150054, г. Ярославль, проспект Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-2889/2014 |
09 июня 2014 года |
Резолютивная часть решения оглашена 02.06.2014г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Калашниковой С.С.,
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Техноресурс" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным постановления от 26.02.2014 № 6.2-51 пл-ПС/0012-2014,
при участии:
от заявителя: ФИО1- директор, ФИО2-представитель по доверенности, от ответчика: ФИО3- пред. по дов. от 30.12.2013г.
установил:
Общество с ограниченной ответственность «Техноресурс» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган) от 26.02.2014 № 6.2-51пл-ПС/0012-2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представители заявителя поддержала заявленные требования. Просит суд учесть финансовое положение Общества, устранение выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о возможности снижения штрафных санкций.
Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявленные требования не признала, настаивает на законности вынесенного постановления.
Рассмотрев представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.
Заявителю эксплуатирует опасные производственные объекты : станции газозаправочные, расположенные по адресам : Ярославская область, Ярославский район, д. Чурилково; Ярославская область, Ярославский район д. Шалаево; Гаврилов-Ямский район, д. Шалаево, Шопшинский с/с; <...>.
Оспариваемым постановлением Учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. за нарушение требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 12 февраля 2014г. составленным по результатам плановой выездной проверки..
Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В статье 4 Закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( далее Закон) определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.
Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, возникающие в ходе обеспечения защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
В статье 9 Закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.
В частности, установлены обязанности соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
С учетом указанного, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом N 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение промышленной безопасности, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору установлено, что на опасных производственных объектах Общества не разработано положение о производственном контроле с учетом особенностей всех эксплуатируемых опасных производственных объектов; отсутствует план работы по осуществлению производственного контроля по обеспечению промышленной безопасности; не разработан план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; не заключен договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием; не проводится обучение в целях обеспечения готовности в действиям по локализации и ликвидации последствий аварии; отсутствует протокол ежегодной проверки знаний; отсутствует должностная инструкция ответственного за осуществление производственного контроля; отсутствует, утвержденная владельцем сосудов, инструкция по эксплуатации предохранительных клапанов; не назначено лицо, ответственное за метрологическое обеспечение; отсутствует паспорт АГЗС на опасный производственный объект; журнал учета газоопасных работ не прошнурован и не скреплен печатью; не занесены в журнал проводимые в 2013 г. результаты проверки ремонта запорной арматуры сосуда СУГ; не проведены в 2013 г. тренировочные занятия по локализации и ликвидации последствий возможных аварий; не регистрируются в журнале проводимые проверки параметров настройки предохранительных сбросных клапанов; не проведен в 4 квартале 2013г. полный осмотр резервуаров СУГ, эксплуатируемых на опасном производственном объекте; отсутствует производственная инструкция по заправке газобаллонных автомобилей на рабочем месте оператора; не регистрируются в журнале учета работ, периодически повторяющиеся газоопасные работы; отсутствует график технического обслуживания и ремонта опасного производственного объекта.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что невыполнение установленных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля Общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины ООО «Техноресурс» в совершении правонарушения.
Таким образом, суд полагает, что в действиях (бездействии) Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в редакции Постановления от 20.11.2008 № 60) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (п. 18.1).
В рассматриваемом судом случае , суд не усматривает признаков малозначительности.
Вместе с тем, Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014г. № 4-П « По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 15.19, 14.43, 15.23.1, 19.7.23 КоАП РФ в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами ООО «Барышский мясокомбинат» и «Волмет», ОАО «Завод «Реконд», «Эксплутационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», ЗАО «ГеотехникаП» и «Ранг» БУЗ Удмурдской республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмурдской республики указал, впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП Российской Федерации, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Принимая во внимание, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. Если же административное наказание за совершение административного правонарушения было назначено иным компетентным органом, должностным лицом, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер административной ответственности), рассмотрев соответствующее заявление юридического лица, также не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему административного штрафа.
Учитывая, что санкция, установленная частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, предусматривает наложение безальтернативного административного штрафа на юридических лиц в размере от 200000 до 300000 рублей суд считает возможным применить постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П к рассматриваемым отношениям.
Суд полагает, что применяя рассматриваемую правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, необходимо в каждом конкретном случае учитывать имущественное и финансовое положение правонарушителя и иные имеющие значение для назначения административного наказания обстоятельства.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного Обществу, суд принимает во внимание имущественное положение юридического лица, учитывая пояснения заявителя о том, что в настоящее время принимаются меры для устранения выявленных нарушений, а частично нарушения были устранены в ходе проверки, отсутствие отягчающих вину обстоятельств.
Суд полагает, что наложение на Предприятие штрафа в размере 200000 рублей является чрезмерным, штраф подлежит снижению до 20000 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения Обществу штрафа в размере, превышающем 20000 рублей.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Признать незаконным и изменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 26.02.2014 № 6.2-51 пл-ПС/0012-2014 о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Техноресурс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФв части назначения штрафа в размере 200 000 руб., определив ему наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 <...>).
Судья Н.Л.Ловыгина