ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2838/20 от 07.07.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-2838/2020

08 июля 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена  июля 2020 года .

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Кузьмичева А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемякиным Д.С.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Переславль"
(ИНН  <***>, ОГРН  <***>),

третьи лица: Акционерное общество "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>), Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области
(ИНН <***>, ОГРН <***>), Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилсервис" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>), Общество с ограниченной ответственностью "УК РЕМКОС" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>), Общество с ограниченной ответственностью "Новик Плюс" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>), Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт" (ИНН  <***>,
ОГРН  <***>), Общество с ограниченной ответственностью "Дом эконом" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>), Общество с ограниченной ответственностью "ПЖК" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>), Общество с ограниченной ответственностью "УК МКД" (ИНН <***>,
ОГРН  <***>),

о   взыскании задолженности по договору и пени в размере   715.79   руб.,

при участии:

от истца – ФИО1, по доверенности от 26.12.2019 № Юр/19-189;

от ответчика – ФИО2, по доверенности от 17.03.2020;

от третьих лиц – представители не присутствовали;

установил:

Публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "УК Переславль" о взыскании задолженности по оплате электроэнергии по договору снабжения электрической энергией от 27.06.2019 № 76334000014 за август 2019 года в размере 592 301.40 руб., пени за неоплату электрической энергии за период с 17.09.2019 по 08.02.2020 в размере 28 414.39 руб. с их дальнейшим начислением по день фактической оплаты долга, всего 620 715.79 руб.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 21.02.2020 указанное исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу № А82-2838/2020.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства от истца поступили письменные пояснения, согласно которым ответчик не доказал, что не приступил к управлению спорными домами и не получил плату от жителей.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором не признал иск, указал на исключение из реестра лицензий Ярославской области многоквартирных домов и прекращение получения платы от населения.

Согласно определению Арбитражного суда Ярославской области от 12.05.2020, дело подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Акционерное общество "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр",     Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области, Общество с ограниченной ответственностью "УК Жилсервис", Общество с ограниченной ответственностью "УК РЕМКОС", Общество с ограниченной ответственностью "Новик Плюс", Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комфорт", Общество с ограниченной ответственностью "Дом эконом", Общество с ограниченной ответственностью "ПЖК", Общество с ограниченной ответственностью "УК МКД".

Предварительное судебное заседание арбитражного суда первой инстанции назначено на 07 июля 2020 года  в 14 час. 30 мин., судебное разбирательство – на 07 июля 2020 года  в 14 час. 40 мин. В соответствии со статьями 136, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в предварительном судебном заседании суд определил завершить предварительное судебное заседание и подготовку дела к судебному разбирательству, открыть судебное заседание в первой инстанции.

Истец поддержал иск, дал объяснения, аналогичные исковому заявлению и письменным пояснениям.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указал на исключение многоквартирных домов из реестра лицензий и их возврат с 01.06.2019 под управление управляющих компаний, в которых они находились ранее.

Третье лицо Акционерное общество "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр" представило отзыв на исковое заявление со сведениями о начислениях платы за коммунальные услуги по МКД, находящихся в управлении ООО "УК Переславль", за август 2019 года, просило рассмотреть исковое заявление в отсутствие его представителя.

Третье лицо Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области представил отзыв на исковое заявление, в котором указал на отмену приказов о переводе домов в управление ООО "УК Переславль", аннулирование сведений об управлении домами ООО "УК Переславль" в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, восстановление прав на управление домами прежних управляющих организаций. Департамент оставил разрешение спора на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Третье лицо Общество с ограниченной ответственностью "Дом эконом" представило отзыв на исковое заявление, в котором поддержало позицию истца, указало, что ответчик приступил к управлению многоквартирными домами, выставлял собственникам счета и получал плату за услуги по содержанию жилого помещения. Также третье лицо заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.

Между Публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ярославль" и Обществом с ограниченной ответственностью "УК Переславль" заключен договор снабжения электрической энергией от 27.06.2019 № 76334000014.

