ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2759/19 от 19.06.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-2759/2019

19 июля 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  19.06.2019.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Общества с ограниченной ответственностью "Котельная промплощадки" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

о признании незаконными действий Департамента

об обязании Департамент  устранить нарушение прав и законных интересов заявителя

при участии:

от заявителя – ФИО1  – генеральный директор,  ФИО2 – по дов. от 01.04.2019,

от ответчика – ФИО3 – по дов. от 06.09.2017, ФИО4 – по дов. от 20.05.2018

установил: 

        Общество с ограниченной ответственностью "Котельная промплощадки" обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о признании незаконными действий Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по отказу в присвоении ООО «Котельная промплощадки» тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям городского поселения ФИО5 ООО «Котельная промплощадки» в зоне деятельности котельной из тепловых сетей ООО «Атлас-М», а также тарифа на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии ООО «Котельная промплощадки» (Ростовский муниципальный район); об обязании Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области устранить нарушение прав и законных интересов истца и рассмотреть обращение ООО «Котельная промплощадки» № 153/18 от 25.09.2018 с просьбой установить тариф на поставку тепловой энергии для конечных потребителей с учетом передачи по сетям ООО «Атлас-М», а также льготный тариф на тепловую энергию для населения, присвоив ООО «Котельная промплощадки» тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям городского поселения ФИО5 ООО «Котельная промплощадки» в зоне деятельности котельной из тепловых сетей ООО «Атлас-М», а также тариф на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии ООО «Котельная промплощадки» (Ростовский муниципальный район).

Заявитель ранее уточнил, что оспаривает действие Департамента по отказу, выраженному в письме от 14.11.2018.

Уточнение заявления принято судом (ст. 49 АПК РФ).

В судебном заседании заявитель требования уточнил, указав, что просит признать незаконными действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в части отказа в присвоении ООО «Котельная промплощадки» тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям городского поселения ФИО5 ООО «Котельная промплощадки» в зоне деятельности котельной из тепловых сетей ООО «Атлас-М». В целях восстановления нарушенного права заявитель просит  обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области рассмотреть обращение ООО «Котельная промплощадки» № 153/18 от 25.09.2018 с просьбой установить тариф на поставку тепловой энергии для конечных потребителей с учетом передачи по сетям ООО «Атлас-М», а также льготный тариф на тепловую энергию для населения, присвоив ООО «Котельная промплощадки» тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям городского поселения ФИО5 ООО «Котельная промплощадки» в зоне деятельности котельной из тепловых сетей ООО «Атлас-М».

Требования, касающиеся установления  тарифа на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии, заявителем не поддерживаются.

Уточнение заявленных требований принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.

Заявление поддержано представителями Общества в редакции уточненных требований.

Ответчик требования не признает.

Ответчик представил суду на обозрение оригиналы документов (заявление истца с приложениями),  копии данных документов имеются в материалах дела.

После обозрения оригиналы документов возвращены ответчику.

Суд установил следующее.

25.09.2018 ООО «Котельная промплощадки» в адрес Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской  области (далее - Департамент) направлено обращение № 153/18 с просьбой установить тариф на поставку тепловой энергии для конечных потребителей с учетом передачи по сетям ООО «Атлас-М», а также льготный тариф на тепловую энергию для населения.

Письмом № их. 18-09301/18 от 14.11.2018 Департамент сообщил об отсутствии оснований для установления тарифа ООО «Котельная промплощадки» ввиду того, что последнее не имеет статуса единой теплоснабжающей организации.

Истец не согласен с позицией Департамента, считает её незаконной и необоснованной.

Ссылаясь на нормы закона «О теплоснабжении» и п. 29 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением  Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" заявитель полагает, что  законодательством предусмотрена возможность для потребителя заключить договор поставки тепловой энергии не только с единой теплоснабжающей организацией, но и с владельцем источника тепловой энергии.

Действующая единая теплоснабжающая организация - ООО «Атлас-М», указывает заявитель, нарушает договорные обязательства по оплате поставленной ООО «Котельная промплощадки»  тепловой энергии.

