ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3008/07 от 01.08.2007 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                               Дело №А82-3008/07-36

                                                                                                                 01 августа 2007 г.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе судьи   Систеровой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Систеровой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ФГУ «Управление  Федеральной службы исполнения наказаний Ярославской области»

к ФГУ «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области»,

Обществу с ограниченной ответственностью «Продснабсбыт»

о признании сделки недействительной

при участии:

от истца:  ФИО1 – пом. нач. упр. по доверенности

от  ответчика 1 : не явился

от ответчика 2: ФИО2 – адвокат по доверенности, удост. №200 от 01.11.2002 г.

 установил:

УФСИН России по Ярославской области обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУ ИК №8 УФСИН России по Ярославской области и ООО «Продснабсбыт» о признании недействительным договора №2 от 27.01.2006 г., заключенного между ответчиками. В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Пояснил суду, что между ответчиками  27.01.2006 г.  было заключено два договора: №1 – на  выполнение работ по ремонту  и строительству зданий и сооружений на базе отдыха «Боровая» и №2 – на оказание подрядчиком (ООО «Продснабсбыт») работ и услуг  связанных с развитием социальной сферы  УИС ЯО путем обеспечения заказчику возможности организации отдыха физических лиц на базе отдыха «Боровая». Условия о цене договора и порядке расчетов по  договору №2 содержат  отсылки к договору №1. Договор №1 не  просит признать недействительным, так как  считает его незаключенным ввиду несогласования сторонами существенных условий по сроку выполнения работ и объекту ремонта и строительства.

Договор №2 от 27.01.2006 г.  просит признать недействительным, так сделка была совершена в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в Положении о ФГУ ИК №8 УФСИН  по ЯО (далее положение). Считает перечень  разрешенных видов деятельности в положении  исчерпывающим. Пояснил суду, что истец является территориальным органом федеральной службы исполнения наказаний и вправе предъявить указанный иск. Считает, что строительство и ремонт требуют затрат более, чем 60 тысяч рублей в месяц, значит должны производиться на конкурсной основе либо по аукциону.

            Ответчик 1 (ФГУ ИК-8 УФСИН России по ЯО)  извещен  надлежащим образом, в судебное заседание не явился, письменно заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск исковые требования  не признает. Согласно  указанному положению в перечень основных задач и функций колонии входит обеспечение жизнедеятельности учреждения, развитие материально-технической базы  и социальной сферы, развитие и  бесперебойное функционирование социальной  сферы. Указанная база отдыха «Боровая»  находится в оперативном управлении и передана учреждению по договору о передаче  федерального имущества в оперативное  управление, согласно  которому на ответчике лежит обязанность по поддержанию имущества в  надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, проведении текущего и капитального ремонта. В связи с отсутствием целевого финансирования из федерального бюджета на содержание базы отдыха «Боровая» вынуждены были    подписать указанные договоры.

            Ответчик 2 (ООО «Продснабсбыт») исковые требования не признает. Считает, что оказание услуг не является незаконным, в положении  не указано, что другие виды деятельности запрещены, значит перечень не является исчерпывающим.

            Считает, что все доводы истца относятся к договору №1 и не имеют отношения к договору №2 на оказание услуг, что  иск был подан с целью уклонения от оплаты выполненных работ.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ФГУ ИК-8 УФСИН  России по Ярославской области  (ответчика 1).

            Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

27 января 2006 г. между ФГУ ИК-8 УФСИН России по ЯО и ООО «Продснабсбыт» был заключен  договор №2, согласно п.п. 1.1,1.2  которого подрядчик (ответчик 2) принимает на себя обязанность по проведению работ и оказанию услуг, связанных с развитием социальной сферы  УИС Ярославской области путем обеспечения заказчику (ответчику 1)  возможности организации отдыха физических лиц на объекте по адресу: Ярославская область,  Ярославский район, Карабихский сельсовет, база отдыха «Боровая», а  а заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ и производить оплату выполненных работ ежемесячно, на условиях, предусмотренных договором. В  рамках настоящего договора Подрядчик производит следующие работы – содействие заказчику в организации отдыха сотрудников и пенсионеров УИС и т.д.