Согласно пункту 1.1 договора, поставщик (истец) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а покупатель (ответчик) обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги.

В перечень точек поставки и средств учета (приложение № 1 к договору) включены жилые дома, расположенные в городе Переславле-Залесском.

В пункте 1.2 договора отражено, что покупатель приобретает электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах в объеме, необходимом для оказания коммунальных услуг.

Подпунктом 2.3.1 пункта 2.3, пунктами 4.3 и 4.4 договора предусмотрена обязанность покупателя оплачивать электрическую энергию (мощность) в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.

Фактически принятое покупателем количество электроэнергии (мощности) определяется на основании показаний средств учета, указанных в приложении № 1 к договору.

За август 2019 года истец выставил счет-фактуру и акт приема-передачи электроэнергии от 31.08.2019 № 3340/3492/01 на сумму 592 301.40 руб. Количество электрической энергии определено на основании показаний общедомовых приборов учета, представленных сетевой организацией, и реестра начисления стоимости электрической энергии по многоквартирным домам.

Договор снабжения электрической энергией для целей оказания коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений регламентируется статьями 539 – 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации  от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.

В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг относится к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом.

Часть 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми у нее заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения.

Часть 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (часть 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 4, 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124, управляющая организация, на которую в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома. Исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.

Согласно пункту 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Из указанных норм следует, что заключение договора ресурсоснабжения с управляющей организацией зависит от договора управления многоквартирным домом. Обязанность осуществлять расчеты за коммунальные ресурсы лежит на управляющей организации, которая получает плату за содержание жилого помещения и коммунальные услуги.

Приказом Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 28.08.2019 № ЛИЦ19/1522 приказы о включении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий в отношении ООО "УК Переславль" отменены.

В Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства внесены сведения об аннулировании 29.08.2019 записей о включении спорных домов в перечень домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК Переславль".

Письмом от 28.08.2019 Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области сообщил ответчику, что основания для внесения изменений в реестр лицензий Ярославской области по включению сведений о 97 домах в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК Переславль", отсутствовали.

Пункт 32 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, предусматривает, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.

В связи с отменой приказов Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области правовые основания для управления многоквартирными домами ООО "УК Переславль" отпали. Договоры ресурсоснабжения, в том числе договор снабжения электрической энергией от 27.06.2019 № 76334000014, прекратились. Доказательств того, что в августе 2019 года спорные многоквартирные дома фактически находились в управлении ответчика, истец не представил.

Единые платежные документы для внесения платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги в интересах ответчика оформляло Акционерное общество "Ярославский областной единый информационно-расчетный центр" на основании договора от 24.06.2019 № П-150-2019.

Письмом от 03.09.2019 расчетный центр уведомил ответчика о приостановке начислений с 01 августа 2019 года.

В представленной расчетным центром ведомости сальдо по ООО "УК Переславль" отражено входящее сальдо на начало августа 2019 года в размере 12 980 992.21 руб. С учетом поступивших оплат за предшествующие расчетные периоды в сумме 1 094 954.39 руб., исходящее сальдо на конец августа 2019 года составило 11 886 037.82 руб. Следовательно, дополнительные начисление за август 2019 года в пользу ООО "УК Переславль" не производились.

Приведенные расчетным центром сведения истцом не опровергнуты, оснований не доверять им у суда не имеется. Возражения ответчика о том, что за август 2019 года он не мог получить плату от населения, являются обоснованными.

Учитывая аннулирование лицензий ответчика в отношении спорных многоквартирных домов и отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги за август 2019 года, суд приходит к выводу о неправомерном выставлении истцом счета-фактуры и акта приема-передачи электроэнергии на сумму 592 301.40 руб.

В связи с отсутствием у ответчика задолженности за август 2018 года у истца не возникло право требовать уплаты пени за неоплату электрической энергии.

Учитывая изложенное, исковые требования Публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль" не подлежат удовлетворению.

На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на истца.

Сторонам разъясняется, что решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Кузьмичев А.В.