150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-3110/2015 |
24 апреля 2015 года |
Резолютивная часть решения оглашена 17 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солодовниковой А.Е.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Рыбинского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к открытому акционерному обществу "Пассажирское автотранспортное предприятие № 1" (ИНН 7610100584, ОГРН 1137610002188)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии
от заявителя – Батырев Ю.В. – представитель по доверенности от 10.03.2015г. № 580,
от ответчика – Ломтева Ю.Ю. – представитель по доверенности от 01.04.2015г.,
установил:
Рыбинский отдел Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратился в арбитражный суд с заявлением к открытому акционерному обществу "Пассажирское автотранспортное предприятие № 1" г. Рыбинск (далее – Общество, ОАО «ПАТП № 1» г.Рыбинска) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, Обществу вменяется нарушение обязательных требований, установленных правовыми актами, в том числе лицензионными.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие № 1"г. Рыбинскна основании лицензии от 27.12.2012г. № АСС-76-21815 осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Срок действия лицензии – бессрочно.
Согласно подпункту «г», «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок N 280, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 данного Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании перевозок N 280 предусмотрено понятие грубого нарушения лицензионных требований при перевозке пассажиров, под которым понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 указанного Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно повлекшие за собой:
) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г., установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10.12.1995г. запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению
безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 "О Правилах дорожного движения" предусмотрено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
Обязанности по содержанию транспортных средств в технически исправном состоянии закреплены в приказе Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15
Приказом Минтранса РФ от 20.03.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, пунктом 25 которого установлено, что продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 часов.
Также обязанности владельцев автотранспорта по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств предусмотрены Положениями Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2, Приказом Минтранса РФ от 22.06.1998г. № 75, Приказом Минтранса и Минтруда № 13/11 от 11.03.1994, ГОСТ Р 51-825-2001.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протоколом об административном правонарушении № 41-Б.Ю. (Серия АДН №004133) от 05.03.2015г., составленным начальником Рыбинского отдела УГАДН по ЯО на основании Акта проверки юридического лица от 05.03.2015г. № 045, установлено нарушение Обществом обязательных требований, установленных правовыми лицензионными актами, за которое ч. 4. ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, выразившееся в следующем:
1. Регулярные автобусные маршруты № 27 (Железнодорожный вокзал – ул. Труда, Мясокомбинат) и № 29 (Железнодорожный вокзал – сады «Дружба») организованы с нарушениями обязательных требований: отсутствует решение уполномоченного органа об открытии данных маршрутов. Нарушен Закон Ярославской области от 04.12.2006г. № 90-з «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области» (далее – закон № 90-з), Постановление главы городского округа город Рыбинск от 21.01.2008г. № 55 «Об организации транспортного обслуживания населения» (решение об открытии, изменении или закрытии маршрутов регулярных перевозок принимается уполномоченным органом, органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией).
2. Отсутствует договор с органами местного самоуправления с утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Нарушена статья 9 закона № 90-з. Организация регулярных перевозок (пункты 1,5,6). Пункт 1. Регулярные перевозки осуществляются перевозчиками в соответствии с заключенными ими договорами об организации регулярных перевозок, утвержденными расписаниями движения транспортных средств и правилами организации пассажирских перевозок. Пункт 5. Заключают с перевозчиками договоры об организации регулярных перевозок на внутримуниципальных маршрутах в городском и пригородном сообщении, контролируют соблюдение условий заключенных договоров.
3. Отсутствуют утвержденные паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств на внутримуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщения. Нарушен: пункт 6.утверждают паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств на внутримуниципальных маршрутах городского и пригородного сообщения (пункт в редакции Закона ЯО от 09.06.2009 № 31-з ru76000200900438).