Заявитель указал, что между ООО «Котельная промплощадки» (Источник тепловой энергии) и собственниками квартир №№ 1,10,12 по ул. Чистова, д. 45 г.п. ФИО5 Ярославской области (далее - Потребители) заключены договоры на поставку тепловой энергии:

№ 15-КП от 09.04.2018;

№24-КП от 09.04.2018;

№26-КП от 09.04.2018.

По условиям вышеуказанных договоров ООО «Котельная промплощадки» обязалось предоставлять Потребителям услуги по теплоснабжению в соответствии с установленными нормативами до границы эксплуатационной ответственности тепловых сетей, а Потребитель оплачивать тепловую энергию на условиях, предусмотренных договорами. Дополнительными соглашениями № 2 от 29.04.2018 срок действия договоров № 15-КП от 09.04.2018, № 24-КП от 09.04.2018 и № 26-КП от 09.04.2018 продлен до 31.12.2018, а по расчетам - до полного завершения сторонами своих обязательств и распространяется на отношения сторон, возникшие с 05.03.2018.

Отказ в установлении тарифа явился основанием для обращения заявителя в суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доводы и доказательства, суд пришел к следующему.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

 Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.

Согласно приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 24.04.2018  № 20-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию для общества с ограниченной ответственностью «Котельная промплощадки» (Ростовский муниципальный район) на 2018 год» были установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Котельная промплощадки» (Ростовский муниципальный район), на 2018 год (с разбивкой на календарные периоды).

В настоящее время для ООО «Котельная промплощадки» установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую от источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «Котельная промплощадки» (Ростовский муниципальный район), на 2019 - 2021 годы (приказ департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов ЯО от 19.12.2018 № 285-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию для общества с ограниченной ответственностью «Котельная промплощадки» (Ростовский муниципальный район) на 2019 - 2021 годы»).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 Федерального закона № 190-ФЗ, в том числе: тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения); тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с Положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 20.12.2016 № 1315-п (далее - Положение), департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области осуществляет полномочия по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом № 190-ФЗ, Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила № 1075) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктами 15, 16 Правил № 1075 предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов, в числе которых предусмотрены:

-    копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);

-  перечень договоров об осуществлении регулируемой деятельности (в том числе договоров теплоснабжения, и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, и (или) договоров о подключении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя.

Для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил № 1075, является исчерпывающим (пункт 17 Правил № 1075).

25.09.2018 ООО «Котельная промплощадки» обратилось в департамент с заявлением об установлении тарифа для конечных потребителей (с учетом затрат по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ООО «Атлас-М») и льготного тарифа для населения.

ООО «Котельная промплощадки» были представлены следующие документы:

-договор аренды здания котельной с оборудованием, заключенный между публичным акционерным обществом «Ростовский оптико-механический завод» и ООО «Котельная промплощадки» от 28.02.2018 №440/79/18.

-реестр договоров с потребителями по адресу <...>  При этом , договоры были представлены только с 2-мя потребителями (<...>) от 09.04.2018, которые вступили в силу с 05.03.2018 и действовали до окончания отопительного периода. На момент представления срок действия договоров истек.

К заявлению не был представлен договор, заключенный между ООО «Котельная промплощадки» и ООО «Атлас-М» на оказание услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

29.10.2018 ООО «Котельная промплощадки» повторно обратилось в департамент с предложением об установлении тарифа на поставку тепловой энергии для конечных потребителей (с учетом затрат по передаче тепловой энергии по тепловым сетям ООО «Атлас-М») и льготного тарифа для населения.

К заявлению были приложены дополнительные соглашения к договорам с 3-мя потребителями (<...>; кв. 10; кв. 12).

При этом действующий договор с ООО «Атлас-М» на оказание услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) был не представлен.

В нарушение пункта 16 Правил № 1075 ООО «Котельная промплощадки» не были представлены документы, подтверждающие осуществление регулируемой деятельности.