Заключение договора на неразрешенный учредительными документами вид деятельности учреждением, финансируемым из федерального бюджета, явилось основанием  для  обращения  Федерального государственного учреждения «Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области»  с иском в суд за защитой нарушенных прав  и законных интересов путем признания сделки недействительной.

            Оценивая  сложившуюся правовую ситуацию суд пришел к  следующему выводу.

            В соответствии с п. 5.11 Положения о федеральном государственном учреждении «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области», утвержденным  приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 06.04.2005 г. № 242, «Учреждение» имеет право вести предпринимательскую и иную, приносящую доход, деятельность по следующим видам деятельности:

 Производство пищевых продуктов, в том числе хлебобулочных изделий; реализация продукции внебюджетной деятельности населению;  животноводство; кролиководство; птицеводство и растениеводство; деятельность  столовой «Учреждения» по обеспечению общественным питанием  сотрудников; изготовление поделок народных промыслов; розничная торговля   в неспециализированных   магазинах преимущественно пищевыми продуктами; переработка соевых бобов; предоставление услуг телефонной связи осужденным;  предоставление гостиничных услуг родственникам  осужденных, отбывающих наказание  в «Учреждении».

            Прибыль, полученная от этой деятельности, учитывается  распределяется на отдельном балансе в соответствии с гражданским бюджетным  законодательством.

            Учитывая, что учреждение  имеет специальный статус исправительного учреждения, учредительными документами учреждения ограничены виды деятельности,  по которым учреждение не вправе вести предпринимательскую   и иную, приносящую доход, деятельность.

В соответствии  со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль   или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21.07.93 г. № 5473-1 территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют непосредственный   контроль за деятельностью   учреждений, исполняющих наказание.

            УФСИН России по ЯО является таким территориальным органом, созданным на территории субъекта Российской Федерации, что подтверждается Положением о нем, предоставленным   истцом в материалы дела.

            Ссылка ответчика 2 на отсутствие в уставных документах запрещения  заниматься оказанием услуг, судом  не принимается, так как в соответствии со ст. 49  ГК РФ только  коммерческим организациям  предоставлено право осуществлять любые виды  деятельности, не запрещенные законом. Ответчик 1 не является коммерческой организацией в силу  специфики своего назначения. Более того, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 10.02.2004 г. №71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений» (в ред.  Постановления Правительства РФ от 20.12.06 г. №782) федеральным органом  исполнительной власти предписано предусматривать в уставах федеральных государственных учреждений исчерпывающий перечень функций ( видов деятельности), осуществляемых учреждением.

            Суд считает, что  другая сторона в сделке имела реальную возможность проверить  законность совершаемой сделки, запросив учредительные документы другой стороны по сделке. Суду, в нарушение ст. 65 АПК РФ,  не доказано проявление особой повышенной заботливости при оценке правоспособности юридического лица на совершение им  сделок.

Суд соглашается с доводами ответчика 2 о том, что оценка договора №1 от 27.01.2006 г. выходит за рамки предъявленного иска и является предметом отдельного рассмотрения.

            Суд учитывает так же, что услуги, предусмотренные договором, фактически не оказывались и не могли оказываться ввиду невыполнения работ  по строительству и ремонту базы отдыха.

            Довод ответчика 1 об отсутствии денежных средств на  выполнение работ по содержанию базы отдыха, переданной в оперативное управление, судом  не принимается, так как  не является основанием для выхода за рамки правоспособности юридического лица.

            С учетом изложенного, исковые требования заявлены  обоснованно и подлежат  удовлетворению.

            Руководствуясь ст. ст.  8, 12, 49, 173  Гражданского кодекса Российской Федерации,  ст. ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                           РЕШИЛ:

Признать недействительным договор №2 от 27 января 2006 г., заключенный между Федеральным государственным учреждением «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области» и Обществом с ответственностью «Продснабсбыт».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Продснабсбыт» в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины.

Взыскать с Федерального государственного учреждения «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области»   в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке и сроки.

Судья                                                                                                                    Систерова Н.А.