Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-3034/2011
20 сентября 2011 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Систеровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кукиной О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" (ОАО "ELDIN") (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 279248.59 руб.
при участии :
от истца : ФИО1- гл. технолог по доверенности, ФИО2- представитель по доверенности
от ответчика : ФИО3 – нач. юр. отдела по доверенности, ФИО4- нач. лаборатории по доверенности.
установил:
Открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" обратилось в арбитражный суд с иском к Открытому акционерному обществу "Ярославский электромашиностроительный завод" о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг за прием сточных вод с превышение норм допустимых концентрацией загрязняющих веществ и их очистку (далее по тексту ПДК) за период с 30.06.2010г. по 28.02. 2011г. в сумме 273 060 руб. 91 коп., 6 187 руб. 68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2010г. по 14.03.2011г. , всего 279 248 руб. 59 коп. по договору № 90 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2007г., также просит взыскать 200 руб. судебных издержек, связанных с получением выписки из ЕГРПЮЛ на ответчика из регистрирующего органа и производить начисление процентов с 15.03.2011г. по день фактического исполнения ответчиком денежного обязательства.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал. Пояснил суду, расчет задолженности за ПДК, производит по формуле, утвержденной Постановлением № 172-П от 28.07.1997г. Также пояснил суду, что лимиты установлены на все отходы, которые образуются; отсутствует норматив на размещение отходов. Если норматива нет, то он и не применяется при расчетах. Кроме того, пояснил суду, что если сброс стоков произведен в пределах норматива, то оплата за услугу входит в тариф, если допустимая концентрация загрязняющих веществ была превышена, то оказанная услуга подлежит оплате.
Ответчик исковые требования не признает по доводам, изложенным в отзыве. Пояснил суду, что истцом при расчете платы за ПДК нарушается порядок, установленный Постановлением Правительства ЯО № 172-П от 28.07.97г. Считает, что истцом не применяется разность между удельными величинами фактического (Доф) и нормативного (Доn) по осадку, произведенный расчет не соответствует формуле, предусмотренной п.15 указанного Порядка, в связи с чем применяя в формуле расчета только величину Доф, истец нарушает установленный порядок. Считает, что оплата за образование отходов, их очистку и их размещение уже заложена в тариф. Получается фактически двойная оплата за одну и ту же услугу. Считает, что законодатель определил возможность исключения показателя Доn из расчетов только при наличии двух условий: одновременного отсутствия разработанных и утвержденных соответствующим органом двух нормативов.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы сторон, суд установил следующее.
Взаимоотношения сторон возникли на основании договоров № 90 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод в коммунальную канализацию от 01.012007г, согласно п.п.3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.3, 3.3.6,5.1, 5.4, 5.5, 5.6 которого Водоканал (истец) обязан : обеспечивать питьевой водой Абонента в размере установленного лимита в количестве 300 куб.м./сут., 9125 куб. м/мес.,109500 куб.м./год; принимать сточные воды в систему коммунальной канализации от Абонента в размере лимита в количестве 360 куб.м./мес., 10950 куб.м./мес., 131400 куб.м./год; Абонент (ответчик) обязан своевременно производить оплату Водоканалу за полученную воду, сброшенные сточные воды и загрязняющие вещества на основании условий, предусмотренных настоящим договором; расчеты за воду, израсходованную Абонентом, и принятые сточные воды производятся по показаниям приборов учета согласно тарифам в размере 7,57 руб. за 1 куб.м. отпущенной питьевой воды, 4,93 руб. за 1 куб.м. принятых сточных вод, по состоянию на дату заключения настоящего договора..; сумма платы за сверхлимитное водопотребление определятся тарифом, повышенном в пятикратном размере, исходя из объемов фактически израсходованной питьевой воды за каждый месяц; сумма платы за превышение лимита сброса сточных вод определяется тарифом, повышенным в трехкратном размере, за каждый куб.м. сбрасываемых сточных вод; оплата услуг Водоканала производится в размере 10% предоплаты в срок до 25 числа календарного месяца, предшествующему расчетному месяцу….Окончательный расчет между сторонами (включая сверхлимитное водопотребление и водоотведение, сброс загрязняющих веществ) производится по результатам фактического водопотребления и водоотведения за каждый прошедший месяц, путем выставления в банк платежного требования и списания средств со счета Абонента в безакцептном порядке, в срок не более 10 дней с момента выставления в банк, либо излишне указанные суммы зачисляются в счет будущих платежей.