4. Маршрут№ 29 «Железнодорожный вокзал – сады «Дружба» является межмуниципальным, так как конечная остановка «Сады «Дружба» находится за границей городского округа город Рыбинск. Нарушена: статья 2. Правовое регулирование деятельности в сфере транспортного обслуживания населения. Уполномоченный орган: статья 5 часть 2 пункт 4 - определяет порядок открытия, изменения и закрытия межмуниципальных маршрутов в пригородном и междугородном сообщении, а также требования к их организации (пункт в редакции Закона ЯО от 09.06.2009 № 31-з ru76000200900438). Статья 5 часть 3 пункт 1 - принимает решение об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных маршрутов в пригородном и междугородном сообщении (пункт в редакции Закона ЯО от 09.06.2009 № 31-з ru76000200900438), пункт 2 - утверждает паспорта маршрутов и расписание движения транспортных средств на межмуниципальных маршрутах пригородного и междугородного сообщения (пункт в редакции Закона ЯО от 09.06.2009 № 31-з ru76000200900438). Статья 7. Виды маршрутов. В зависимости от территории пролегания маршруты регулярных перевозок на территории Ярославской области подразделяются на внутримуниципальные, межмуниципальные и межсубъектные (часть в редакции Закона ЯО от 09.06.2009 № 31-з ru76000200900438). Наименование в редакции Закона ЯО от 09.06.2009 № 31-з ru76000200900438).
5. Отсутствуетсогласование с владельцем нерегулируемого железнодорожного переезда автобусного регулярного маршрута № 27 (Железнодорожный вокзал – ул. Труда (Мясокомбинат)).
6. У водителей автобусов регулярных маршрутов № 27 и № 29 отсутствовали схемы с указанием опасных участков на обслуживаемом маршруте, а также расписание (график) движения.Нарушен: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15 января 2014 г. N 7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации». Пункт 62. Субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан:
1) обеспечить каждого водителя следующими документами:
расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок;
схемой маршрута с указанием опасных участков;
2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Пункт 63. Организация автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров, проходящего через нерегулируемый железнодорожный переезд, осуществляется по согласованию с владельцем данного переезда.
7. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует полное или краткое наименование перевозчика. Нарушены: Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 112.
8. На ветровом стекле автобуса марки А09204 гос.регистрационный знак Е497ЕМ имеется наличие трещины со стороны водителя в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла.Неисправность, при которой запрещена эксплуатация. Нарушено: Приложение к Основным положениям по допуску ТС, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090, ГОСТ Р 51709-2001 от 01.01.2002г. п.4.7.2, Правила проведения технического осмотра от 05.12.2011г. № 1008 п.7.4, статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств … обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения».
9. Нарушен установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей (междусменный отдых менее 12 часов).
9.1. Водитель Петрова Юлия Анатольевна –
Путевой лист № 1396 – 14.01.2015г. время заезда 18ч.55м.,
Путевой лист № 1509 – 15.01.2015г. время выезда 6ч.10м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.15м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 1927 – 19.01.2015г. время заезда 18ч.57м.,
Путевой лист № 2038 – 20.01.2015г. время выезда 6ч.10м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.13м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 3456 – 02.02.2015г. время заезда 19ч.,
Путевой лист № 3572 – 03.02.2015г. время выезда 6ч.07м.
