.4 договора в случае обнаружения в течение гарантийного срока несоответствия качества продукции условиям п. 2.2. договора, покупатель в течение 1 (одного) рабочего дня с того момента, как ему стало известно о неисправности, должен письменным извещением, направленным на адрес электронной почты zrnk@overta.ru уведомить поставщика о выявленном несоответствии и вызвать его представителя для комиссионного осмотра и составления рекламационного акта формы ВУ-41 (ВУ-41М) или произвольной формы. Поставщик в течение 1 рабочего дня с момента получения уведомления от покупателя обязан сообщить покупателю на адреса электронной почты smv@locotrans.ru, konchin@locotrans.ru, uhova@locotrans.ru, dispetcher@Iocotrans.ru о прибытии или неприбытии на расследование представителя поставщика. Представитель поставщика обязан явиться в течение 3-х рабочих дней с момента получения извещения, не учитывая времени, необходимого на проезд. В случае неполучения ответа от поставщика и (или) неприбытии представителя поставщика в установленный срок расследование"- причин производится в отсутствие представителя поставщика.

В соответствии с п. 2.5 договора в целях исключения простоя продукции, при наличии у покупателя возможности проведения оперативного ремонта продукции своими силами или силами привлеченных третьих лиц, покупатель вправе осуществить ремонт дефектной продукции своими силами или силами третьих лиц с последующим предъявлением поставщику к возмещению суммы стоимости ремонта и связанных с ремонтом расходов с приложением копий подтверждающих документов. Расходы по устранению недостатков подлежат возмещению поставщиком в течение 15 пятнадцати рабочих дней с момента получения им оригинала рекламационного акта с приложением заверенных покупателем копий следующих документов: уведомления формы ВУ 22 (дефектная ведомость), ВУ-23 или ВУ-23М (уведомление о переводе вагона в нерабочий парк), ВУ-Зб или ВУ-ЗбМ (уведомление о приемке вагона из ремонта), калькуляции стоимости ремонта или расчетно-дефектной ведомости выполненных работ между ремонтным предприятием и покупателем, счета или счета-фактуры на ремонтные работы, документов, подтверждающих стоимость железнодорожного тарифа в ремонт и обратно, стоимость доставки необходимых для ремонта запасных частей а также стоимость определения ремонтопригодности деталей. В случае отсутствия у предприятия, производящего ремонт вагонов, необходимых для ремонта запасных частей поставщик обязуется в срок, не превышающий 10 рабочих дней, за свой счет доставить необходимые для ремонта запасные части.

В ходе эксплуатации вышеуказанный вагон был забракован в текущий ремонт по неисправности 150 «Нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам», неисправности были устранены подразделениями АО «ВРК-1».

Истец произвел оплату работ АО «ВРК-1» по восстановительному ремонту вагонов, а затем дополнительно начислил неустойку за простой вагона в связи с невозможностью его эксплуатации в ходе ремонта и обратился к ответчику с требованием о возмещении убытков.

Однако ответчик от исполнения обязанности по оплате убытков уклонился, что послужило основанием для обращения заявителя с иском.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В п. 1 ст. 518 Гражданского кодекса РФ указано, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Согласно п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В силу п. 3 ст. 477 Гражданского кодекса РФ если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

В п. 2 ст. 476 Гражданского кодекса РФ указано, что в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Доказательства того, что выявленный существенный недостаток товара возник после его передачи покупателю, суду не представлены. Напротив, представленными в материалы дела документами подтверждается факт возникновения недостатков товара до его передачи истцу.

При таких обстоятельствах истец вправе предъявить к ответчику требования, вытекающие из факта поставки товара ненадлежащего качества.

В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки в виде разницы в стоимости колесных пар до и после ремонта находятся в прямой причинно-следственной связи с выявленной на вагоне № 96694393 технологической неисправностью 150 «Нагрев подшипника в корпусе буксы выше нормы по внешним признакам», поскольку, если бы указанная неисправность не возникла, соответственно не потребовался бы их ремонт.

Таким образом, в состав убытков истца, связанных с ремонтом вагона № 96694393 входит не только стоимость текущего отцепочного ремонта вагона № 96694393, но и разница в стоимости колесных пар до и после ремонта.

Кроме этого, согласно актам выполненных работ и платежным поручениям, представленным в материалы дела, стоимость ремонтов была оплачена истцом полностью, то есть, с НДС. Тариф доставки вагонов в ремонт и из ремонта и стоимость определения ремонтопригодности надрессорной балки также учитывалась с учетом НДС. Исходя из того, что действующее законодательство не содержит ограничения относительно включения НДС в состав убытков, а ст. 15 Гражданского кодекса РФ закрепляет принцип полного возмещения убытков, сумма НДС подлежит взысканию с ответчика.

Расходы по госпошлине с уменьшенной суммы иска относятся на ответчика, а излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с акционерного общества "Завод металлоконструкций" (ИНН<***>, ОГРН<***>) г. Энгельс Саратовской области в пользу закрытого акционерного общества "Локотранс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ярославль 37906 руб. 63 коп. убытков и 2000 руб. госпошлины.

Решение подлежит немедленному исполнению. Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя.

Возвратить закрытому акционерному обществу "Локотранс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ярославль из федерального бюджета РФ 352 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 25.12.19 № 8515.

Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья О.С. Харламова