Разрешение на сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации г. Ярославля ответчиком получено.
Отказ со стороны ответчика произвести оплату за превышение норм допустимых концентрацией загрязняющих веществ и их очистку за период с июня 2010г. по февраль 2011г. явился основанием для обращения с иском в суд за защитой нарушенного права.
Оценивая сложившуюся правовую ситуацию, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539-447 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст.ст. 539, 544 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 65 АПК РФ стороны должны доказать суду обстоятельства на которые ссылаются в обосновании своих требований либо возражений.
Факт превышения норм допустимых концентраций загрязняющих веществ за период с июня 2010г. по февраль 2011г. нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела, ответчиком не отрицается.
Ответчик не оспаривает показатели фактической концентрации загрязняющих веществ и иные показатели, возражает по расчету, произведенному истцом, так как считает, что при отсутствии утвержденного норматива (Доn – нормативная величина), расчет, произведенный истцом, является незаконным.
Доводы ответчика отклоняются судом на основании следующего.
Порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в канализационные сети населенных пунктов Ярославской области установлен Постановлением Правительства Ярославской области № 172-П от 28.07.1997г.
Названным нормативным правовым актом, принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» с целью упорядочения расчётов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации населённых пунктов в поверхностные водные объекты, и предприятиями, осуществляющими эксплуатацию систем канализации населённых пунктов (далее - предприятия ВКХ), утверждён в том числе порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов (далее - Порядок).
Порядок регулирует механизм взимания платы предприятиями ВКХ и предприятиями-владельцами очистных сооружений за фактический приём сточных вод и загрязняющих веществ абонентов в систему канализации населённых пунктов (пункт 1 Порядка).
В пункте 14 Порядка закреплено, что плата (П) за временные условия приёма сточных вод (ВУП) загрязняющих веществ взимается на основе цен за ВУП, рассчитанных исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов (Nв), применённых к разности между установленными временно-допустимыми концентрациями (ВДК) и допустимыми концентрациями (ДК) загрязняющих веществ, эффективности очистки (Э) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки, базовых нормативов платы в пределах установленных лимитов за размещение осадков (No), применённых к разности между удельными величинами лимитов Дол и нормативов Доn размещения осадков на 1 м(3) сточных вод, коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов (Кэв) и почвы региона (Кэп), коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населённых пунктов (Кинд), повышающего коэффициента оценки качества возвратных вод абонентов с учётом их токсичности (Кт), согласно постановлению Правительства Ярославской области от 29.05.1996 № 146-п, а также объёма (g) фактически сброшенных сточных вод в систему канализации за период от обнаружения нарушения до устранения загрязнения и получения результатов нового контроля. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (в этом же пункте приведена формула, по которой рассчитывается указанная плата).
В примечании к пункту 14 Порядка указано, что Дon - это удельная величина, характеризующая отношение установленного предприятием ВКХ норматива предельного размещения осадка к общему годовому пропуску сточных вод через очистные сооружения. При отсутствии утверждённых Госкомэкологией Российской Федерации разработанных нормативов предельного размещения осадков и базовых нормативов платы за предельное размещение осадков показатель Доn в расчётах не используется.
