ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-2849/10 от 25.05.2010 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №   А82-2849/2010-28

28 мая 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2010 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
  Открытого акционерного общества "Рыбинскхлеб"

об оспаривании постановления   Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе от 18.02.2010 о назначении административного наказания

при участии:
от заявителя  : ФИО1 – представитель по пост. дов. от 01.03.2010г.;
от административного органа  : не явился;


установил:

Открытое акционерное общество «Рыбинскхлеб» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 18.02.2010 вынесенного по делу №1-2010-Ю76-001-001 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе (далее по тексту РО ФСФР в ЦФО) «о назначении административного наказания» в виде штрафа в размере 500 000 рублей на основании части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования в полном объеме; пояснил суду, что в связи с тем, что юрисконсульт предприятия, на которого была возложена обязанность по подготовке и представлению ежеквартальных отчетов, находилась в отпуске по беременности и родам, обязанность, по отправке ежеквартального отчета за 3 квартал 2009 года и списка аффилированных лиц на 01.10.2009г., в связи с предписанием РО ФСФР в ЦФО от 07.12.2009г. №89/КБ, была возложена на секретаря Зинину А.Н., которая в свою очередь возложенные на нее обязательства своевременно не выполнила. Впоследствии, после выявления факта неисполнения поручения секретарем, с нарушением срока, все запрошенные документы были отправлены в адрес ответчика только 19.02.2010г., а 24.02.2010г. был направлен отчет об устранении нарушений законодательства РФ по предписанию. Заявитель не отрицает факт правонарушения, однако считает его малозначительным, а размер применяемой ответственности – не соразмерным с характером совершенного правонарушения

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому, считает вынесенное постановление законным и обоснованным; просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассматривается судом в отсутствие представителя ответчика в порядке ст.156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Оспариваемым постановлением Общество было привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 руб.

Объективная сторона вменяемого предприятию противоправного деяния состоит в невыполнении Обществом в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

В связи с нарушением Обществом требований статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и пунктов 5.1 и 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, а именно нарушение порядка и сроков раскрытия информации эмитентом, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, РО ФСФР в ЦФО было вынесено предписание от 07.12.2009г., согласно которому Обществу предписывалось – «в срок до 28.12.2009г. включительно, устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное пункте 1 установочной части Предписания, и представить в Территориальный отдел РО ФСФР Рссии в ЦФО по Ярославской области ежеквартальный отчет Общества за 3 квартал 2009 года, составленный АО форме согласно Приложению 10 к Положению. В дальнейшей деятельности Общество обязано представлять в регистрирующий орган ежеквартальные отчеты эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.102006г.№06-117/пз-н, а также в срок до 28.12.2009г. включительно, осуществить комплекс организационно-распорядительных действий, направленных на недопущение совершения в дальнейшей деятельности Общества нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации к раскрытию информации, установленных Положением, и представить в Территориальный отдел РО ФСФР России в ЦФО по Ярославской области отчет о принятых мерах с приложением подтверждающих документов, в том числе справки, содержащей адреса всех страниц в сети Интернет, на которых Обществом раскрывается информация, предусмотренная Положением, с указанием наименования опубликованных документов и дат раскрытия информации.».

Общество в указанный срок не представило в отделение требуемые документы.

В связи с неисполнением обществом названного предписания, РО ФСФР в ЦФО в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 29.12.2009, на основании которого 18.02.2010 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценивая обоснованность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» состав, порядок и сроки раскрытия информации определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 №06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

Пунктом 1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг предусмотрено, что его действие распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.

Согласн6о п.5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном данным Положением, распространяется на:а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг; б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500; в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц; г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой бирже.

Согласно статье 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ и пункту 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг представляется в регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг данного эмитента в срок не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала.

В соответствии с пунктом 5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. При этом текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу с пункта 8.1.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг общество обязано раскрывать годовой отчет акционерного общества.

На основании пункта 8.2.4. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

При этом пунктом 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годового отчета акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.

Согласно пункту 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг если иное не установлено настоящим Положением либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.

Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.

В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.

Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Факт неисполнения обществом в установленный срок - до 28 декабря 2010 года требований законного предписания РО ФСФР в ЦФО об устранении вывяленных нарушений подтверждается материалами дела, обществом по существу не оспаривается.

Доводы заявителя о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом в ходе административного производства, судом не принимаются, поскольку в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие надлежащее извещение Общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Факт наличия состава административного правонарушения в действиях ОАО «Рыбинскхлеб», предусмотренного ч.9 ст.19.5 КоАП РФ, а именно - невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, судом считается установленным.

Нарушений процедуры привлечения ОАО «Рыбинскхлеб»к ответственности со стороны административного органа судом не установлено.

Вместе с тем, суд пришел к выводу о наличии в действиях ФИО2 малозначительности вменяемого ему правонарушения, удовлетворяет заявленные требования исходя из следующего.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04г. №10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и его отмене.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В силу пункта 18.1 постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.

Из материалов дела усматривается, что в результате совершения ОАО «Рыбинскхлеб» административного правонарушения не наступили вредные последствия для охраняемых общественных отношений или существовала реальная угроза их наступления, также отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, не выявлен умысел на причинение государству материального ущерба.

С учетом изложенного, суд признает совершенное заявителем правонарушение малозначительным, освободив ОАО «Русьхлеб»на основании статьи 2.9 КоАП РФ от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить Постановление   Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе от 18.02.2010 о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества «Русьхлеб», в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд ( г. Киров) в десятидневный срок.

Судья А.В. Глызина