Письмами от .03.10.2018 № ИХ. 18-08191/18, от 14.11.2018 № ИХ.18-09301/18 департамент сообщил об отсутствии оснований для установления тарифа на тепловую энергию, поставляемую для конечных потребителей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

Исходя из положений Федерального закона № 190-ФЗ система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована нескольким способами:

-теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенными (т.е. имеющими присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению;

-теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию, заключает договор поставки тепловой энергии с иной теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация -покупатель тепловой энергии.

В составе документов на установление тарифов на тепловую энергию на 2019-2021 годы ООО «Котельная промплощадки» представлен договор поставки тепловой энергии от 06.09.2018 № 53-КП, заключенный между обществом с ограниченной ответственностью «Атлас-М».

В соответствии с постановлением Администрации городского поселения ФИО5 от 08.06.2018 № 374 (в редакции постановления от 15.06.2018 № 386) ООО «Атлас-М» присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

ООО «Котельная промплощадки» является владельцем источника тепловой энергии, а сети принадлежат ООО «Атлас-М» (договор аренды тепловых сетей от 09.06.2018 № 52/2018-ЯГК, договор аренды муниципального имущества № 5/18).

Департамент в своем ответе указал, что Обществом не представлен действующий договор с ООО «Атлас-М» на оказание услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

Документы о наличии сетей ООО «Котельная промплощадки»,  необходимых для предоставления услуги по поставке тепловой энергии для потребителей, также не  представлены.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.

В рассматриваемой ситуации суд полагает обоснованными доводы ответчика о необходимости наличия   договора на передачу тепловой энергии, заключенного между ООО «Котельная промплощадки» и   ООО «Атлас-М» для рассмотрения вопроса об установлении тарифа на поставку тепловой энергии для конечных потребителей.

Исходя из положений Федерального закона № 190-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

Согласно разъяснениям ФСТ России (письмо от 11 июня 2014г. № СЗ-6425/5) в случае если организацией не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие права пользования имуществом на очередной период регулирования или договоры об осуществлении регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования), у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.

Таким образом, отсутствие договора на передачу тепловой энергии с ООО «Атлас-М» в пакете документов, представленном ООО «Котельная промплощадки» при подаче предложения об установлении тарифа на услуги по поставке тепловой энергии для конечных потребителей с учетом передачи по сетям ООО «Атлас-М», в соответствии с Федеральным законом № 190-ФЗ и Правилами, является обстоятельством, препятствующим установлению тарифа.

Доводы заявителя о наличии заключенных договоров с потребителями как основание для установления тарифа Обществу судом отклоняются, исходя из истечения срока действия договоров на момент обращения в Департамент, а также с учетом того, что договоры касались нескольких квартир, что, по мнению суда, несомасштабно требованию об установлении тарифа.

В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона № 190-ФЗ льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии со статьей 3 Закона Ярославской области от 02.12.2013 № 64-з «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ярославской области» (далее - Закон Ярославской области от 02.12.2013 № 64-з) льготные тарифы устанавливаются в целях сдерживания роста тарифов на тепловую энергию и платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с решениями уполномоченных федеральных органов государственной власти.

Право на льготные тарифы имеют:

1) физические лица - собственники или наниматели жилых помещений, являющиеся потребителями коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению на территории Ярославской области;

2) лица, приобретающие тепловую энергию, теплоноситель для оказания коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, в части объемов оказанных физическим лицам коммунальных услуг (статья 2 Закона Ярославской области от 02.12.2013 №64-з).

В соответствии с договором поставки тепловой энергии от 06.09.2018 № 53-КП ООО «Котельная промплощадки» поставляет тепловую энергию другой теплоснабжающей организации (ООО «Атлас-М»).

ООО «Котельная промплощадки» не оказывает услугу по поставке тепловой энергии для категории потребителей, которые в соответствии с Законом Ярославской области от 02.12.2013 № 64-з имеют право на льготные тарифы.

В результате рассмотрения заявления, суд считает, что отказ Департамента правомерен, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку заявителю предоставлялась отсрочка в уплате госпошлины, учитывая норму ст.110 АПК РФ и результат рассмотрения спора, госпошлина подлежит взысканию с заявителя  в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Котельная промплощадки" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://kad.arbitr.ru (ч.1 ст.177, ч.1 ст.186 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья

Секерина С.Е.