Согласно пункту 15 Порядка, при сбросе абонентами в системы коммунальной канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК или ВДК, но не превышающих концентрации, допустимые для сетей канализации и биологической очистки, расчёт платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов (Nв), применённых к разности между фактической (ФК) и допустимой (или временно допустимой) концентрациями (ДК) или (ВДК) загрязняющих веществ; эффективности очистки (Э) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки; базовых нормативов платы (Nо) в пределах установленных лимитов за размещение осадков, применённых к разности между удельными величинами фактического (Доф) и нормативного (Доn при нарушении ПДК) или лимита (Дол при нарушении ВДК) размещения осадков на 1 м(3) сточных вод; коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов (Кэв) и почвы региона (Кэп); пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадков; коэффициентов индексации базовых нормативов платы (Кинд), повышающего коэффициента оценки качества возвратных вод абонентов с учётом их токсичности (Кт), а также объёма фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения нарушения до устранения загрязнения и получения результатов нового контроля. При этом объём сточных вод учитывается с начала расчётного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб (в данном пункте также приведена формула, по которой рассчитывается соответствующая плата).
В соответствии с примечанием к пункту 15 Порядка, Доф - это удельная величина, характеризующая отношение фактически размещённой массы осадка за предыдущий год (согласно форме госстатотчетности «2тп - водхоз») тн/куб. м - устанавливается расчётным путём; Дол - это удельная величина, характеризующая отношение установленного предприятиями ВКХ на текущий год лимита на размещение вывозимых осадков на специальных санкционированных сооружениях (полигонах, накопителях, иловых площадках) к общему годовому пропуску сточных вод через очистные сооружения (согласно форме госстатотчетности «2тп - водхоз») тн/куб. м - также устанавливается расчётным путём.
Данный коэффициент рассчитан и утвержден истцом для всех абонентов Доф = 0,00156 т/куб.м.
Таким образом, при составлении расчетов платы за сброс абонентом сточных вод в концентрациях превышающих ДК у истца отсутствовали основания для применения коэффициента Доф равным 0. Поскольку утвержденный Госкомэкологией РФ коэффициент Доn отсутствует, то в соответствии с п.14 вышеуказанного Постановления данный коэффициент истцом в расчетах не использовался.
С учетом изложенного, суд считает, что расчет платы произведен в строгом соответствии с «Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ ..», утвержденным Постановлением Правительства Ярославской области № 172-П от 28.07.1997г.
Суд считает, что исковые требования в части взыскания 273 060 руб. 91 коп. заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2010г. по 14.03.2011г. по ставке рефинансирования 8,25 % годовых в сумме 6 187 руб.68 коп. и с 15.03.2011г. по день оплаты ответчиком суммы основного долга.
Суд считает, что при доказанности наличия задолженности по оплате, применение ответственности за неисполнение денежного обязательства в соответствии со ст.395 ГК РФ является обоснованным и правомерным.
В соответствии с п.51 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.96г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» проценты подлежат уплате за весь период пользования чужими денежными средствами по день фактической уплаты этих средств кредитора, если законом, иными правовыми актами или договором не определен более короткий срок.
С учетом изложенного, исковые требования по взысканию процентов подлежат удовлетворению согласно расчету истца в сумме 6 187 руб. 68 коп. за период с 11.07.2010г. по 14.03.2011г. и с 15.03.2011г. по день фактической уплаты суммы основного долга.
Истцом заявлено требование о взыскании судебных издержек в сумме 200 руб., связанных с получением выписки из ЕГРЮЛ на ответчика из регистрирующего органа. Факт несения данных расходов подтверждает платежным поручением № 26833 от 17.02.2011г.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам… и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Суд считает, что требование в этой части заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению в сумме 200 руб.
Расходы по оплате госпошлины распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 8,12,309,539,544 Гражданского кодекса Российской Федерации , статьями 65,106,110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Открытого акционерного общества "Ярославский электромашиностроительный завод" (ОАО "ELDIN") (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 273 060 руб. 91 коп. задолженности, 6 187 руб.68 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2010г. по 14.03.2011г., 200 руб. судебные издержки, 8 584 руб. 97 коп. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
Начиная с 15.03.2011г. производить начисление процентов за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансировании 8,25% с суммы задолженности 273 060 руб. 91 коп. до фактического погашения задолженности в сумме 273 060 руб. 91 коп.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в установленном порядке.
Судья
Систерова Н.А.