9.2. Водитель Окладников Евгений Николаевич –
Путевой лист № 2593 – 25.01.2015г. время заезда 18ч.40м.,
Путевой лист № 2703 – 26.01.2015г. время выезда 6ч.00м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.40м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 1732 – 17.01.2015г. время заезда 19ч.19м.,
Путевой лист № 2038 – 18.01.2015г. время выезда 5ч.54м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.35м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 1288 – 13.01.2015г. время заезда 19ч.14м.,
Путевой лист № 1398 – 14.01.2015г. время выезда 5ч.51м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.37м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 2593 – 25.01.2015г. время заезда 18ч.40м.,
Путевой лист № 2703 – 26.01.2015г. время выезда 6ч.01м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.39м., т.е.менее 12 часов,
9.3. Водитель Смирнов Никола Владимирович –
Путевой лист № 2397 – 23.01.2015г. время заезда 19ч.15м.,
Путевой лист № 2498 – 24.01.2015г. время выезда 6ч.41м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.26м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 1510 – 15.01.2015г. время заезда 19ч.10м.,
Путевой лист № 1624 – 16.01.2015г. время выезда 6ч.18м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.08м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 1922 – 19.01.2015г. время заезда 19ч.15м.,
Путевой лист № 2038 – 20.01.2015г. время выезда 5ч.56м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.41м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 3689 – 04.02.2015г. время заезда 19ч.18м.,
Путевой лист № 2703 – 05.02.2015г. время выезда 6ч.18м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.00м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 3689 – 08.02.2015г. время заезда 18ч.58м.,
Путевой лист № 4226 – 09.02.2015г. время выезда 5ч.52м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.54м., т.е.менее 12 часов,
9.4. Водитель Квитко Владимир Евгеньевич –
Путевой лист № 1730 – 17.01.2015г. время заезда 19ч.35м.,
Путевой лист № 1825 – 18.01.2015г. время выезда 6ч.42м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.17м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 2164 – 21.01.2015г. время заезда 18ч.58м.,
Путевой лист № 4226 – 22.01.2015г. время выезда 6ч.09м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.53м., т.е.менее 12 часов,
9.5. Водитель Артыщук Андрей Адамович –
Путевой лист № 1730 – 23.01.2015г. время заезда 19ч.11м.,
Путевой лист № 2499 – 24.01.2015г. время выезда 6ч.03м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.52м., т.е.менее 12 часов,
Путевой лист № 3352 – 01.02.2015г. время заезда 19ч.25м.,
Путевой лист № 3454 – 02.02.2015г. время выезда 6ч.17м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.42м., т.е.менее 12 часов,
9.6. Водитель Орлов Александр Михайлович –
Путевой лист № 1731 – 17.01.2015г. время заезда 19ч.45м.,
Путевой лист № 1826 – 18.01.2015г. время выезда 6ч.33м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.12м., т.е.менее 12 часов,
9.7. Водитель Серова Елена Алексеевна –
Путевой лист № 4014 – 07.02.2015г. время заезда 18ч.45м.,
Путевой лист № 4120 – 08.02.2015г. время выезда 5ч.40м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 10ч.55м., т.е.менее 12 часов,
9.8. Водитель Журавлев Виталий Вячеславович –
Путевой лист № 3253 – 31.01.2015г. время заезда 19ч.17м.,
Путевой лист № 3350 – 01.02.2015г. время выезда 6ч.46м.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила 11ч.23м., т.е.менее 12 часов.
Нарушена статья 20. «Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств … организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей»; Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (с изменениями и дополнениями): п. 25.Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов; Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280: п. 4 пп. з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пп. и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Факт совершения указанного правонарушения подтверждается Актом проверки юридического лица от 05.03.2015г. № 045, путевыми листами и другими добытыми по делу доказательствами, представителем Общества при составлении протокола не оспаривался.
Учитывая то обстоятельство, что по пунктам 1,2,3,4,5,6 протокола об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.04.2015г. по делу № А82-2715/2015, а согласно ч.5 ст.4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, с учетом мнения надзорного органа, суд отказывает в привлечении к административной ответственности по указанным пунктам.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, что ОАО «ПАТП №1» г.Рыбинска не обеспечило надлежащий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, в связи с чем усматривает вину Общества в совершении правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств, что им были приняты все зависящие меры для недопущения нарушения законодательства в области лицензирования деятельности по перевозке пассажиров.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «ПАТП №1» г. Рыбинска вменяемого административного правонарушения.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя судом не установлено.
Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие № 1" (ИНН 7610100584, ОГРН 1137610002188, адрес местонахождения - 152905, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. 9 Мая, д.61) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить взыскание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель ИНН – 7604012298, КПП 760401001 УФК по Ярославской области (УГАДН по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); счет получателя: 40101810700000010010, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль; БИК банка: 047888001, КБК: 10611690020020000140 – штрафы, зачисленные в бюджеты городских округов, ОКТМО: 78701000.
В случае добровольной уплаты штрафа доказательства уплаты направить в суд. При неуплате штрафа в добровольном порядке решение будет обращено к принудительному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья | Ловыгина Н.Л. |