ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-3024/09 от 13.04.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-3024/20099-31

14 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения от 13.04.2009г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания судьей Ловыгиной Н.,Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Переславского городского отдела внутренних дел УВД Ярославской области  о привлечении к административной ответственности предпринимателя без образования юридического лица ФИО1

по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии

от заявителя: не явился, извещен

от лица, в отношении которого составлен протокол: не явился, извещен

установил:

Переславский городской отдел внутренних дел УВД Ярославской области обратился в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предпринимателя ФИО1 по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. В соответствии со ст.ст. 156, 205 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.

В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, предпринимателю вменяется реализация в его торговой точке алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность оборота.

В области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется государственное регулирование, направленное на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, действующего в данной сфере.

Статья 10.2 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» устанавливает, что оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной, справки к грузовой таможенной декларации (для импортной алкогольной продукции).

Пункт 1 статьи 26 указанного Закона запрещает оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.

Протоколом АА № 000691 от 17.03.2009г. установлен факт реализации в принадлежащей предпринимателю ФИО1 торговой точке, алкогольной продукции – 1 бутылки вина «Портвейн 777» без надлежащим образом оформленных товарно-транспортных документов и справок к ТТН, а также сертификатов соответствия, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.

Исследовав обстоятельства дела и объективно оценив представленные административным органом доказательства, суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с административным законодательством, которое состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела послужило выявление в ходе проведения проверочной закупки факта отсутствия в торговой точке в момент проверки сопроводительных документов на вино «Портвейн 777».

Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 144-ФЗ от 12.08.1995г. «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием.

В соответствии с пунктом 16 статьи 11 Закона РФ от 18.04.2007г. № 1026-1 «О милиции» милиции предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.

Статьей 4 указанного Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в том числе, наличие возбужденного уголовного дела; ставшие известные органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершавших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 14.07.1998г. № 86-О под противоправным деянием рассматриваемый Федеральный закон подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.

Согласно статьи 2 названного Закона задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Из изложенного следует, что оперативно-розыскные мероприятия не проводятся в целях выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений.

В соответствии с Законом РФ от 18.04.2007г. № 1026-1 «О милиции» милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

Согласно статьям 7, 9 Закона милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Основными задачами милиции общественной безопасности являются, в том числе, обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

В соответствии со Структурой милиции общественной безопасности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности», подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства входят в структуру милиции общественной безопасности (п.п.«ж» п.10 Структуры).

Статьей 10 Закона «О милиции» установлены обязанности милиции. В частности, согласно пунктам 1 и 7 указанной статьи милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем, ни указанный нормативный правовой акт, ни иные акты не предоставляют право должностных лиц органов внутренних дел проводить контрольные (проверочные) закупки с целью выявления административных правонарушений, не определяют метод и порядок их проведения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что осуществление должностным лицом Управления внутренних дел контрольной (проверочной) закупки при осуществлении контроля за оборотом алкогольной продукции не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Иных доказательств подтверждающих факт реализации вина «Портвейн 777» в материалах дела нет.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о факте административного правонарушения.

С учетом изложенного суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Изъятая в ходе проверки алкогольная продукция – вино «Портвейн 777» в количестве 1 бутылки возврату не подлежит, подлежит уничтожению.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Н.Л.Ловыгина