Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль Дело № А82-2855/2008-39
14.05.2008г.
Резолютивная часть решения от 12.05.2008г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой
При ведении протокола судебного заседания судьей Т.Б.Красновой
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Рико экспресс» об оспаривании постановления
Комитета экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 04.04.2008г. № 18-10 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – Бардаков С.В.- довер. от 07.05.2008г.
от административного органа – Смекалова В.В. – довер. №33 от 04.05.2008г., Лайтман О.В. – довер. № 35 от 04.05.2008г., Шведова Н.В. – довер. №24 от 22.01.2008г.
от прокурора – Иванов И.В. – удостоверение № 156909
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Рико экспресс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления от 04.04.2008г. № 18-10, вынесенного Комитетом экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Прокуратурой Заволжского района г.Ярославля проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Рико экспресс» законодательства об охране окружающей среды на территории типографии, расположенной по адресу: г.Ярославль, ул.Колышкина, д.9 стр.4, в ходе проверки которой установлено, что Обществом не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества образования отходов, отсутствует разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, не проводится инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработаны предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не согласованы места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, не осуществляется учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, не проводится производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки правонарушения природоохранного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьями 8.1 и 8.21 КоАП РФ, заместитель прокурора Заволжского района г.Ярославля вынес постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях от 21.03.2008г., которые направил в Комитет экологического контроля для рассмотрения.
По результатам рассмотрения постановлений административный орган вынес постановление от 04.04.2008 N 18-10 о привлечении ООО «Рико экспресс» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей за отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
На основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется несоблюдение экологических требований при эксплуатации типографии, а именно – несоблюдение требований части 4 статьи 23, статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды», статьи 11, части 3 статьи 14, статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления», статей 14, 30 Федерального закона №96-ФЗ от 04.05.1999 «Об охране атмосферного воздуха».
В соответствии со статьей 24 Федерального закона № 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
При этом согласно статьи 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999г. выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Статьей 30 указанного закона установлены обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд полагает, что административным органом неверно квалифицированы выявленные прокурором правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ является незаконным и подлежит отмене.
Иные доводы заявителя судом не рассматриваются ввиду наличия достаточных оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 04.04.2008г. № 18-10, вынесенное Комитетом экологического контроля Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, о привлечении ООО «Рико экспресс» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в десятидневный срок.
Судья Т.Б. Краснова